автор: Синева Лариса Александровна
педагог-психолог
МАДОУ детский сад «Сказка»
Коррекционнно- развивающая программа педагога — психолога для детей с ЗПР
Коррекционно – развивающая программа
педагога — психолога
для детей с ЗПР
подготовила педагог-психолог
Синева Лариса Александровна
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка:
Коррекционно – развивающая программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
— развития эмоционально – волевой, познавательно – речевой, двигательной сфер у детей с ЗПР;
— развития позитивных качеств личности;
— формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Коррекционно – развивающая программа направлена на психолог –педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка дошкольного возраста, коррекцию развития детей с задержкой развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Для успешной деятельности по реализации коррекционно – развивающей программы необходимо:
— учитывать особенности психофизического развития и возможности детей, индивидуальные потребности детей с задержкой психического развития,
— осуществлять построение коррекционно – развивающей работы на основе индивидуальных особенностей ребенка,
— использовать специальные методы, дидактические материалы,
-выстроить взаимодействие семьями детей для обеспечения полноценного развития,
— оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям0по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
1.1. Основными принципами коррекционной работы с детьми являются:
Индивидуализация психолого – педагогического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения психолого – педагогических особенностей в его психическом развитии. Коррекционная работа с детьми осуществляется в ходе индивидуализации занятий и в самостоятельной деятельности детей. Педагог – психолог имеет возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание занятий определяется исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности нарушения у детей, их индивидуально – типологических особенностей.
Разносторонность (интегрально – личностный характер) психологической работы предлагает обязательный учет в коррекционном процессе индивидуально – типологических особенностей дошкольников. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности общего психического развития, нацеленности педагога – психолога на целостное развитие личности.
Комплектность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей развивающей работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций педагога — психолога и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно – развивающую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционную помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет привлечения внимания к развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционнно – образовательном процессе.
При оказании коррекционной помощи очень важно соблюдать системность.
Только проведение хорошо продуманной , рационально спланированной, скоординированной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.
Цель программы:
Качественная реализация образовательных потребностей детей с нарушением интеллекта на основе индивидуального подхода и видов деятельности.
Задачи программы:
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
- развитие навыков сотрудничества;
- развитие конструктивных навыков взаимодействия с окружающими;
- развитие навыков оценки собственного поведения;
- формирование умения ориентироваться в собственном теле;
- автоматизация навыков ориентировки в правых и левых частях тела;
- расширение представлений воспитанников о сутках, днях недели и времени года;
- развитие зрительного восприятия;
- учить точно, выполнять инструкцию психолога;
- обеспечение психолог – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушением интеллекта.
Проведение обследования.
С целью разработки индивидуальной траектории коррекционнно – развивающей работы педагог – психолог проводит диагностическое обследование. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально – волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно – практические разработки С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, М.М. Семаго. Обследование проводится в процессе наблюдения при создании специальной игровой ситуации, организованной игровой деятельности непосредственно – образовательной деятельности в режимных моментах.
- Особенности развития детей с ЗПР.
— деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер ., дети часто действуют импульсивно ,легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;
— им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость на словесный раздражитель;
— сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия(снижен темп, сужен объем , недостаточная точность зрительного, слухового, тактильного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно – исследовательская деятельность;
— отмечаются недостатки зрительно – моторной и слухо – зрительно – моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;
— недостатки сенсорного развития и речи влияю на формирование сферы образов – представлений;
— у детей с ограничением объема памяти и снижения прочности запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрота утраты информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
— отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;
— наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо – деятельность, конструирования;
— нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
1.3 . Этапы реализации программы:
- Вводный этап
— Планирование работы.
— Диагностическое изучение ребенка.
- Основной этап развития:
— Коррекция и развитие высших психических функций.
— Ориентироваться в пространстве во временных представлениях;
— Формирование и развитие связной речи .
— Развитие общей и мелкой моторики.
— Развитие умственных способностей.
— Развитие предметно-практической деятельности.
- Заключительный этап
— Итоговая диагностика.
— Анализ диагностических данных, выводы.
Структура программы:
Занятия предполагают индивидуальную работу с детьми по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально- волевой сферы, поведенческие тренинги. Проводятся 1 раза в неделю, продолжительностью 25- 30 мин.
Методы и техники, используемые в программе:
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Условия проведения занятий:
1) принятие ребенка таким, какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
- Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
- Динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств детей;
- Взаимная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;
Целевые ориентиры для детей с ЗПР
- Овладеть приемами регулирования своего эмоционального состояния;
- Закрепить новые адаптивные формы поведения в условиях психокоррекционного пространства и впоследствии за его пределами;
- Использовать приобретенные навыки для более искреннего и свободного общения;
- Использовать развитие формы поведения, связанные с сотрудничеством и взаимопомощью.
