автор: Севидова Вера Васильевна
учитель физической культуры
Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат
тема: ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
УДК 796.011.3
ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Статья посвящена стратегии работы с детьми, с определением педагогических критериев по выявлению одаренного ученика в сфере спорта.
Ключевые слова: одаренный ученик, учитель, одаренность, спортивные способности.
Article focuses on strategies for working with children, where the educational criteria to identify gifted learner in sports.
Key words: gifted pupil, teacher, talent, athletic ability.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих[1]. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. Анализ участия учащихся лицея – интерната в различных соревнованиях, муниципальных, областных и всероссийских олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, развитие физических качеств), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности обучающихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний, умений и навыков. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер[5]. Например, увлеченный проектной деятельностью по физической культуре ученик может дома с энтузиазмом проводить исследования, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (спортивной секции, внеаудиторных занятиях). Кроме того, одаренные ученики далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости усиления степени выявления способных учащихся, в том числе в спортивном направлении. Речь идет о способностях, которые являются не врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития юного дарования.
Характерная особенность современного периода развития физической культуры — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования. Цель такого поиска — выявление одарѐнных детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию спортивного потенциала учащихся, выработка стратегии работы с одаренными учениками в образовательном процессе, развивающих форм и методов обучения в физкультурной деятельности.
Очень трудно в начинающем юном даровании распознать будущего чемпиона. В этих условиях возрастает роль учителя физической культуры, который формирует спортивные способности, превращая их в талант, и своевременно направляет в детские спортивные школы. Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа школы, а как самоценность.
Работа учителя физической культуры, для которой характерна, прежде всего, помогающая функция, направлена на выявление одаренного ребенка. В эту работу входит: наблюдение; анкетирование, общение с родителями; выявление динамики развития. Выявление одаренности ребенка определяют по виду: спортивный — компетенция личного самосовершенствования. Выявление одаренности ребенку по форме: секция — спартакиады школьников — спортивные соревнования — ДЮСШ [2].
Стратегия работы с одаренными детьми.
- Диагностика
-
-
- Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.
- Создание банка одаренных талантливых детей с 1 по 11 классы в соответствии со спортивными способностями.
- Изучение круга интересов спортивной деятельности учащихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одарѐнных учащихся путем собеседования.
- Изучение работы учащихся в спортивной секции путем посещения занятий учителем.
- Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
-
-
Создание благоприятных условий для реализации спортивного потенциала одаренных детей.
- Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на спортивную самореализацию и самодостаточность.
- Информирование учащихся о новейших достижениях в избранном ими виде спорта и области спортивной деятельности.
- Знакомство учащихся с новинками спортивной литературы. Организация помощи ученикам в ее подборе.
- Привлечение специалистов дополнительного образования, тренеров для общения с детьми и совершенствования их мастерства в избранном виде спорта.
- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
- Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по спортивной тематике.
- Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии спортивной самодостаточности, оригинальности, рациональности в результатах самостоятельной работы.
-
Развитие спортивных способностей.
- Широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, соревнований, конкурсов, конференций и судейства.
- Проведение школьных олимпиад и соревнований.
- Использование в практике работы с одарѐнными детьми следующих приемов:
- выполнение спортивных тематических заданий;
- выполнение проектных работ в области физкультуры и спорта;
- выполнение проектов на спортивную тематику;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий.
- Углубленное изучение предмета физическая культура.
- Организация широкого круга разнообразных секций, кружков спортивной направленности.
-
Стимулирование-поощрение дальнейшей спортивной деятельности.
- Создать постоянно действующий стенд, посвященный спортсменам, победителям и призерам городских, областных олимпиад и соревнований городского, областного, регионального уровней.
- Представлять на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления — поздравления).
- Отправлять благодарственные письма родителям.
- Отмечать на родительских собраниях заслуги родителей в воспитании одаренных в области спорта детей [3].
Высокие спортивные достижения — это результат сложного взаимодействия наследственных способностей, таланта и влияния внешней среды, труда, воспитания, тренировок [4]. Сложность поиска спортивных талантов обуславливается критериями и требованиями, которые мы предъявляем к ученикам с более высоким уровнем физической подготовленности. Педагогические критерии: уровень развития физических качеств; технико-тактическая подготовленность; спортивно-техническое мастерство; темпы роста спортивных достижений; моторная обучаемость; координационная возможность; способность юного спортсмена к эффективному решению двигательных задач в условиях напряженной борьбы. Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных учеников должно носить системный характер и строиться на следующих принципах: выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения; обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса; включение в процесс обучения индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного обучающегося; постепенный и поэтапный отбор учеников для занятий в секции спортивной школы [1 ]. Часто важным фактором одаренности в спортивной деятельности является крепкое физическое здоровье. При этом следует заметить, что требования к спортивно-одаренным детям не исчерпываются двигательными качествами. Одаренный в спортивной деятельности ребенок должен отвечать большому числу условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно[3].
Таким образом, созданные условия для развития спортивной одаренности в нашем лицее-интернате являются важной и необходимой основой всего процесса обучения, в котором помогают раскрыть потенциал юных дарований в избранном виде спорта.
Список литературы:
- Бабаева, Ю.Д., Лейтес, Н.С., Марютина, Т.М. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Ю.Д. Баева М., 1996. — 332 с.
- Брюно, Ж.В. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 73.
- Волков, В.М., Спортивный отбор [Текст] / В.М.Волков — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
- Семенова, Г.И. Спортивная ориентация и отбор [Текст] / Г.И.Семенова —Тобольск: ТГПИ им. Менделеева, 2002. — 29 с.
- Шумакова, Н.Б. Одарѐнный ребѐнок [Текст] / Н.Б.Шумакова, Особенности обучения: пособие для учителя. — М., 2008. — 240 с.