автор: Семенова Светлана Николаевна

учитель-логопед МБДОУ 16 г. Выборга

«Содержание и структура занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» 

 

«Содержание и структура занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» Семенова Светлана Николаевна

 

В соответствии с ныне действующей ФОП дошкольного образования в старших группах детского сада предусматривается обучение элементам грамоты, “основная задача которого – развитие у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова”. 

В современной методике обучения грамоте общепринятым является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

Система обучения грамоте в условиях речевых групп детского сада содержит в основе звуковой аналитико-синтетический метод. А формирование фонематических процессов – основа природосообразных подходов к обучению грамоте детей с речевой патологией. Оба этих метода опираются на достижение психологии в области изучения возрастных особенностей детей.

Для реализации цели и задач обучения грамоте детей дошкольного возраста в современных условиях обучения могут использоваться                                                             различные технологии:

-здоровье сберегающие;

-ИКТ;

–развивающее обучение;

-технологии сотрудничества.

Формы организации детей могут быть разные;

-фронтальная работа;

-коллективная работа;

-индивидуальная работа;

-работа в парах;

-подгрупповая работа.

Для освоения грамоты необходимо создать психологические предпосылки, вызвать стойкий познавательный интерес, сформировать интеллектуальную, когнитивную готовность к изучению абстрактных явлений таких как буквы и их сочетания (графический образ буквы).

Должна быть сформирована языковая и метаязычная готовность. Это значит, что прежде чем осваивать буквы, ребёнок должен освоить звуковую сторону речи как самостоятельную реальность. 

Раннее обучение грамоте –это занятия по звуковой культуре, которые должны обязательно проводиться в детском саду. Именно они создают предпосылки для дальнейшей работы по усвоению грамоты в старшем возрасте.

Структура проведения любого занятия, в том числе и занятия по обучению грамоте – это устойчивый порядок внутренних связей между элементами занятия. При планировании и проведении занятий необходимо соблюдение триединой задачи – обучение, развитие, воспитание (для групп коррекции добавляется коррекционная составляющая (коррекционно образовательные, коррекционно развивающие, коррекционно воспитательные задачи, индивидуальная работа)

– соблюдение смены видов деятельности;

– использование сюжетно-тематической формы занятия и разнообразного учебного материала;

– сочетание игровых и наглядных, словесных и практических методов и приёмов;

Учитывая возраст детей могут быть сюрпризные моменты, использование музыки, видео.

В подготовительной группе занятие длительностью 30 мин. проводят 2 раза в неделю.

В структуру занятия входит

Организационный момент. Цель настроить детей на занятие, заинтересовать.

– Повторение, закрепление пройденного материала. Цель актуализация знаний детей.

Сообщение новой темы – основная часть занятия. Это может быть знакомство со звуком, с буквой, с разными понятиями «слог», «слово», «предложение» и т.д. В этой части занятия проводятся задания по уточнению артикуляции звука, характеристики звука, проводятся задания по развитию фонематических процессов, развитию аналитико-синтетической деятельности, анализа, синтеза.

Динамическая пауза (физминутка, речь с движением, пальчиковая гимнастика, самомассаж, элементы логоритмики, нейроигры и т.д.) Желательно связать эту паузу с темой занятия. Например: проводим речь с движением

Мы летали высоко, мы летали низко.     Выполняем движения по ходу текста

Мы летали далеко, мы летали близко.

-Как мы летали? Высоко-низко, далеко-близко. Это слова-враги, слова с противоположным значением, называются – антонимы. Давайте поиграем в игру «Наоборот» она нас познакомит с такими словами. Или проводим паузу

Руки на пояс поставила Фая.

Вот буква Ф посмотрите какая.

И далее переходим к знакомству с буквой «Ф».

– Знакомство с буквой. Зрительным образом, с заглавной, строчной буквами. (Большая-маленькая буквы)

– Формирование навыков чтения, письма. 

Развитие графомоторных функций ведущей руки. (это может быть печатание букв, слогов, слов, схем слова, предложения, написание бордюрчиков, штриховка букв и т.д.)

– Итог занятия – рефлексия. (В разном возрасте проводится по-разному. Так в старшей группе можно спросить, что узнали, какой звук приходил в гости, что это за звук, какой бывает, как обозначается и т.д. А в подготовительной группе предложить проанализировать свою работу, работу товарищей, спросить, что нового узнали и как будете это использовать в школе, как думаешь надо ли ещё поучить то, что не совсем получилось, как можно это сделать и т.д.)

Задачи (содержание занятия)

– Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

– Развитие фонематических процессов- фонематического восприятия, слуха, анализа, синтеза.

– Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа, синтеза, памяти.

-Формирование навыков произношения звуков, дифференциации их в речи и на слух.

– Знакомить детей со словом, значением слова (звуковым и семантическим).

– Формирование мелкой моторики пальцев рук, зрительно моторной координации и развитие графомоторных функций ведущей руки.

Таким образом к концу обучения грамоте в подготовительной группе дети должны:

Владеть понятиями: слово, звук, буква, слог, предложение. Знать порядок букв, их название (алфавит).

  1.  Различать гласные и согласные звуки
  2. Ставить ударение в знакомых словах.
  3. Осознанно читать простые слова (3-х, 4-х буквенные), читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.
  4. Уметь составлять из букв разрезной азбуки слоги, простые слова, определять количество звуков в слове.
  5. Делать звукобуквенный анализ простых слов.
  6. Уметь составлять простые предложения.
  7. Проявлять интерес к чтению, письму.
  8. Уметь дифференцировать на слух звонкие, глухие и мягкие, твёрдые согласные.
  1. Уметь различать на слух и правильно произносить все звуки родного языка.
  2. Находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

     Непременным условием для появления у ребёнка самостоятельной членораздельной речи является способность к восприятию фонем-смыслоразличительных звуков родного языка.

     Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков родной речи.

     Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, является основой для понимания смысла сказанного.

 Под фонематическим слухом понимают умение различать звуки речи, их последовательность в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка.

    Кроме фонематического слуха у ребёнка постепенно формируется и фонетический слух, который осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов в слове и слов в предложении.

    Фонематический и фонетический слух вместе составляют речевой слух и осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

      Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения и необходимым условием для овладения грамотой детей дошкольного возраста.

     В современной методике обучения грамоте общепринятым является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

     Известный психолог Д.Б. Эльконин писал, что от того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка, грамматики и связанной с ней орфографии.

     Приобщение детей к звуковой системе родного языка следует тесно увязывать с развитием речевого слуха, фонематического восприятия и слуха, формированием навыка фонематического анализа и синтеза, с формированием навыков правильного артикулирования звуков, отчётливого произношения слов. Обучаемые должны предварительно освоить звучащее слово – важный элемент устной речи.

     С анализа “живой речи” рекомендовал начинать обучение грамоте ещё К.Д. Ушинский. Он утверждал, что “сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова”. По мнению К.Д. Ушинского, упражнение детей на нахождение заданных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, разложение слов на слоги и слогов на звуки, перестановку звуков в словах не только развивают внимание, память и ум ребёнка, но и готовит его к пониманию того, что предстоит читать, пробуждают интерес к чтению.

Целесообразность привлечения внимания к структуре звучащего слова в период подготовки к обучению грамоте объясняется тем, что в дальнейшем, по мере ознакомления с буквами, во время чтения, а затем и письма в сознании обучаемого будет происходить воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения. Так в процессе чтения зрительный образ буквы связывается с движениями артикуляционного аппарата и воссоздаётся звучащее слово. При письме графически выражается слышимое или видимое (написанное) слово с помощью букв. Вот почему одной из психологических предпосылок овладения чтением и письмом является представление о том, что слова не только называют окружающие нас предметы, их признаки, действия, состояния, но и звучат, состоят из звуков. Эльконин П.Б. в статье “Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению” писал, что “первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребёнку звуковую форму слова, ознакомить его со звуковой материей языка”.

     Поэтому при обучении грамоте до ознакомления с буквами дети должны научиться слышать и выделять отдельные звуки в словах и усвоить, что звуки в слове следуют один за другим в определённой временной последовательности, научиться устанавливать их последовательность. Без формирования навыков звукового анализа, а за ним и синтеза, без развития у детей фонематического восприятия и слуха обучение грамоте детей с речевой патологией крайне трудно. Поэтому игры и упражнения на развитие фонематических процессов являются важной составляющей содержания занятий по обучению грамоте. 

Единицы речи (звук, слово, предложение), действуя в “живом” познавательном процессе воспринимаются ребёнком целостно. Отдельные занятия должны быть взаимообусловленными, плавно перетекающими из одного в другое, что обеспечит дополнение, уточнение и закрепление полученных знаний. Знакомство с понятиями «слово», «слог», «значение слова», от чего оно зависит, почему это важно, что такое «предложение, из чего оно состоит, каковы границы предложения, что в начале, а что поставим в конце, какие слова могут быть в предложении «короткие» «маленькие» и «длинные» – это тоже важная часть содержания занятий по обучению грамоте. Эти понятия вводятся в подготовительной к школе группе.

     В подготовительной группе подводим детей к полному звукобуквенному анализу и синтезу не только слов, но и предложений. Использование игр, игровых заданий, наглядности повышает интерес к занятиям, способствует развития внимания, памяти. C этой   целью в подготовительной группе можно использовать метаграммы. В метаграммах загаданное слово узнаётся с помощью замены одного звука другим. Например, 

Мне недолго измениться –  с” с” я рыба,

с “ф’’ –  я птица.

(сазан-фазан)

     В анаграммах слова разгадываются путём перестановки звуков или букв. Например,

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца

Во мне увидишь, что угодно.

(нос-сон)

В логогрифах заданное слово узнаётся путём прибавления или отбрасывания звука или слога. Например,

Я – синоним осьминога,

А без “с” в метле нас много.

(спрут-прут)

Можно с успехом использовать шарады, прятки, добавлялки, составление из длинных слов других слов в игре-соревновании “Кто больше”, “У кого самое длинное слово”, “Слоговицы” и другие интересные задания. Это повышает интерес к заданиям, побуждает детей к самостоятельному творчеству, что несомненно даёт положительный результат при подготовке к школе, при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

     Итак, правильное распределение программного материала, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей речевого развития и речевых нарушений в работе с дошкольниками помогает более эффективно подготовить детей дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению грамоте, а значит, поможет им более успешно овладеть письменной речью.

     Чем разнообразнее подбор игр, заданий, имеющих одну цель, но данных по-разному, тем лучше тренируются и воспитываются различные умения и навыки.

Литература.

  1. Т.А. Ткаченко “Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте”. Москва ЭГСИ Чебоксары. Чувашия 1999 г.
  2. Е.В. Колесникова “От звука к букве”. Москва “Тандем” 1998 год.
  3. С.А. Степанова “Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста” жур-л “Логопед” № 5 2007 г.
  4. Г.А. Ванюхина “Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий” жур-л “Логопед” № 3 2007 

 

«Содержание и структура занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»