автор:

Семина Елена Евгеньевна

педагог – психолог ГБОУ Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля, г. Москва

Кузьмина Елена Александровна

учитель – логопед ГБОУ Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля, г. Москва

Особенности работы педагогов – специалистов с обучающимися дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

 

Особенности работы педагогов – специалистов с обучающимися дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

 

   Кузьмина Елена Александровна

учитель-логопед 

ГБОУ школы № 1359

 имени авиаконструктора М. Л. Миля 

Семина Елена Евгеньевна,

педагог-психолог 

ГБОУ школы № 1359

имени авиаконструктора М. Л. Миля  

  Работа специалистов: педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими тяжелыми нарушениями речи, требует специальных знаний и навыков. Изначально важно создать поддерживающую и стимулирующую обстановку, где дети могут развивать свои коммуникативные способности. Если работа учителя – логопеда больше направлена на коррекцию и развитие компонентов речи, то целью педагога – психолога является стимулирование продуктивного взаимодействия ребенка и развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.  

Вот несколько ключевых аспектов работы с такими детьми:

  1. Индивидуализированный подход: каждый ребенок с тяжелыми нарушениями речи уникален, поэтому важно разрабатывать индивидуальные программы поддержки и обучения, учитывая его специфические потребности.
  1. Обязательным элементом работы является сотрудничество с родителями, консультирование родителей, чтобы создать целостную программу психолого – педагогического сопровождения ребенка.
  1. Эмоциональная поддержка: дети с тяжелыми нарушениями речи могут испытывать стресс и фрустрацию из-за своих ограничений в общении. Специалисты оказывают эмоциональную поддержку, развивая адаптивные формы поведения детей.
  1. Оценка прогресса: важно систематически оценивать прогресс каждого ребенка и корректировать программу обучения в соответствии с его достижениями. Это дает возможность видеть зону ближайшего развития ребенка и эмоционально стимулировать его к дальнейшим успехам.
  1. Игровой подход: игровые методики могут быть эффективным способом стимулирования развития речи у детей с нарушениями. Специалисты используют дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и другие игровые методы для привлечения внимания и развития коммуникативных навыков.
  1. Визуальная поддержка: использование визуальных пособий, таких как картинки, диаграммы, иллюстрации, может помочь детям с тяжелыми нарушениями речи лучше понимать информацию и выражать свои мысли.
  1. Развитие социальных навыков: помимо развития речи, важно помогать детям развивать социальные навыки, то есть навыки продуктивного взаимодействия с окружающими. Это может включать в себя обучение правилам общения, умению выражать свои потребности и желания, а также участие в социальных ситуациях. 

  Совместная работа учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в результате компенсирует не только речевые нарушения, но и развивает социальные навыки поведения детей, стимулирует  самостоятельность в выражении своих мыслей и потребностей, что способствует их полноценному развитию и интеграции в общество.

  Предлагаем вашему вниманию варианты дидактических игр, которые мы используем в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Активизация и развитие сенсорного восприятия

  1. «Платочек для куклы»: ребенку предлагается поиграть с тремя куклами в разных платочках (шерстяном, шелковом, вязаном). Ребенок рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимаются и складываются в мешочек. Ребенок на ощупь находит платочек для каждой куклы.
  2. «Узнай предмет по контуру»: ребенку завязываются глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (домик, елочка, рыбка и т.д.). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза. Просят по памяти нарисовать ее. Далее рисунок сравнивается с контуром.

 

Самораскрытие, работа с образом «Я».

 

  1. «Рисование себя»: нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и ребята пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.

 

    Игры на развитие лексико-грамматических представлений:

 

  1.  «Из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог, ребёнок

Варенье из малины – это какое варенье? Малиновое варенье

Сок из апельсина – это какой сок? Апельсиновый сок

Сумка из кожи – это какая сумка? Кожаная сумка

Стол из дерева – это какой стол? Деревянный стол и т. д.

 

  1.  «Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог, ребёнок

Хвост лисы это чей хвост? Лисий хвост

Платье мамы это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

 

  1.  Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один,

два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

 

  1.  Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от

существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

 

Особенности работы педагогов – специалистов с обучающимися дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)