Санитарно-гигиенические требования к ДОУ и контроль питания в детском саду

Программа производственного контроля в ДОУ — это внутренний контроль самой организации, в т. ч. посредством лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. В Протоколе о санитарно-гигенических требованиях в ДОУ приведена примерная программа производственного контроля организации питания в пищеблоке ОО в части лабораторных исследований. Кроме того, указаны основания для внеплановых лабораторных исследований и объем внепланового лабораторного контроля. Требования к самостоятельному осуществлению лабораторных исследований, которые обеспечат достоверность проводимых исследований, согласно санитарно-гигиеническим требованиям в ДОУ заключаются в следующем: наличие у работников образовательных организаций, непосредственно выполняющих исследования, отбор проб, документов, подтверждающих до¬статочность их теоретической и практической подготовки для выполнения конкретных видов исследований, выданных аккредитованной на выполнение этих исследований организацией; приборы, используемые для исследования тех или иных факторов окружающей среды, должны иметь свидетельство о возможности их использования в качестве средств измерения (т. е. обеспечивать требуемую точность измерений) и свидетельство их метрологической поверки; наличие официально изданных методов и методик контроля. Несмотря на повышение уровня автоматизации технологических процессов приготовления рационов в образовательных организациях и совершенствование контроля организации питания, периодически регистрируются факты массовых инфекционных заболеваний, связанных с пищевыми продуктами. Протокол санитарно-гигиенических норм для детского сада предусматривает объем и периодичность лабораторно-инструментальных исследований в случае групповых инфекционных заболеваний (вспышек) и пищевых отравлений. Основным документом, который определяет порядок производственного контроля при организации питания воспитанников*, является программа производственного контроля в ДОУ. На практике она часто оформляется в виде таблицы: в строках перечисляются объекты контроля, а в графах регламентируется порядок проведения мероприятий (таблица). Рекомендуемая форма программы производственного контроля Объект контроля Контролируемые параметры (показатели) Точка (место) контроля (в т. ч. критические контрольные точки) Периодичность контроля Методика (технология, про­цедура) контроля Ответственное лицо или организация, привлекаемая на договорной основе Способ регистрации результатов контроля (используемая форма учетно-отчетной документации)               Информация, заносимая в графы таблицы, может носить отсылочный характер, т. е. содержать ссылки надругие документы – внутренние документы учреждения, используемую техническую документацию или официальные нормативные и методические документы, действующие на уровне федерации или субъекта РФ. В соответствии с санитарными правилами “Организация и проведение производственного контроля засоблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП1.1.1058-01”, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ10.07.2001 (ред. от 27.03.2007), программа производственного контроля в ДОУ должна содержать в себе следующие перечни, которые рекомендуется оформлять в виде приложений к ней: Перечень официально изданных санитарных правил (технических регламентов), методов и методик контроля в соответствии с осуществляемой деятельностью**. Перечень должностных лиц, осуществляющих контроль***. Перечень работников, подлежащих медосмотрам, профессиональной гигиенической подготовке. Перечень (номенклатура) осуществляемых работ, услуг, выпускаемой и реализуемой продукции (ассортимент) и других видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Перечень мероприятий по обоснованию безопасности для человека и окружающей среды продукции, работ, услуг (санитарно­-эпидемиологическая экспертиза, установление иобоснование сроков годности продукции, разработка и утверждение рационовпитания и т. п.). Перечень форм учета и отчетности (и сами формы*). Перечень возможных аварийных ситуаций (в котором обычно перечисляются возможные аварийные ситуации, тактика санитарно­-противо­эпидемических мероприятий при их возникновении, органы и структуры, которые в каждом случае необходимо оповестить). Важным условием эффективного производственной проверки при организации питания в ДОУ является правильное, полное и своевременное ведение учетно­-отчетной документации**. Ее ведут ответственные лица по каждому конкретному объекту (показателю) производственного контроля. Формы документов длярегистрации и учета результатов контроля следует перечислить и привести впрограмме производственной проверки объекта. Как правило, большинствоиз них разрабатывается и утверждается самим образовательным учреждением. Наиболее распространены следующие формы учета и регистрации результатов производственного контроля: специальный журнал; автоматизированная информационная система***; формализованный бланк (карта); дубликаттоварно-­транспортной накладной (рекомендуется использовать при входной проверке) или меню (при приемочном мониторинге) с соответствующей дополнительной графой для результатов контроля – подшиваются вспециальную папку; протокол (по результатам лабораторно-­инструментальных исследований); график (например, термограмма); карты складского учета продуктов; справка, докладная, рапорт по результатам проверки; акт (при комиссионном контроле); другие (на усмотрение руководителя учреждения). В нормативных документахобычно устанавливаются лишь требования к содержанию (не к форме) некоторых документов, например, программы производственного и процедура внутреннего контроля в ДОУ, атакже требования к методам лабораторно-­инструментального исследования. Так, санитарно-­эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249­03″, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ25.03.2003****, не содержат обязательных форм документации, которая должна вестись по результатам производственной проверки. Между темДепартаментом образования г. Москвы утверждены методические указания”Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях” (М., 2007г.), в которых приведены рекомендуемые формы основных журналов. Для ведения необходимойдокументации и анализа рациона питания рекомендуется использоватьспециальные автоматизированные информационные системы, предназначенныедля ДОУ. Они позволяют существенно упростить работу специалистов,формирующих рацион питания и осуществляющих производственный контроль. Условные обозначения: 1. “*” – документы допустимо иметь в форме извлечений или в электронном виде. 2. “**” – работы, услугимогут предусматриваться общим договором (государственным контрактом) сорганизацией, снабжающей пищевыми продуктами ДОУ. 3. “***” – работы можно проводить по разовым заявкам, вместо постоянно действующего договора. Протокол производственного контроля в детском саду Протокол указывает на необходимость проведения комплекса контрольных мероприятий, включающих в себя: анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий в образовательных организациях; оценку эффективности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих безопасность обучающихся в ОО; производственный контроль в ДОУ; самостоятельное санитарно-гигиеническое обследование условий и организации питания в ОО. В Протоколе о санитарно-гигиенических требованиях в ДОУ прописаны критерии оценки дошкольной образовательной организации по уровню санитарно-эпидемиологического состояния и определены оптимальные, допустимые, потенциально опасные условия обучения и воспитания и опасные, способствующие развитию и прогрессированию школьно-обусловленных заболеваний. Указанные в Протоколе о санитарно-гигиенических требованиях в ДОУ критерии условий обучения разграничены для дошкольных и общеобразовательных организаций. Группа санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) определяется исходя из гигиенической оценки санитарного благополучия ОО с выделением маркерных показателей повышенного риска здоровью детей. Отнесение ОО к одной из групп СЭБ является основанием для разработки целенаправленных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий. Так, согласно Протоколу о санитарно-гигиенических требований в ДОУ, ОО, отнесенное к III группе СЭБ, подлежит внеплановой проверке в соответствии с планом- заданием по устранению выявленных нарушений, но не позднее 12 месяцев с момента выдачи предписания органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор.

Санитарно-гигиенические требования к ДОУ и контроль питания в детском саду