автор: Сафонова Алла Павловна
учитель
МБОУ «СШ №6»

Особенности взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся

Ход семинара:

 

(Вступительное слово)

Упражнение «Дерево ожиданий»

– Посмотрите,  перед вами грустное и одинокое дерево, давайте поможем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем мероприятии.

Тех, кто выбрал красный листок – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка – проявите активность и творчество.

Оранжевый цвет – будут сегодня настойчивы.

– Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

(Основная часть)

 Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. 

-А что по вашему мнению является наиболее важным в процессе взаимодействия школы и семьи? (СОТРУДНИЧЕСТВО!!!) В настоящее время процесс воспитания и процесс образования, по сути слились в одно целое, поскольку невозможно развить личность и обеспечить принятие ребёнком духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей без усвоения системы знаний, умений и компетенций, которые составляют основу учебной деятельности. 

Но, к сожалению,в последнее время семья сдаёт свои позиции в вопросах воспитания. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Многие родители считают, что школа должна развивать и воспитывать ребёнка без их участия. Учителя же часто жалуются на плохое поведение детей, отсутствие у них моральных ценностей, отсутствие у родителей интереса к школьной жизни своего ребёнка. Обе стороны предъявляют свои, и надо сказать, порой справедливые претензии. Но ведь выработка определенного стереотипа поведения во многом зависит от единой системы педагогических воздействий, единых требований, предъявляемых ребенку в школе и семье. 

В связи с этим задачей любого образовательного учреждения в современных условиях является поддержание и развитие интереса к ребёнку в семье. Учитель должен помочь родителям увидеть своего ребенка в его исключительности, научить наблюдать за его развитием, показать, что ребёнок нуждается в их помощи. Школа должна сделать родителей союзниками в процессе воспитания и развития детей. Только при этом условии возможно избежание конфликтов между школой и родителями и плодотворное взаимодействие семьи и школы. Родители, которые проявляют большой интерес к развитию, воспитанию и образованию своего ребёнка, будут с большим пониманием и воодушевлением воспринимать всё, что происходит в стенах образовательного учреждения. 

Практическое упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель» (работа в группах)

-Как же  учителям, классным руководителям добиться такого взаимодействия?

Конечно же работать над активизацией деятельности родителей. Работать над активизацией деятельности родителей – значит формировать положительное отношение семьи к школе и стремление быть полезным и внести свой вклад в развитие и воспитание личности ребёнка.

Прежде всего нужно помнить о том, что активность родителей точно так же, как и активность учащихся неотделима от интереса. Если родителям не интересно, то они, как правило, отстраняются от учебно-воспитательного процесса и не принимают в нём участия. А значит, учитель, прежде всего, должен заинтересовать родителей. Каким же образом можно добиться этой заинтересованности в нынешних современных условиях? Прежде всего, об этом и говорится в новой ФОП,  необходимо информировать родителей о целях, задачах, содержании, формах и методах обучения и воспитания детей, осуществляемых школой и педагогом. Очень часто учителям кажется, что родители и так всё видят и знают, но это совсем не так. Родители обычно видят только то, что лежит на поверхности и часто не понимают, для чего учитель совершает те или иные действия.

Ещё одним достаточно действенным средством активизации родителей в вопросе воспитания и развития детей является разнообразие форм работы с родителями, применяемых учителем и школой. 

Практическое задание «Найди определение»

 

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительская конференция – одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

Родительский клуб – это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Индивидуальные беседы – родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

 

Но всё же наиболее актуальной в свете последних изменений в образовании  форма работы с родителями является – индивидуальная. Индивидуальное общение учителя с родителями обладает рядом бесспорных преимуществ перед коллективными или групповыми формами работы. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю лучше узнать об отношениях в семье и по возможности оказать посильную помощь родителям в воспитании и развитии ребёнка, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям. Только в том случае, когда родители чувствуют интерес педагога к их ребёнку, и у них возникает желание внести свой вклад в учебно-воспитательный процесс, помочь учителю. Только при таком взаимодействии семьи и школы возможно создание благоприятных условий для усвоения детьми системы знаний, умений и компетенций, развития личности ребёнка и принятия им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

А теперь я предлагаю вам принять участие в диагностике

 профессиональных умений и навыков. (На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,  информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей

школы. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

  1. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  2. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  3. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  4. Верите ли Вы, что существует проблема «учителей и родителей» и что

они разговаривают на «разных языках»?

  1. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  2. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  3. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  4. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  5. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного

воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

  1. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  2. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке

чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных

конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете

выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами.

Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

 

Итог. Рефлексия. Педагогам предлагается прикрепить «кирпичики» к фундаменту Храма науки:

Зеленый- было интересно;

Желтый- узнал новое;

Серый- активно участвовал.

Особенности взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся