автор: Сафонова Алла Павловна
учитель
МБОУ «СШ №6»
Особенности взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся
Ход семинара:
(Вступительное слово)
Упражнение «Дерево ожиданий»
– Посмотрите, перед вами грустное и одинокое дерево, давайте поможем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.
Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем мероприятии.
Тех, кто выбрал красный листок – желают активно общаться.
Желтый цвет у вашего листочка – проявите активность и творчество.
Оранжевый цвет – будут сегодня настойчивы.
– Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.
(Основная часть)
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
-А что по вашему мнению является наиболее важным в процессе взаимодействия школы и семьи? (СОТРУДНИЧЕСТВО!!!) В настоящее время процесс воспитания и процесс образования, по сути слились в одно целое, поскольку невозможно развить личность и обеспечить принятие ребёнком духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей без усвоения системы знаний, умений и компетенций, которые составляют основу учебной деятельности.
Но, к сожалению,в последнее время семья сдаёт свои позиции в вопросах воспитания. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Многие родители считают, что школа должна развивать и воспитывать ребёнка без их участия. Учителя же часто жалуются на плохое поведение детей, отсутствие у них моральных ценностей, отсутствие у родителей интереса к школьной жизни своего ребёнка. Обе стороны предъявляют свои, и надо сказать, порой справедливые претензии. Но ведь выработка определенного стереотипа поведения во многом зависит от единой системы педагогических воздействий, единых требований, предъявляемых ребенку в школе и семье.
В связи с этим задачей любого образовательного учреждения в современных условиях является поддержание и развитие интереса к ребёнку в семье. Учитель должен помочь родителям увидеть своего ребенка в его исключительности, научить наблюдать за его развитием, показать, что ребёнок нуждается в их помощи. Школа должна сделать родителей союзниками в процессе воспитания и развития детей. Только при этом условии возможно избежание конфликтов между школой и родителями и плодотворное взаимодействие семьи и школы. Родители, которые проявляют большой интерес к развитию, воспитанию и образованию своего ребёнка, будут с большим пониманием и воодушевлением воспринимать всё, что происходит в стенах образовательного учреждения.
Практическое упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель» (работа в группах)
-Как же учителям, классным руководителям добиться такого взаимодействия?
Конечно же работать над активизацией деятельности родителей. Работать над активизацией деятельности родителей – значит формировать положительное отношение семьи к школе и стремление быть полезным и внести свой вклад в развитие и воспитание личности ребёнка.
Прежде всего нужно помнить о том, что активность родителей точно так же, как и активность учащихся неотделима от интереса. Если родителям не интересно, то они, как правило, отстраняются от учебно-воспитательного процесса и не принимают в нём участия. А значит, учитель, прежде всего, должен заинтересовать родителей. Каким же образом можно добиться этой заинтересованности в нынешних современных условиях? Прежде всего, об этом и говорится в новой ФОП, необходимо информировать родителей о целях, задачах, содержании, формах и методах обучения и воспитания детей, осуществляемых школой и педагогом. Очень часто учителям кажется, что родители и так всё видят и знают, но это совсем не так. Родители обычно видят только то, что лежит на поверхности и часто не понимают, для чего учитель совершает те или иные действия.
Ещё одним достаточно действенным средством активизации родителей в вопросе воспитания и развития детей является разнообразие форм работы с родителями, применяемых учителем и школой.
Практическое задание «Найди определение»
Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.
Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Родительская конференция – одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.
Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Родительский клуб – это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Индивидуальные беседы – родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.
Но всё же наиболее актуальной в свете последних изменений в образовании форма работы с родителями является – индивидуальная. Индивидуальное общение учителя с родителями обладает рядом бесспорных преимуществ перед коллективными или групповыми формами работы. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю лучше узнать об отношениях в семье и по возможности оказать посильную помощь родителям в воспитании и развитии ребёнка, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям. Только в том случае, когда родители чувствуют интерес педагога к их ребёнку, и у них возникает желание внести свой вклад в учебно-воспитательный процесс, помочь учителю. Только при таком взаимодействии семьи и школы возможно создание благоприятных условий для усвоения детьми системы знаний, умений и компетенций, развития личности ребёнка и принятия им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.
А теперь я предлагаю вам принять участие в диагностике
профессиональных умений и навыков. (На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей
школы. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема «учителей и родителей» и что
они разговаривают на «разных языках»?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного
воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке
чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных
конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете
выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами.
Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Итог. Рефлексия. Педагогам предлагается прикрепить «кирпичики» к фундаменту Храма науки:
Зеленый- было интересно;
Желтый- узнал новое;
Серый- активно участвовал.