автор: Синева Лариса Александровна
педагог-психолог
МАДОУ детский сад «Сказка»

Коррекционнно- развивающая программа педагога – психолога для детей с ЗПР

Коррекционно – развивающая программа 

педагога – психолога

для детей с ЗПР

 подготовила педагог-психолог

Синева Лариса Александровна

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка:

        Коррекционно – развивающая программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

 

        Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

– развития эмоционально – волевой, познавательно – речевой, двигательной сфер  у детей с ЗПР;

– развития позитивных качеств личности;

– формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 

Коррекционно – развивающая программа направлена на психолог –педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка дошкольного возраста, коррекцию развития детей с задержкой развития с учетом их возрастных  и индивидуальных особенностей.

 

         Для успешной деятельности по реализации коррекционно – развивающей программы необходимо:

– учитывать особенности психофизического развития и возможности детей, индивидуальные потребности детей с задержкой психического развития,

– осуществлять построение коррекционно – развивающей работы на основе индивидуальных особенностей ребенка,

– использовать специальные методы, дидактические материалы,

-выстроить взаимодействие семьями детей для обеспечения полноценного развития,

– оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям0по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 

     1.1. Основными принципами коррекционной работы с детьми являются:

 

        Индивидуализация психолого – педагогического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения психолого – педагогических особенностей в его психическом развитии. Коррекционная работа с детьми осуществляется в ходе индивидуализации занятий и в самостоятельной деятельности детей. Педагог – психолог имеет возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание занятий определяется исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности нарушения у детей, их индивидуально – типологических особенностей.

 

        Разносторонность (интегрально – личностный характер) психологической работы предлагает обязательный учет в коррекционном процессе индивидуально – типологических особенностей дошкольников. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности общего психического развития, нацеленности педагога – психолога на целостное развитие личности.

 

        Комплектность коррекционного воздействия  и возможность проведения соответствующей развивающей работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций педагога – психолога и  в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно – развивающую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционную помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет привлечения внимания к развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционнно – образовательном процессе.

При оказании коррекционной помощи очень важно соблюдать системность.

Только проведение хорошо продуманной , рационально спланированной, скоординированной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.

 

Цель программы:

 

Качественная реализация образовательных потребностей детей с нарушением интеллекта на основе индивидуального подхода и видов деятельности.

 

Задачи программы:

  • формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • развитие конструктивных навыков взаимодействия с окружающими;
  • развитие навыков оценки собственного поведения;
  • формирование умения ориентироваться в собственном теле;
  • автоматизация навыков ориентировки в правых и левых частях тела; 
  • расширение представлений  воспитанников  о сутках, днях недели и времени года;
  • развитие зрительного восприятия;
  • учить точно, выполнять инструкцию психолога;
  • обеспечение психолог – педагогической поддержки семьи и повышения  компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития  и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушением интеллекта.

Проведение  обследования. 

 

        С целью разработки индивидуальной траектории коррекционнно – развивающей работы  педагог – психолог проводит диагностическое  обследование. Психодиагностическое  обследование  ребенка  с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально – волевая сфера, личностное  развитие). В качестве источников  диагностического инструментария  используются научно – практические разработки С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, М.М. Семаго. Обследование  проводится в процессе наблюдения при создании специальной игровой ситуации, организованной игровой деятельности непосредственно – образовательной деятельности в режимных моментах.

 

  • Особенности развития детей с ЗПР.

– деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер ., дети часто действуют импульсивно ,легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;

– им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость на словесный раздражитель;

– сенсорное развитие  также  отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия(снижен темп, сужен объем , недостаточная точность зрительного, слухового, тактильного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно – исследовательская деятельность;

– отмечаются недостатки зрительно – моторной и слухо – зрительно – моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства  ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;

– недостатки сенсорного развития и речи влияю на формирование сферы образов – представлений;

– у детей с ограничением объема памяти и снижения прочности запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрота утраты информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);

– отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;

– наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника  движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо – деятельность, конструирования;

– нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

 

   1.3 .  Этапы реализации программы:

  • Вводный этап 

Планирование работы

– Диагностическое изучение ребенка.

  • Основной этап развития:

– Коррекция и развитие высших психических функций.

– Ориентироваться в пространстве во временных представлениях;

– Формирование и развитие связной речи .

– Развитие общей и мелкой моторики.

– Развитие умственных способностей.

– Развитие предметно-практической деятельности.

  • Заключительный этап

Итоговая диагностика.

– Анализ диагностических данных, выводы.  

Структура программы:

Занятия предполагают индивидуальную работу с детьми по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально- волевой сферы, поведенческие тренинги. Проводятся 1 раза в неделю, продолжительностью 25- 30 мин.

Методы и техники, используемые в программе:

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребенка таким, какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

  • Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) 
  • Динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств детей;
  • Взаимная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;

Целевые ориентиры для детей с ЗПР

  • Овладеть приемами регулирования своего эмоционального состояния;
  • Закрепить новые адаптивные формы поведения в условиях психокоррекционного пространства  и впоследствии за его пределами;
  • Использовать приобретенные навыки для более искреннего и свободного общения;
  • Использовать развитие формы поведения, связанные с сотрудничеством и взаимопомощью.
  • Предполагаемый результат работы

        Программа помогает младшим дошкольникам адаптироваться в детском саду, снизить уровень ситуативной тревожности, агрессивности, учиться выражать свои эмоции и чувства социально проблемными способами. Программа помогает старшим дошкольникам развивать социальные умения и навыки сформировать основы самопринятия, снизить уровень личностной тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к поступлению в школу, повысить учебную мотивацию

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка

 

Тематическое планирование курса занятий 

«Коррекция высших психических функций» 

(развитие внимания, памяти, мышления).

п\п

Тема занятия Содержание темы
1 «Небылицы» Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления.
2 «Мозаика» Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; пространственного восприятия; воображения
3 «Самый внимательный» Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления. 
4 «Каждой руке свое дело» Развитие объёма и распределения внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения. 
5 «Запутанные дорожки» Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; вербального мышления; гибкости мышления.
6 «Занимательные вопросы» Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления.
7 «Исключи лишнее» Развитие взаимодействия;  внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления. 
8 «Подбери пару» Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения. 
9 «Повторяй – ка» Развитие концентрации, объёма внимания; произвольной зрительной  памяти; мышления; грамматических навыков. 
10 «Что нового» Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления. 
11 «Ассоциации» Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления. 
12 «Волшебная тройка» Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки. 
13 «Все наоборот» Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря. 
14 «Фигурный ряд» Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления. 
15 «Придумай сам» Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения. 
16 «Путешествие» Развитие концентрации внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения. 
17 «Лабиринты» Развитие концентрации, объёма, устойчивости внимания; зрительной и смысловой памяти; логического мышления; воображения.
18 «Внимательные руки» Развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти (наблюдательности); развитие звукового восприятия; развитие оригинальности мышления, временной ориентации.
19 «Волшебный мешочек» Развитие концентрации, переключения, устойчивости, объёма внимания; наблюдательности; смысловой памяти; логического мышления; воображения; 
20 «Кто? Что?» Развитие концентрации, переключения внимания; развитие смысловой памяти; логического мышления; тактильных ощущений; пространственной ориентации.
21 «Обо всём на свете» Развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления; пополнение активного словаря.
22 «Размышляй – ка» Развитие слуховой  памяти, внимания,  словесно-логического  мышления
23 «Угадай» Развитие слуховой памяти, внимания,  логического  мышления
24 «Сходство и различие» Развитие памяти, пространственной ориентации, внимания,  логического мышления
25 «Увлекательная математика» Развитие внимания, наглядно-образного и словесно-логического  мышления.
26 «Переполох» Развитие внимания, наглядно-образного мышления и  пространственной ориентации.
27 «Веселые вопросы» Развитие  наглядно-образного и словесно-логического  мышления.
28 «Умозаключения» Развитие  наглядно-образного и словесно-логического  мышления, внимания.
29 «Узор» Развитие пространственного, логического  мышления, мелкой моторики.
30 «Каскад слов» Активизация словаря. Развитие кратковременной слуховой памяти, словесно- логического мышления.
31 «Самый – самый» Развитие скорости внимания; помехоустойчивости внимания; гибкости мышления.
32 «Часть – целое» Развитие наблюдательности;

 устойчивости внимания; помехоустойчивости внимания; умения – сравнения находить понятие по определенным признакам.

