автор: Сидорова Елена Анатольевна
Преподаватель изобразительного искусства
МБУ ДО «Центральная школа искусств» г. Мариуполь

Проектно — деятельностный метод обучения компьютерной графике с формированием портфолио в школе искусств

 

Проектно — деятельностный метод обучения компьютерной графике с формированием портфолио в школе искусств

 

Введение

Современные тенденции художественного образования тесно связаны с цифровизацией и внедрением информационно — коммуникационных технологий. Компьютерная графика открывает новые формы визуального самовыражения, позволяя учащимся создавать цифровые произведения и развивать профессиональные навыки.

Актуальность исследования определяется необходимостью создания инновационных методов обучения, которые не только формируют художественные и технические компетенции, но и обеспечивают отражение образовательного пути ученика в виде цифрового портфолио.

Цель статьи — раскрыть теоретические и практические основы проектно — деятельностного метода обучения компьютерной графике, ориентированного на формирование индивидуального портфолио учащегося в школе искусств.

Основная задача метода: обеспечить учащимся возможность систематически создавать и структурировать свои работы, формируя готовое портфолио, которое отражает их творческое и профессиональное развитие.

  1. Теоретические основы проектного подхода в художественном образовании

Проектный метод базируется на деятельностной педагогике (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Дж. Дьюи) и предполагает, что учащиеся осваивают знания и навыки через самостоятельное решение практических задач, завершающихся конкретным продуктом [1].

В художественном образовании проектный подход позволяет:

  1. интегрировать знания из искусства, дизайна и информационных технологий;
  2. развивать творческое мышление, исследовательские навыки и проектирование визуальных образов;
  3. формировать ключевые компетенции современного мира — креативность, коммуникацию, критическое мышление и цифровую грамотность [2; 3].

В данном методе проектная деятельность направлена на создание последовательных проектов, каждый из которых интегрируется в портфолио ученика, что делает обучение осознанным и мотивирующим.

  1. Сущность авторского метода обучения через проектную деятельность

Проектно — деятельностный метод с формированием портфолио сочетает традиционные педагогические принципы изобразительного искусства с современными цифровыми инструментами.

Основные элементы метода:

  1. Постановка проектной задачи, ориентированной на создание конкретного цифрового продукта (иллюстрация, плакат, дизайн персонажа, анимационный кадр) ;
  2. Освоение цифровых инструментов (Adobe Photoshop, Krita, Corel Draw, Procreate);
  3. Этапная интеграция в портфолио: каждая работа фиксируется в личном портфолио ученика с описанием замысла, используемых техник и рефлексивными заметками;
  4. Итоговое резюме учащегося, отражающее творческую и учебную деятельность в школе искусств, достижения и навыки работы с цифровыми технологиями.

Инновационный аспект метода заключается в том, что весь учебный процесс структурирован через систематическое формирование цифрового портфолио, что позволяет выпускнику школы искусств выйти с готовым продуктом профессиональной значимости.

  1. Практическая реализация метода

Проектно — деятельностный метод реализуется в четыре основных этапа:

3.1. Мотивационно — ориентировочный этап

  1. Ознакомление с целями проекта и форматом портфолио;
  2. Демонстрация примеров цифрового искусства и портфолио предыдущих учеников;
  3. Обсуждение возможных тем и подходов.

3.2. Исследовательско — проектный этап

  1. Формулировка личного проекта учащимся;
  2. Сбор референсов и анализ визуального материала;
  3. Планирование структуры проекта в контексте будущего портфолио.

3.3. Творческо — практический этап

  1. Создание цифрового произведения с использованием графических программ;
  2. Постепенное добавление работы в цифровое портфолио;
  3. Рефлексия и самооценка промежуточных результатов

3.4. Презентационно — рефлексивный этап

  1. Представление проекта в классе или онлайн;
  2. Анализ и обсуждение работ сверстниками и педагогом;
  3. Итоговая фиксация работы в портфолио с рефлексивными заметками.

3.5. Формирование итогового портфолио и резюме

  1. Систематизация всех проектов учащегося;
  2. Включение описаний творческого процесса и анализа каждой работы;
  3. Создание итогового резюме, фиксирующего приобретённые компетенции и достижения; портфолио становится готовым профессиональным продуктом, отражающим весь образовательный путь.
  1. Педагогические результаты и условия эффективности

Реализация метода обеспечивает:

  1. Повышение мотивации к изучению компьютерной графики;
  2. Развитие творческого и критического мышления;
  3. Формирование навыков самостоятельной работы и цифровой грамотности;
  4. Создание готового портфолио, которое отражает образовательные результаты и достижения учащегося.

 

Условия эффективности:

  1. Современное техническое оснащение (ПК, планшеты, графические программы);
  2. Профессиональная подготовка педагога;
  3. Систематическое сопровождение проектной деятельности;
  4. Поддержка творческой среды и индивидуального подхода.

 

  1. Заключение

Проектно — деятельностный метод с интеграцией портфолио является инновационным подходом к обучению компьютерной графике. 

Он обеспечивает:

  1. объединение традиционных художественных навыков и цифровых технологий;
  2. формирование осознанного творческого процесса;
  3. развитие у учащихся навыков проектирования, рефлексии и самопрезентации;
  4. создание готового цифрового портфолио, которое фиксирует все образовательные достижения и позволяет выпускнику выйти из школы искусств с профессиональным продуктом.
  5. Метод повышает мотивацию и самостоятельность учащихся, делает обучение практико — ориентированным и результативным.

 

Список литературы

  1. Андреев, А.А. Информационно — коммуникационные технологии в образовании. — М.: Академия, 2019.
  1. Виноградова, Н.Ф. Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся. // Педагогика. — 2022. — №4. — С. 15–21.
  2.   Гуревич, П.С. Психология художественного творчества. — М.: URSS, 2018.
  3. Ершова, Л.В. Компьютерная графика как средство развития творческого мышления. // Искусство и образование. — 2023. — №2. — С. 47–53.
  4. Кондаков, А.М. Цифровизация художественного образования: инновационные подходы и практики. — СПб.: Питер, 2021.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2020.

 

Проектно — деятельностный метод обучения компьютерной графике с формированием портфолио в школе искусств

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram