автор: Сивенко Юлия Алексеевна
Педагог
МКУ ДО «ДДТ» с.Новопокровка

Рабочая программа «Увлекательное моделирование»

Управление образования администрации Красноармейского муниципального района

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края

УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

Возраст обучающихся: 11 – 15 лет Срок реализации: 1 год

Сивенко Юлия Алексеевна, педагог дополнительного образования

с. Новопокровка

2021

Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1.Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях техническим творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, а именно развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Начальное техническое моделирование – это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.

Формирование первоначальных знаний по техническому моделированию осуществляется при помощи различных методик выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (аппликация, оригами, конструирование и моделирование).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Актуальность программы – изучение данной программы жизненно необходимо в жизни любого грамотного человека, прививает обучающимся культуры графического труда, создает основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения.

Отличительной особенностью программы – заключается в слиянии разных техник бумагопластики, основ черчения, изобразительного и цветового решения в создании готовых изделий. В процессе обучения у детей развиваются навыки и умения анализировать предметы, развивается самостоятельность мышления, творческий и художественный вкус, расширяется кругозор.

Адресат программы – обучающиеся в возрасте 11-15 лет. Добавить, откуда дети!!!

Объем и срок освоения программы – программа реализуется на 1 год.

1 год обучения – 144 час.

Формы обучения – очная

Методы обучения –

  • рассказ, беседа, игра;
  • наблюдение, оценивание процесса выполнения;
  • индивидуальная творческая деятельность под руководством педагога;
  • творческие отчёты;
  • выставки, как результат своей деятельности;
  • показы индивидуальных и авторских работ.

Форма занятий – индивидуальная, групповая.

  • занятия;
  • беседы;
  • учебно – наглядный материал;
  • участие в конкурсах;
  • творческий отчет.

Особенность организации образовательного процесса

В соответствии с учебным планом занятия проводятся по расписанию.

Режим, периодичность и продолжительность занятий

Продолжительность занятий:

  1. год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа каждое с перерывом 10 минут (продолжительность занятия 45 минут).

Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

  1. Номер. Цель и задачи программы

Цель программы – является ознакомление обучающихся с назначением и графическим оформлением чертежей. Знакомство с методом проекционного черчения и построением разверток геометрических тел. Закрепление навыков использования чертежных инструментов.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать стремление сделать-смастерить, что-либо нужное своими руками;
  • воспитывать терпение и упорство;
  • прививать бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
  • прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы;
  • воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группе;

Развивающие:

  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию и творческие способности ребенка;
  • развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
  • предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
  • развивать навык нахождения применения выполненного изделия в практической деятельности человека;
  • развивать способности организатора, лидера, руководителя.

Обучающие:

  • обучать умению работать с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
  • научить технике чтения элементарных схем и чертежей;
  • обучать навыкам организации и планирования работы.
  • Номер. Содержание программы
  • Учебный план 1 года обучения
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации/ контроля
всего теория практика
1 Знакомство с объединением 1 1
1.1 Введение в программу. Знакомство с детьми. Инструктаж по Т.Б. 1 1 Беседа, опрос
2 Основные правила работы с инструментами 1 1
2.1 Инструменты, приспособления, используемые при работе 1 1 Беседа, опрос
3 Материал 2 1 1
3.1 Материал – бумага. Виды, свойства бумаги. 2 1 1 наблюдение
4 Изучение основ технического черчения 26 7 19 наблюдение
5 Конструирование на плоскости 14 2 12 Беседа, наблюдение
6 Моделирование 40 5 35 наблюдение
6.1 История моделирования. Техническое моделирование 10 3 7 беседа
6.2 Техника «Паперкрафт» 30 2 28 наблюдение
7 Выполнение работы в смешанной технике 30 1 29 наблюдение
8 Выполнение собственного творческого проекта 28 28 наблюдение
9 Выставка работ творческого объединения 2 2 Конкурс.
ИТОГО 144 18 126

Содержание учебного плана 1 года обучения

    1. Раздел: Знакомство с объединением
      1. 1.1 Тема: Введение в программу. Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ Теория: Введение в образовательную программу. Знакомство с кружком, планом его работы. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.
    2. Раздел: Основные правила работы с инструментами
  • 2.1 Тема: Инструменты, приспособления, используемые при работе

Теория: Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях.

    1. Раздел: Материал
  • 3.1 Тема: Материал – бумага

Теория: История возникновения бумаги. Практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Познакомить с видами картона и способами его обработки. Показать его многофункциональность .Изучить свойства бумаги и картона. Разнообразие бумаги, ее виды. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона.

Практика: Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме. Практическая работа по исследованию механических свойств бумаги и картона.

  1. Раздел: Изучение основ технического черчения

Теория: виды изделий и конструкторский документов. Общие определения. Правила оформления чертежей: шрифты, размеры, буквенное обозначение на чертежах, масштабы и формы чертежей, стандарты.

Практика: чтение элементарных чертежей, самостоятельное выполнение простейших чертежей.