33 «Слушай внимательно» Активизация словаря. Развитие скорости  и гибкости мышления, внимания
34 «Наоборот» Развитие устойчивости внимания; словесно- логического мышления; скорости внимания.

Тематическое планирование курса занятий 

«Я и мои эмоции» 

п\п

Тема занятия Содержание темы
Раздел 1. Введение
1. «Знакомство» Выявление уровня развития эмоционально – волевой сферы. Снижение эмоционального напряжения, нормализация дыхания. 
2. «Какой я?» Познание себя, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, развитие воображения.
Раздел 2. Развитие эмоциональной сферы
3. «У зеркала» Знакомство с эмоциями, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, развитие выразительности жестов, снятие психического напряжения.
4. «Чувства» Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей. Раскрытие возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. 
5. «Мои эмоции» Развивать умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
6. «Моё настроение» Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
7. «Я радуюсь!» Знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
8. «Прогулка по волшебному лесу» Развивать умение управлять своим настроением (тихая радость). Дать представление о связи между мыслями и поведением; научить изменению отношения к ситуации
9. «Я грущу» Рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и печали; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.
10. «Я владею собой» Развитие произвольной регуляции поведения детей, повышение уверенности в себе.
11. «Волшебный платок» Развивать умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
12. «Я могу» Учить находить выход из трудных ситуаций изменить которую невозможно Дифференциация собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих 
13. «Мир эмоций» Учить различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно) тренировать умение выражать эмоции в мимике.
14. «У страха глаза велики» Закрепить навыки работы с «позитивными мыслями»; закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками
15. «Передача чувств» Учить  применять полученные навыки. Выражения эмоциональных состояний разными невербальными способами. 
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков
16. «Я общаюсь» Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений.
17. «Я понимаю, меня понимают» Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие навыков сотрудничества.
18. «Я и мои друзья» Формирование уважительного отношения  к другим детям.
19. «Я и волшебство» Развитие сочувствия и внимания к людям.
20. «Я умею мириться» Формирование способности к разрешению конфликтов; развитие эмпатии.
21. «Я уверен в себе» Повысить у детей уверенность в себе, способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности; научить двигательному раскрепощению, развитие эмпатии.
22. «Мои поступки» Мои поступки и поступки других людей. Учить  анализировать свои поступки и поступки других людей.
23. «Моя доброта» Выработать доброжелательное отношение  к другим. Живи в согласии с другими.
24. «Что такое успех?» Как добиться удачи. Дать наглядное представление о составляющих успеха. 
25. «Я сильный» Развивать навыки самоанализа и формирования позитивного образа «Я». Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Форма работы: индивидуальные занятия.

Материально-техническое   обеспечение программы:

Занятия проводятся в помещении, оснащенном требуемыми техническими средствами: магнитная доска, игровые атрибуты, цветные карандаши, бумага, дидактические пособия.

Программно – методическое обеспечение

 

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.в. Учим детей общению. – Ярославль, 1997 г.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996 г.
  3. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: гуманит. изд. центр Владос, 2001г.
  4. И.Семенака «Уроки добра»/Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет DOC. М.: АРКТИ, 2003г.

5.Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буянова. – М., 1990 г.

  1. Князева О.Л. «Как себя вести»: Учебное наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет, 5-7 лет) – М.:ДиК; Дрофа, 1998 г.
  2. Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.: «Речь», 2010 г.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Москва. Просвещение 2005 г.
Коррекционно-развивающая программа педагога – психолога для детей с ЗПР