автор:
Светлицкая Карина Витальевна – Студент
ФГБОУ ВО «Донбасская аграрная академия»,
Тарасенко Леонид Михайлович – кандидат экономических наук, профессор кафедры Экономики
ФГБОУ ВО «Донбасская аграрная академия»
Сущность лидерства: многогранный феномен современного мира
УДК 619:615.371
Светлицкая Карина Витальевна
Научный руководитель: Тарасенко Леонид Михайлович, кандидат экономических наук, профессор кафедры Экономики
ФГБОУ ВО «Донбасская аграрная академия»
Svetlitskaya Karina
Scientific supervisor: Tarasenko Leonid
Donbass Agrarian Academy
Сущность лидерства: многогранный феномен современного мира
The essence of leadership: a multifaceted phenomenon of the modern world
Аннотация. В данной работе рассматриваются современные взгляды на понятия «лидер» и «лидерство» в контексте менеджмента конкурентоспособности предприятий. Исследуются не только навыки и качества, которыми должен обладать лидер, но и его роль и функции в управлении трансформацией. Особое внимание уделяется способности лидера объединять человеческие ресурсы и направлять их на достижение долгосрочного роста предприятия. Исследуются ключевые аспекты, необходимые для успешного лидерства, такие как умение вдохновлять, мотивировать коллектив, принятие стратегических решений и обеспечение развития организации. Таким образом, в центре внимания находится значимость лидерства для управления предприятиями и их успешного развития в условиях конкуренции. В данной статье мы рассмотрим сущность лидерства, проанализируем различные теоретические подходы к его пониманию и определим ключевые характеристики эффективного лидера в современном мире.
Ключевые слова: лидер, лидерство, организационное поведение, социально-психологические аспекты управления, лидерство в организации, организационная культура, организационное развитие.
Annotation. This paper examines modern views on the concepts of “leader” and “leadership” in the context of enterprise competitiveness management. It examines not only the skills and qualities that a leader should possess, but also his role and functions in managing transformation. Special attention is paid to the leader’s ability to combine human resources and direct them to achieve long-term growth of the enterprise. The key aspects necessary for successful leadership are explored, such as the ability to inspire, motivate a team, make strategic decisions, and ensure the development of an organization. Thus, the focus is on the importance of leadership for the management of enterprises and their successful development in a competitive environment.
Keywords: leader, leadership, organizational behavior, socio-psychological aspects of management, leadership in an organization, organizational culture, organizational development.
Современные системы управления организациями в целях соответствия внешней динамике рынка нуждаются в привлечении высокоактивных и инициативных лидеров, способных принимать взвешенные решения и нести ответственность за человеческие ресурсы, учитывая собственную центральную роль в управлении изменениями. Кроме того, актуальными остаются вопросы повышения эффективности трансформаций и изменений, что невозможно без должной организации целенаправленной управленческой деятельности − не просто постановки целей, но и доведения их до каждого сотрудника, с осознанием ценности трансформаций и необходимости про активного участия сотрудников в таких процессах. Лидерство рассматривается как значимый фактор социально ориентированного управления [1], призванного объединять вокруг конкретного субъекта (непосредственно лидера) людей, вести их для решения определенных задач.
Лидерство связывается с достижением поставленных на стратегическом уровне целей функционирования предприятия, учитывая неизбежность внешних изменений и стимулировании человеческих ресурсов к осуществлению перехода к новому состоянию системы.
Актуальность исследования роли лидера и лидерства в контексте трансформации системы управления предприятиями раскрывается и с точки зрения развития корпоративной (организационной) культуры, предупреждения проблем, связанных с сопротивлением изменениям со стороны работников. Лидер становится человеком, способным объединять психологические и социальные факторы влияния на сотрудников организации, исключать проявления сопротивления изменениям, пользуясь собственным авторитетом и признанием [2]. Система лидерства видится как проактивный посредник-регулятор между внешними изменениями окружающей среды и внутренней средой организации (в частности, управленческой системой) с сотрудниками, обеспечивающими слаженное построение трансформационных процессов. Цель исследования — провести анализ научных концепций и трактовок роли
Лидерство – это сложный и многогранный феномен, который играет ключевую роль в функционировании и развитии различных социальных систем, от малых групп до целых государств. Несмотря на обилие исследований, посвященных этой теме, единого, универсального определения лидерства до сих пор не существует. Это обусловлено динамичной природой самого феномена, его зависимостью от контекста и многообразием подходов к его изучению.
