Санитарно-гигиенические требования к ДОУ и контроль питания в детском саду
Программа производственного контроля в ДОУ — это внутренний контроль самой организации, в т. ч. посредством лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. В Протоколе о санитарно-гигенических требованиях в ДОУ приведена примерная программа производственного контроля организации питания в пищеблоке ОО в части лабораторных исследований. Кроме того, указаны основания для внеплановых лабораторных исследований и объем внепланового лабораторного контроля. Требования к самостоятельному осуществлению лабораторных исследований, которые обеспечат достоверность проводимых исследований, согласно санитарно-гигиеническим требованиям в ДОУ заключаются в следующем: наличие у работников образовательных организаций, непосредственно выполняющих исследования, отбор проб, документов, подтверждающих до¬статочность их теоретической и практической подготовки для выполнения конкретных видов исследований, выданных аккредитованной на выполнение этих исследований организацией; приборы, используемые для исследования тех или иных факторов окружающей среды, должны иметь свидетельство о возможности их использования в качестве средств измерения (т. е. обеспечивать требуемую точность измерений) и свидетельство их метрологической поверки; наличие официально изданных методов и методик контроля. Несмотря на повышение уровня автоматизации технологических процессов приготовления рационов в образовательных организациях и совершенствование контроля организации питания, периодически регистрируются факты массовых инфекционных заболеваний, связанных с пищевыми продуктами. Протокол санитарно-гигиенических норм для детского сада предусматривает объем и периодичность лабораторно-инструментальных исследований в случае групповых инфекционных заболеваний (вспышек) и пищевых отравлений. Основным документом, который определяет порядок производственного контроля при организации питания воспитанников*, является программа производственного контроля в ДОУ. На практике она часто оформляется в виде таблицы: в строках перечисляются объекты контроля, а в графах регламентируется порядок проведения мероприятий (таблица). Рекомендуемая форма программы производственного контроля Объект контроля Контролируемые параметры (показатели) Точка (место) контроля (в т. ч. критические контрольные точки) Периодичность контроля Методика (технология, процедура) контроля Ответственное лицо или организация, привлекаемая на договорной основе Способ регистрации результатов контроля (используемая форма учетно-отчетной документации) Информация, заносимая в графы таблицы, может носить отсылочный характер, т. е. содержать ссылки надругие документы – внутренние документы учреждения, используемую техническую документацию или официальные нормативные и методические документы, действующие на уровне федерации или субъекта РФ. В соответствии с санитарными правилами “Организация и проведение производственного контроля засоблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП1.1.1058-01”, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ10.07.2001 (ред. от 27.03.2007), программа производственного контроля в ДОУ должна содержать в себе следующие перечни, которые рекомендуется оформлять в виде приложений к ней: Перечень официально изданных санитарных правил (технических регламентов), методов и методик контроля в соответствии с осуществляемой деятельностью**. Перечень должностных лиц, осуществляющих контроль***. Перечень работников, подлежащих медосмотрам, профессиональной гигиенической подготовке. Перечень (номенклатура) осуществляемых работ, услуг, выпускаемой и реализуемой продукции (ассортимент) и других видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Перечень мероприятий по обоснованию безопасности для человека и окружающей среды продукции, работ, услуг (санитарно-эпидемиологическая экспертиза, установление иобоснование сроков годности продукции, разработка и утверждение рационовпитания и т. п.). Перечень форм учета и отчетности (и сами формы*). Перечень возможных аварийных ситуаций (в котором обычно перечисляются возможные аварийные ситуации, тактика санитарно-противоэпидемических мероприятий при их возникновении, органы и структуры, которые в каждом случае необходимо оповестить). Важным условием эффективного производственной проверки при организации питания в ДОУ является правильное, полное и своевременное ведение учетно-отчетной документации**. Ее ведут ответственные лица по каждому конкретному объекту (показателю) производственного контроля. Формы документов длярегистрации и учета результатов контроля следует перечислить и привести впрограмме производственной проверки объекта. Как правило, большинствоиз них разрабатывается и утверждается самим образовательным учреждением. Наиболее распространены следующие формы учета и регистрации результатов производственного контроля: специальный журнал; автоматизированная информационная система***; формализованный бланк (карта); дубликаттоварно-транспортной накладной (рекомендуется использовать при входной проверке) или меню (при приемочном мониторинге) с соответствующей дополнительной графой для результатов контроля – подшиваются вспециальную папку; протокол (по результатам лабораторно-инструментальных исследований); график (например, термограмма); карты складского учета продуктов; справка, докладная, рапорт по результатам проверки; акт (при комиссионном контроле); другие (на усмотрение руководителя учреждения). В нормативных документахобычно устанавливаются лишь требования к содержанию (не к форме) некоторых документов, например, программы производственного и процедура внутреннего контроля в ДОУ, атакже требования к методам лабораторно-инструментального исследования. Так, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903″, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ25.03.2003****, не содержат обязательных форм документации, которая должна вестись по результатам производственной проверки. Между темДепартаментом образования г. Москвы утверждены методические указания”Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях” (М., 2007г.), в которых приведены рекомендуемые формы основных журналов. Для ведения необходимойдокументации и анализа рациона питания рекомендуется использоватьспециальные автоматизированные информационные системы, предназначенныедля ДОУ. Они позволяют существенно упростить работу специалистов,формирующих рацион питания и осуществляющих производственный контроль. Условные обозначения: 1. “*” – документы допустимо иметь в форме извлечений или в электронном виде. 2. “**” – работы, услугимогут предусматриваться общим договором (государственным контрактом) сорганизацией, снабжающей пищевыми продуктами ДОУ. 3. “***” – работы можно проводить по разовым заявкам, вместо постоянно действующего договора. Протокол производственного контроля в детском саду Протокол указывает на необходимость проведения комплекса контрольных мероприятий, включающих в себя: анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий в образовательных организациях; оценку эффективности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих безопасность обучающихся в ОО; производственный контроль в ДОУ; самостоятельное санитарно-гигиеническое обследование условий и организации питания в ОО. В Протоколе о санитарно-гигиенических требованиях в ДОУ прописаны критерии оценки дошкольной образовательной организации по уровню санитарно-эпидемиологического состояния и определены оптимальные, допустимые, потенциально опасные условия обучения и воспитания и опасные, способствующие развитию и прогрессированию школьно-обусловленных заболеваний. Указанные в Протоколе о санитарно-гигиенических требованиях в ДОУ критерии условий обучения разграничены для дошкольных и общеобразовательных организаций. Группа санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) определяется исходя из гигиенической оценки санитарного благополучия ОО с выделением маркерных показателей повышенного риска здоровью детей. Отнесение ОО к одной из групп СЭБ является основанием для разработки целенаправленных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий. Так, согласно Протоколу о санитарно-гигиенических требований в ДОУ, ОО, отнесенное к III группе СЭБ, подлежит внеплановой проверке в соответствии с планом- заданием по устранению выявленных нарушений, но не позднее 12 месяцев с момента выдачи предписания органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор.