автор: Сейтякубова Тамила Диляверовна

учитель начальных классов МБОУ “Старокрымская ОШ№2”

Сейтякубова Т.Д., учитель начальных классов

МБОУ «Старокрымская ОШ№2»

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе.         

«Для того чтобы ученик учился хорошо,

нужно, чтобы он учился охотно».

Л.Н. Толстой.

Я работаю по традиционной системе УМК «Школа России», но уверенна, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель. Многое зависит от того, как он работает, от его  личности, от целей, которые ставит перед собой, от технологий, методов и приёмов, которые он использует, от умения реализовать принципы обучения на практике. Постоянное стремление к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс, позволяет мне разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении по предметам начальной школы.  

Актуальность: Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период активной информатизации. Сегодня перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни  в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И важную роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.

Что такое ИКТ? ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом  передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития  ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

По данным научных  и социологических исследований  в памяти человека остаётся:

  • 1\4 часть услышанного материала;
  • 1\3 часть увиденного;
  • 1\2 часть увиденного и  услышанного;
  • 3\4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

  Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных  классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению  качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках и во внеурочной деятельности условий для  активной и сознательной деятельности учащихся, для повышения уровня мотивации и ситуации успеха. А степень успешности во многом определяет  отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Ни для кого не секрет, что одним из требований к современному учителю является умение грамотного использования ИКТ. А это способствует

  • формированию учебной  мотивации;
  • повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
  • обеспечению дифференциации обучения;
  • повышению объёма выполняемой на уроке работы; 
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • рационализации организации учебного процесса,
  • повышению эффективности урока;
  • повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
  • формированию информационно-коммуникативной компетенции.

Чтобы сделать уроки интересными и занимательными я  применяю разнообразные игровые действия, которые усиливают интерес ребёнка к учебному предмету. К примеру, в период обучения грамоте на уроках русского и крымскотатарского языков я применяла  игры: «Сложи букву», «Живые слова» и т.д.

Длительность работы :

Работа над темой охватывает период с 2013 года и по настоящее время

Диапазон

Диапазон педагогического опыта включает в себя основные предметные дисциплины:

– уроки русского языка;

– уроки литературного чтения;

– уроки крымскотатарского языка;

-уроки литературного чтения на крымскотатарском языке;

-внеурочная деятельность;

-внеклассные мероприятия.

 

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности посредством  информационно – коммуникативных технологий

Задачи:

  • изучение теоретических основ опыта.
  • овладение актуальной информацией о новых подходах в образовательной деятельности.
  • повышение качества преподавания предметов
  • обобщение опыта работы по исследуемой проблеме.

Предполагаемые результаты:

– улучшение качества образования;

– применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;

– повышение ИКТ – компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;

– внедрение новых педагогических технологий, основанных на широком использовании ИКТ.

Условия формирования опыта: Долгое время начальная школа рассматривалась как ступень  образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир. Итак, перед нами, учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям радость познания, уверенность в своих возможностях? Ответ прост: учиться быть современным учителем.  Педагогом, владеющий ИКТ технологиями, способным организовать работу учащихся с позиции современного общества. Этой целью я и задалась, когда среди прочих тем для самообразования, выбрала на тот момент наиболее интересную и актуальную для себя тему «Информационно- коммуникационные технологии на уроках в начальной школе».

Теоретическая база опыта: Главная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий период времени осваивать, трансформировать  и применять в практической деятельности огромные потоки информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена будут возрастать. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.  Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий.   Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа –  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика.

С помощью компьютерных программ можно разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс, но и повысит мотивацию в обучении.

  Компетентное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно – коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

     Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

    Кроме того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации   

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.

       С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована  мыслительная  деятельность  каждого.  Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик: кто-то выбирает работу по составлению кроссвордов, другие готовят сообщение. Я считаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов,  но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное  применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:  1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут. При подготовке  к уроку необходимо помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  цифровой образовательный ресурс применить необходимо.    Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

 

Технология опыта: Я работаю учителем более десяти лет. Наша школа уникальна тем, что начиная с первого класса  осуществляется предметная система обучения. Использование  ИКТ осуществляю на следующих уроках: русский и крымскотатарский языки,  литературное чтение, литературное чтение на крымскотатарском языке, а так же во внеурочной деятельности.

Мне всегда было интересно заниматься чем-то увлекательным и новым, делать свои занятия современными, насыщенными и продуктивными. Думаю, что задача каждого учителя- заинтересовать детей, сделать так, чтобы они захотели  не только получать знания, но и добывать их самостоятельно. Поиск эффективных методик привёл меня к информационно-коммуникационным технологиям обучения, которые на протяжении четырёх лет я применяю в своей работе. Это стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию моего кабинета. В классе имеются: ноутбук, интерактивная доска, проектор.

  К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:  презентация, электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы, тренажёры, CD  диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника. Систематическое использование ИКТ позволяет мне: сделать учебный процесс доступным, интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия; быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Считаю возможным использование ИКТ на всех этапах урока: сообщения темы урока, орфографической разминки, подготовки учащихся к усвоению новых знаний, контроля знаний, обобщения, рефлексии, физкультминутки. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций, что позволяет представить учебный материал     как систему ярких опорных образов .

Презентации – это удобный и эффектный способ подачи информации  в виде слайдов с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, слайд – проектов. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов.

    Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности  предлагаю детям творческие задания в виде создания презентаций, в составлении кроссвордов, ребусов; в подготовке различных сообщений и др. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что происходит развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации. Большое подспорье ИКТ в подготовке и проведении праздников, родительских собраний. Применение ИКТ позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить ребенку возможность самостоятельно постигать новое. Сопровождение традиционных уроков презентациями дополняет объяснение учителя. А интерактивная доска позволят соединить эти преимущества, разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.

В процессе обучения интерактивная доска используется:

– как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

– как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации  учебной информации изучаемого;

– как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Благодаря использованию доски, у меня не возникает необходимость тратить время на смену  наглядных материалов, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении можно добиться максимальной наглядности при  восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами. На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.    При проведении уроков и подготовке к ним я использую материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещённой на сайте в Интернет:  http://school-collection.edu.ru/   . Используя электронную почту, я переписываюсь с коллегами, обмениваясь опытом. Кроме размещения методических материалов на сайтах, участвую в различных профессиональных конкурсах. Имею диплом I степени ИКТ-компетентность педагога, создала свой персональный сайт на образовательном веб – ресурсе «Инфоурок», а также  н6а образовательной площадке для учителей «Мультиурок»

Результативнось: Применение ИКТ позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

К результативности работы можно отнести:

  • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  • Рост качества знаний.

Большой интерес мои ученики проявляют не только к конкурсам в рамках школы, но и к муниципальным и  международным. Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся.

Мои ученики являются активными участниками школьных олимпиад по предметам.

Ежегодно растёт число участников Всероссийских дистанционных олимпиад для младших школьников   по русскому языку, литературному чтению.

Трудоёмкость опыта: Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо владеть информационными технологиями. Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам. Нельзя забывать, что чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок  в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Адресность опыта: Я считаю, что эффект от применения компьютерных технологий в большей степени зависит от желания учителя постигать новое и умения использовать эти новые возможности.   Без сомнения, компьютер не решает всех проблем в современной школе. И проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует не только меня, но и других учителей работающих в инновационном режиме. Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих умелых рукам эти инструменты дарят детям радость познания.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю на уровне  школы, района, республики, участвую в работе семинаров, провожу открытые уроки. Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения, на порталах  Infourok.ru и http://multiurok.ru/tamila75/

 

                       Список использованной литературы:

1.Анатольева Э.В «Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе» edu.cap.ru

2.Бирюкова Ю. В. « Использование ИКТ на уроках в начальной школе по ФГОС»http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir

3. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000

4.Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе