автор:
Саратовцева Серафима Владимировна
Учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Центр развития ребенка — детский сад № 32»
Саратовцева Елизавета Владимировна
Учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Центр развития ребенка — детский сад № 32»
Конспект занятия для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет
Конспект занятия «Мир птиц. Грач» для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
– углубить знания о мире птиц и их роли в природе
– расширение словарного запаса и кругозора по теме
Коррекционно – развивающие:
– развитие и коррекция памяти по средствам составления описательного рассказа;
– развитие и коррекция внимания через игру «Кого не стало» и «Хлопни в ладоши»;
– развитие и коррекция мелкой моторики по средствам пальчиковой гимнастики;
– развитие и коррекция общей моторики по средствам физкультминутки;
– развитие и коррекция мышления через ответы на вопросы по тексту.
Коррекционно- воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к птицам
Ход занятия
- Мотивация.
Ребята, посмотрите, какая погода на улице?
А какие еще приметы весны вы знаете? (ПЕРЕЧИСЛЯЮТ)
Сегодня я вам расскажу историю, которая приключилось с грачом! Садитесь не места и внимательно слушайте!
Наступила весна. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».
Взмолился росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти».
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».
Услышал Грач голосок Ростка, схватил гусеницу и был таков.
Понравилась вам история про Грача? А кто такой Грач? (перелетная птица)
Кто такие перелетные птицы? Почему их так называют?
Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Грач, ласточка, утка, журавль, аист, соловей, скворец
Чтобы птицам не скучать
С ними нужно поиграть
Птиц мы всех запоминаем
И глазки закрываем!
Игра «Кого не стало»
Всех запомнили птиц! Закрываем глазки
Открываем
Кто улетел?
Кого не стало?
Кого нет?
( закончить грачом)
Упражнение «Хлопни в ладоши»
Ребята, теперь хлопните в ладоши, если такая часть тела есть у птицы
(голова, ноги, туловище, шея, руки, лапы, нос, хвост, клюв, плечи, крылья)
А кто мне повторит какие части тела? (туловище, голова, шея, клюв, крылья – сколько у птицы крыльев?, лапы – сколько у птицы лап?)
А сейчас мы с вами поиграем
Пальчиковая гимнастика
Я по улице гулял, (Шаги на месте).
Скворцов и ласточек считал (Упражнение «Птица летит»).
Раз, 2,3,4,5 (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца).
Буду их считать опять.
Посчитаем сколько птиц прилетело к нам!
А сейчас закроем глаза и превратимся в птиц!
Физминутка «Птицы».
Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.
Десять птичек — стайка. 3 шага.
Все известны для детей:
Это птичка – соловей, Правую руку поднять вверх.
Эта птичка – скворушка, Левую руку поднять вверх.
Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.
Это птичка – коростель, Правую руку — в сторону.
Это птичка — свиристель, Левую руку – в сторону.
Это — зяблик, это — стриж, 4 хлопка.
Это – развеселый чиж, Руки вверх, вниз.
Ну, а это – злой орлан. 4 хлопка.
Птички, птички, по домам! Полетать по залу.
Игра «Подбери слова»
Грач что сделал (прилетел). На веточку сел. С ветки на ветку …(перелетел). К гнезду… (подлетел). Вокруг гнезда …(облетела). В гнездо села. Из гнезда …(вылетела) и дальше полетела.
Егор, расскажи, как грач долетел до гнезда.
Птицам пора обустраивать свои гнёзда, ведь совсем скоро у них появятся птенцы.
Игра «У кого кто?»
Давайте назовём их.
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У соловья…(соловьята)
У утки ….(утята)
У журавля….(журавлята)
Ребята, а как же отличить птиц друг от друга?
Сейчас мы будем пазлы составлять и слова к ним подбирать
Упражнение «Подбери пару к картинке. Скажи наоборот»
Нужно собрать пары картинок и назвать, что на них изображено.
Большая птица – маленькая птица
Острый клюв – тупой клюв
Длинные лапы – короткие лапы
Широкие крылья – узкие крылья
Толстая шея – тонкая шея
А сейчас мы отберем только те картинки, которые подходят к описанию грача.
Грач большая птица. У грача острый клюв. У грача короткие лапы. У грача широкие крылья. У грача толстая шея.
А помогут нам в этом картинки – помощники, которые лежат на столе.
Кто начнёт? С чего начнём рассказ?
Приблизительный текст рассказа
Это грач. Грач перелётная птица. По размеру это большая птица, черного цвета. У грача есть туловище, голова, толстая шея, острый клюв, широкие крылья, короткие лапы. Грач живёт высоко на дереве в гнезде, его птенцы – грачата. Грач очень красивая, черная, большая птица.
- Итог занятия