  1. Раздел: Конструирование на плоскости

Теория: закрепить названия геометрических фигур, научить сравнивать, правильно комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру, цвету.

Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, способы вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги

Практика: вычерчивание, вырезание и конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм. Изготовление «Геометрического конструктора»

из плотной бумаги (геометрические фигуры различные по форме и размеру). Создание моделей из элементов «Геометрического конструктора».

  1. Раздел: Моделирование
  • 6.1 Тема: История моделирования. Основные понятия

Теория: Знакомство с историей бумажного моделирования. Изучить основные понятия. Основные правила при изготовлении моделей: от чего следует отталкиваться при построении разверток и выборе моделей для моделирования. Научить правильности чтения схем (развёрток). Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Отделка моделей.

Практика: самостоятельное прочтение некоторых простых схем, с проговариванием последовательности сгибки и проходки линий. Выполнение задания.

Далее самостоятельно!!!

  1. Техника «Паперкрафт»

Теория: История появления техники. Отличительные особенности техники

«Паперкрафт» от других техник бумажного моделирования.

Практика: самостоятельное прочтение некоторых простых схем. Выполнение задания.

  1. Раздел: Выполнение работы в смешенной технике.

Теория: Выполнение работы в смешенной технике, с использованием природным и бросовым материалом. А так же добавление цвета , при помощи красок.

Практика: Выполнение макета «Город», «Парк».

  • Раздел: Выполнение собственного творческого проекта

Практика: Разработка эскизов. Изготовление поделок. Мини-выставка.

  • Раздел: Выставка работ творческого объединения

Практика: Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов, награждение.

1.4 Планируемые результаты

Планируемые результаты – по итогам освоения программы обучающиеся

должны знать:

  • название и назначение инструментов для черчения, правила пользования ими;
  • свойства бумаги и картона, доступные способы их обработки;
  • правила оформления чертежей;
  • способы соединения деталей из бумаги и картона;
  • название основных частей изготавливаемых макетов и моделей;

должны уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
  • определять основные части изготавливаемых макетов и моделей
  • организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов;
  • самостоятельно выполнять простые модели в техниках оригами, аппликации, конструирования,
  • выполнять индивидуальные и коллективные творческие работы;
  • соблюдать правила безопасности труда;
  • сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.

личностные результаты

– обучающийся будет активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,

– будет проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями,

-будет проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении целей.

метапредметные результаты

обучающийся приобретёт умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • умение находить и перерабатывать информацию для получения необходимого результата, также для создания нового продукта;
  • коммуникативные навыки, умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • умение доносить свою позицию до других.

предметные результаты

Учащиеся будет знать:

-правила выполнения чертежей

-смысл технологических понятий: чертеж, эскиз, технический рисунок, схема,

  • профессии, связанные с созданием и тиражированием графической документации
  • простейшие геометрические построения;

-приемы работы с чертежными инструментами необходимые для представленных в программе.

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы 1.Материально-техническое обеспечение

  • помещение (кабинет);
  • столы и стулья – 5/10;
  • меловая доска;
  • Шкафы для хранения личных вещей.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение Список литературы для педагога:

1 Г.Б.Борисовский. Слово об архитектуре. Знание. М. 1975г.

  1. Е.А.Василенко. Уроки черчения в 8 классе. Изд-во «Народная Асвета». Минск 1975г.
  2. И.С.Вышнепольский «Техническое черчение» Издательство «Высшая школа» 1981г. Москва
  3. Г.Грубе, А.Кугмар Путеводитель по архитектурным формам. Москва Стройиздат 1990г.

Интернет-ресурсы:

  1. Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс] : база данных содержит конспекты лекций и методические указания, словари, справочники – http://www.twirpx.com/files/machinery/nig
  2. Техническое черчение [Электронный ресурс]; Правила выполнения чертежей; Геометрическое черчение; Проекционное черчение; Аксонометрические проекции
  • Режим доступа: http://nacherchy.ru/
  1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru
  2. Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: www.ING_GRAFIKA.RU9

  1. Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: www.ngeom.ru

  1. Электронный учебник по инженерной графике // Кафедра инженерной и компьютерной графики Санкт-Петербургского государственного университета ИТМО [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.engineering_graphics.spb.ru10

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • удовлетворённость учащихся, просвещающих творческое объединение;
  • уровень правильности выполнения действий. Соблюдение правил техники безопасности;
  • поведение учащихся на занятиях: активность, заинтересованность;
  • результаты выполнения практических заданий.

Контроля качества освоения программы учащимися используется следующие формы диагностики:

Предварительная диагностика – проводится в сентябре или октябре в виде наблюдения. Выявить уровень творческого развития, личностных качеств ребёнок для корректировки плана работы, правильного распределения учебной нагрузки.

Промежуточная диагностика – проводится в декабре или январе в виде беседы, практического задания. На данном этапе педагог может выявить затруднения у детей при освоении техник рисования с использованием природных материалов.