Особую роль в процессе трансформации системы управления играет «лидер», способный учитывать динамику коллектива и создавать управленческие процессы вокруг нее, стимулируя сотрудников и учитывая их индивидуальные потребности, особенности, ожидания и ценности. Таким образом лидер оказывает существенное воздействие на результаты трансформации системы управления на предприятиях. В рамках обозначенных суждений интересной представляется точка зрения Г. Н. Кох, указывающая на присутствие стойких психологических характеристик в системе управления человеческими отношениями в организации. По мнению автора, построение системы управления с учетом психологических концепций предполагает организацию бизнес-процессов вокруг человеческих ресурсов, то есть индивидуумов, воздействие на которых наиболее эффективно при разъяснении ценностей принимаемых решений, их последовательности, логичности и практической закономерности. Вместе с тем Г. Н. Кох подчеркивает, что, несмотря на сфокусированность на человеческих ресурсах, подобное управление выстраивается в тесной связи с целеполаганием, а значит требует выполнения промежуточных задач, которые диктуются со стороны менеджмента подчиненным (сотрудникам) [3]. Соглашаясь с позицией автора, отметим, что управление действительно тесно связано с психологическими, а также социальными и организационными (и другими) факторами, поскольку выстраивается с учетом конкретной экосреды промышленного предприятия. Нельзя не упомянуть в этом контексте концепцию пассионарности Л. Н. Гумилева, которая, несмотря на свою дискуссионность, подчеркивает важное наличие в некоторых типах людей гена изменений — «пассионарности», то есть стремление к изменениям, наличие внутренней сверхцели, которая ставится выше прочих составляющих, стимулирует деятельность [4]. Обозначенные стремления свойственны пассионариям (они же лидеры), которые «подпитывают» сотрудников к изменениям, объединяют и слаженно организуют последних для решения поставленных на стратегическом уровне задач. Как пишет Н. С. Шутова, при рассмотрении теории трансформационного лидерства реализация долгосрочной стратегии поведения организации на фоне высокой динамики внешней среды невозможна без противодействия менеджмента сопротивлениям сотрудников, для чего выстраивается система лидерства, выбирается определенный лидер со свойственным ему стилем, способный реализовывать запланированные изменения и при этом не наносить существенный ущерб как организации, так и человеческим ресурсам [5]. Следует отметить, что следование за лидерами обусловлено их способностью к формированию и поддержанию видения, целей и стандартов поведения в группе (н пример, команде, структурном подразделении) или организации в целом, а также их роли в мотивации и координации деятельности всех членов коллектива.
В современной динамичной и инновационной экономике, где особое значение придается трансформациям, изменениям и адаптации к внешней среде, лидерство играет ключевую роль, отмечает В. А. Спивак. По мнению автора, существующая проблема лидерства, актуальная для российского менеджмента, мешает эффективному управлению. Он пишет о необходимости обеспечивать согласованную работу предприятия на основе общих целей и ценностей с применением лидерского подхода, включая использование социально-психологических методов управления. Важно работать с коллективом продуктивно, настраивать взаимоотношения между людьми для достижения общей эффективности, единства и нейтрализации недостатков [6]. Автор выделяет систему принципов влияния лидера и лидерства на изменение системы управления предприятием: ∙ ориентированность на человека, группу людей; ∙ неразрывная связь с культурой и особенностями общества; ∙ объединение сотрудников в контексте общих целей и ценностей; ∙ влияние эффективного управления не только на организацию в целом, но и на каждого сотрудника с предоставлением новых возможностей самореализации; ∙ постоянный обмен информацией и принятие во внимание ответственности каждого; ∙ измерение эффективности не столько с точки зрения экономических или иных связанных с ними показателей, сколько с позиции их связанности с деятельностью человеческих ресурсов (людей); ∙ устремленность на удовлетворение конечного потребителя, т. е. измерение результатов деятельности вне предприятия [6]. Учитывая обозначенные принципы, сформулируем, что фактически лидер становится связующим звеном между внешней и внутренней средой предприятия, которое функционирует как актор системы, занимая центральную роль во влиянии на сотрудников, аккумулируя их вокруг себя и стимулируя, мотивируя, вдохновляя действовать в направлении реализации целей трансформации. Лидерство является результатом деятельности лидера (то есть фактического поведения), т. е. отражает его действенное влияние на коллектив.
Развивая тему навыков и качеств, свойственных лидеру, Ш. Асатова указывает на необходимость постоянного развития как лидерских, так и организационных навыков. На примере последних автор показывает, что они способны предопределить успешность управленческой деятельности при осуществлении трансформаций и реализации проектных инициатив [7].
