автор: Севидова Вера Васильевна
учитель БИЮЛИ
тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
«Забота о здоровье – это важнейший труд учителя»
В. А. Сухомлинский
Данная тема актуальна, так как в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании- красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».
Ценностное отношение к здоровью имеет общечеловеческую значимость. Осознание здоровья как высшей ценности, формирование чувства ответственности за состояние собственного организма, понимание важности сохранения и укрепления здоровья, проявляющиеся в поведении, оказывают непосредственное влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики здоровья является младший школьный возраст.
По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Отношение обучающегося к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Установка на ценностное отношение к здоровью не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся оказывает внеурочная деятельность.
Основные задачи сохранения здоровья школьников:
Сформировать ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни;
сформировать активную жизненную позицию;
сформировать представления о своем теле, организме;
учить укреплять и сохранять свое здоровье;
понимать необходимость и роль двигательной активности;
уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
В нашем лицее проводится следующая работа по формированию здорового образа жизни:
Воспитание культуры поведения:
– Гигиена тела;
– Культура питания;
– Культура общения;
– Воспитание нравственности;
– Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Для проведения занятий привлекаются медицинские работников (гигиена тела), психолога (умение оценивать поступки людей).
Физическая культура и спорт:
– Дни здоровья;
– Занятия в спортивных секциях;
– Участие в соревнованиях, знакомство с различными видами спорта.
Работа с родителями:
– Совместная систематическая работа школы и семьи;
– Физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
– Родительские собрания, беседы, лекции.
Учебно-воспитательная работа:
- Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
– профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
– простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
– привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
- Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
– Физкультминутки во время занятий;
– Проветривание и влажная уборка помещений;
– Витаминотерапия;
– Функциональная музыка;
– Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.