Итоговая диагностика – проводится в мае, выявляется в результате анализа итоговых заданий.

Форма оценки: сформирован, частично сформирован, не сформирован.

Методика определения результата: Результативность полученных знаний определяется при выполнении самостоятельной творческой работы определенного уровня сложности по темам программы и участия выставках, конкурсах, ярмарках.

Форма фиксации результата; данные заносятся в протокол (Приложение

1) результатов диагностики, обучающихся кружка «Маленькие волшебники».

Приложение 1

Результат диагностики 1 года обучения

Критерии оценки Начало года (кол-во детей %) Конец года (кол-во детей %)
Сформи ровано Частичн о сформир ован Не сформир ован Сформи рован Частичн о сформир ован Не сформир ован
1 Умение самостоятельно выполнять практические задания
2 Владение техникой моделирования
3 Владение черчения
  • Номер. Методические материалы

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы, демонстрация образцов);

-практический;

На занятиях используются педагогические технологи:

-технология личностно-ориентированного развивающего обучения;

-технология индивидуализации обучения;

-групповые технологии;

-игровые технологии;

-здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий, методов и форм работы позволяет решать развивающие, воспитывающие, обучающие задачи программы. Формирование интереса к культурному наследию своей Родины, воспитание культуры труда, общения в коллективе, развитие моторных навыков, образного мышления, творческой фантазии, формирование художественно – эстетического вкуса, чтение схем, составление эскизов и зарисовок, владение основными приемами вышивки и другими умениями, предусмотренными программой.

Беседы на каждом занятии раскрывают содержание задания и указывают методы его решения. Беседа сопровождается наглядным показом репродукций, образцов, схем из методического фонда творческого объединения. По всем разделам программы в объединении созданы тематические папки, способствующие более доступному усвоению материала.

Основное время на занятиях отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.

В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей.

  1. Номер. Календарно учебный график

Календарно учебный график – это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования, и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, дата начала и окончания учебных периодов.

Этапы образовательного процесса 1 год
Продолжительность учебного года, неделя 36
Количество учебных дней 108
Продолжительность Учебных периодов 1 полугодие 13.09.21-

31.12.21

2 полугодие 12.01.22-

31.05.22

Возраст детей, лет 11-15
Продолжительность занятия, час 2
Режим занятия 2 раза/нед.
Годовая учебная нагрузка, час (для одной группы) 144
  1. Номер. Календарный план воспитательной работы

 

Направление Название мероприятия Дата Обьединение Кол-во уч.
Сентябрь
1 Экологическое Беседа «Тайны леса» 30.09.2021 7
Октябрь
1 Духовно-нравственное Беседа «Старшее поколение » 07.10.2021 7
2 Безопасность жизнедеятельности Конкурс рисунков «Машина на дороге» 21.10.2021 7


Ноябрь
1 Формирование культуры здоровья Беседа «Здоровый человек» 6.11.2021 7
2 Патриотическое Беседа «Моя Родина-Россия» 11.11.2021 7
Декабрь
1 Приобщение к культурному наследию Беседа «День рождение Деда Мороза» 02.12.2021 7
2 Приобщение к культурному наследию Беседа «Рождественский огонёк» 16.12.2021 7
Январь
1 Безопасность жизнедеятельности Беседа «Вредным привычкам –

бой»

10.02.2022 7
Февраль
1 Патриотическое Беседа «Папин праздник» 03.02.2022 7
2 Духовно-нравственное Выставка «Наша гордость» 17.02.2022 7
3 Популяризация научных знаний Беседа «День птиц». 24.02.2022 7
Март
1 Гражданско- патриотическое воспитание Выставка рисунков «Моя Мама» 07.03.2022 7
2 Приобщение к культурному наследию Беседа «Светлый праздник» 14.03.2022 7
Апрель
1 Популяризация научных знаний Беседа «Космические истории» 12.04.2022 7
2 Духовно-нравственное Конкурс рисунков «Мы помним, мы гордимся» 25.04.2022 7


3 Гражданско- патриотическое воспитание Выставка декоративно- прикладного творчества « Победный май» 27.04.2022 7
Май
1 Безопасность жизнедеятельности Беседа «Скоро лето» ,

безопасность на дорогах.

15.05.2022 7
2 Социальное направление Итоговая выставка работ

«Дорога длинною в год»

25.05.2022 7

 

Список использованной литературы

  1. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова «Макетирование из бумаги и картона» Учебное пособие. М. Издательство, 2000г.
  2. Кириллов А.Ф. «Черчение и рисование». М. Высшая школа. 1987г.
  3. Н.А.Гордеенко, В.В.Степакова Учебник Черчение 9 кл.образовательных учреждений (рекомендовано Министерством образования РФ) Издательство Москва Издательство, 2000г.

Список оформить по ГОСТу 2008 г. Вся литература старая. Использовать только изданные после 2016 г.

Рабочая программа «Увлекательное моделирование»