Однако более значимым на прикладном уровне и определяющим ролевое влияние лидера и культуры лидерства на процесс трансформации системы управления предприятиями видятся не столько качества, навыки лидера (хотя они, безусловно, также важны), сколько артефакты поведения (реального действия) лидера, отражающие способность применять качества с направленностью на целенаправленное воздействие на нужные объекты и субъекты организации в процессе их преобразования. Действительно, согласно В. В. Зябрикову [8] менеджмент включает в себя множество функций, которые связаны с целеполаганием, предпринимательством, администрированием и интеграцией. Рассмотрим подробнее влияние лидерства на каждую из этих функций. Целеполагание является важной функцией управления, включающее определение целей и планирование действий для их достижения. Лидерство играет ключевую роль в этой функции, поскольку лидеры должны установить конкретные цели и мотивацию для своей команды. Для эффективного выполнения поставленных задач они должны также аккумулировать ресурсы и обеспечить понимание и принятие этих целей всеми участниками. Предпринимательство включает поиск новых возможностей для развития организации и разработку инноваций. Лидеры должны быть предприимчивыми и способствовать развитию новых идей и проектов, а также поощрять креативное мышление и инициативу в своей команде, чтобы стимулировать активность и достижение новых результатов. Это выходит за рамки материального поощрения и связывается с признанием. Администрирование включает организацию и координацию ресурсов, процессов и людей для достижения поставленных целей. Лидерство играет важную роль в этой функции, поскольку лидеры должны управлять и распределять ресурсы, определять роли и ответственности, поддерживать единые стандарты работы, а также обеспечивать эффективное взаимодействие и сотрудничество внутри команды. Интеграция определяет целостность функционирования предприятия и всей управленческой системы для обеспечения согласованности действий и сотрудничества. Лидеры должны способствовать созданию единой корпоративной культуры и ценностей, объединяющих команду и способствующих достижению общих целей. Таким образом, лидерство играет важную роль во всех функциях управления, связанных с целеполаганием, предпринимательством, администрированием и интеграцией. Хороший лидер способен вдохновить и мотивировать свою команду, создать благоприятную рабочую среду и обеспечить эффективное выполнение задач.
Заключение. Лидерство – это динамичный процесс, который постоянно эволюционирует. В современном мире эффективное лидерство требует не только набора определенных качеств, но и способности адаптироваться к изменениям, вдохновлять и мотивировать людей на достижение общих целей. Понимание сущности лидерства и развитие ключевых лидерских компетенций является необходимым условием для успешного функционирования и развития любой организации и общества в целом. Лидер и лидерство в управлении предприятиями занимают ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности и развития, фактически выступая «проводниковым» элементом между соответствием внешней динамике и преобразованием внутренней среды, организацией управления людьми. Общие функции лидера, наделенного формальными полномочиями руководителя, сводятся к традиционным функциям менеджмента при их более эффективной реализации (целеполагание (производство), администрирование, предпринимательство и инициация). Необходимость приобретают вопросы развития культуры лидерства с фокусом на управление изменениями в современной организации, которая функционирует в условиях динамичной среды. Особенно примечательным видится феномен цифрового лидерства, который отражает комплексность влияния внешней среды на лидерство и состояние управления предприятием, с принятием ценности технологий и их использованием для организации деятельности лидера, управления персоналом, реализации фундаментальных функций мотивации и обучения
Список использованной литературы:
- Кулинченко А. В. Лидерство и управление обществом. Сущность и значение социального управления // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 3(19). С. 38–44. Текст: непосредственный.
- Бухбиндер Р. Г. Организационные изменения: проблема сопротивления персонала и пути ее решения // Вестник ОмГУ. Сер. Экономика. 2009. № 4. С. 100–106. Текст: непосредственный.
- Кох Г. Н. Современные аспекты управления предприятиями в России с позиции психологии // Московский экономический журнал. 2019. № 10. С. 510–514. Текст: непосредственный.
- Фишман Л. Г. Лев Гумилев как зеркало морального перелома // Дискурс-Пи. 2019. № 4(37). С. 49–60. Текст: непосредственный.
- Шутова Н. С. Возможность реализации трансформационного лидерства на предприятиях // Гуманитарный научный журнал. 2018. № 1–1. С. 151–159. Текст: непосредственный.
- Спивак В. А. Лидерство в креативной экономике как научная специальность // Лидерство и менеджмент. 2015. № 4. С. 223–250. Текст: непосредственный.
- Asatova S. Development of organizational skills of leaders in increasing the efficiency of investment projects in industrial enterprises. International Journal of Advanced Research. 2023;
- Зябриков В. В. Роли и функции менеджмента // Креативная экономика. 2016. №11. С. 1305–1322. Текст: непосредственный.