автор: Семёнова Эльмира Шамильевна

Музыкальный руководитель МБДОУ “Детский сад № 5 комбинированного вида” Рузаевского муниципально района

«Наблюдение ведущий метод экологического воспитания»

«Наблюдение

ведущий метод экологического воспитания»

 

               В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой.                А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.

           Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача наша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Я уверенна, что очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. Учитывая особенности дошкольного возраста, я рекомендую учитывать дидактические принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

          Настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей только в процессе ежедневного общения с природой. Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место занимает  наблюдение. Почему? Во-первых, наблюдение — метод чувственного познания природы. Правильная организация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В-третьих — наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе. В- четвертых наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка.

           Практика показывает, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой. Работу с родителями можно проводить через домашние задания, праздники, анкетирование, дни открытых дверей, через просветительскую работу в уголках для  родителей: консультации, фотовыставки.

          Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.

            Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им — богатое воображение.

 

 Надежда Николаевна Сураева,

Эльмира Шамильевна Семёнова,

«Детский сад №5 комбинированного вида».

«Наблюдение ведущий метод экологического воспитания»