- Предполагаемый результат работы
Программа помогает младшим дошкольникам адаптироваться в детском саду, снизить уровень ситуативной тревожности, агрессивности, учиться выражать свои эмоции и чувства социально проблемными способами. Программа помогает старшим дошкольникам развивать социальные умения и навыки сформировать основы самопринятия, снизить уровень личностной тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к поступлению в школу, повысить учебную мотивацию
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка
Тематическое планирование курса занятий
«Коррекция высших психических функций»
(развитие внимания, памяти, мышления).
| №
п\п |
Тема занятия | Содержание темы |
| 1 | «Небылицы» | Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления. |
| 2 | «Мозаика» | Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; пространственного восприятия; воображения |
| 3 | «Самый внимательный» | Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления. |
| 4 | «Каждой руке свое дело» | Развитие объёма и распределения внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения. |
| 5 | «Запутанные дорожки» | Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; вербального мышления; гибкости мышления. |
| 6 | «Занимательные вопросы» | Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления. |
| 7 | «Исключи лишнее» | Развитие взаимодействия; внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления. |
| 8 | «Подбери пару» | Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения. |
| 9 | «Повторяй — ка» | Развитие концентрации, объёма внимания; произвольной зрительной памяти; мышления; грамматических навыков. |
| 10 | «Что нового» | Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления. |
| 11 | «Ассоциации» | Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления. |
| 12 | «Волшебная тройка» | Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки. |
| 13 | «Все наоборот» | Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря. |
| 14 | «Фигурный ряд» | Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления. |
| 15 | «Придумай сам» | Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения. |
| 16 | «Путешествие» | Развитие концентрации внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения. |
| 17 | «Лабиринты» | Развитие концентрации, объёма, устойчивости внимания; зрительной и смысловой памяти; логического мышления; воображения. |
| 18 | «Внимательные руки» | Развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти (наблюдательности); развитие звукового восприятия; развитие оригинальности мышления, временной ориентации. |
| 19 | «Волшебный мешочек» | Развитие концентрации, переключения, устойчивости, объёма внимания; наблюдательности; смысловой памяти; логического мышления; воображения; |
| 20 | «Кто? Что?» | Развитие концентрации, переключения внимания; развитие смысловой памяти; логического мышления; тактильных ощущений; пространственной ориентации. |
| 21 | «Обо всём на свете» | Развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления; пополнение активного словаря. |
| 22 | «Размышляй – ка» | Развитие слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления |
| 23 | «Угадай» | Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления |
| 24 | «Сходство и различие» | Развитие памяти, пространственной ориентации, внимания, логического мышления |
| 25 | «Увлекательная математика» | Развитие внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления. |
| 26 | «Переполох» | Развитие внимания, наглядно-образного мышления и пространственной ориентации. |
| 27 | «Веселые вопросы» | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления. |
| 28 | «Умозаключения» | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, внимания. |
| 29 | «Узор» | Развитие пространственного, логического мышления, мелкой моторики. |
| 30 | «Каскад слов» | Активизация словаря. Развитие кратковременной слуховой памяти, словесно- логического мышления. |
| 31 | «Самый — самый» | Развитие скорости внимания; помехоустойчивости внимания; гибкости мышления. |
| 32 | «Часть – целое» | Развитие наблюдательности;
устойчивости внимания; помехоустойчивости внимания; умения – сравнения находить понятие по определенным признакам. |
| 33 | «Слушай внимательно» | Активизация словаря. Развитие скорости и гибкости мышления, внимания |
| 34 | «Наоборот» | Развитие устойчивости внимания; словесно- логического мышления; скорости внимания. |
Тематическое планирование курса занятий
«Я и мои эмоции»
| №
п\п |
Тема занятия | Содержание темы |
| Раздел 1. Введение | ||
| 1. | «Знакомство» | Выявление уровня развития эмоционально – волевой сферы. Снижение эмоционального напряжения, нормализация дыхания. |
| 2. | «Какой я?» | Познание себя, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, развитие воображения. |
| Раздел 2. Развитие эмоциональной сферы | ||
| 3. | «У зеркала» | Знакомство с эмоциями, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, развитие выразительности жестов, снятие психического напряжения. |
| 4. | «Чувства» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей. Раскрытие возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. |
| 5. | «Мои эмоции» | Развивать умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. |
| 6. | «Моё настроение» | Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. |
| 7. | «Я радуюсь!» | Знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. |
| 8. | «Прогулка по волшебному лесу» | Развивать умение управлять своим настроением (тихая радость). Дать представление о связи между мыслями и поведением; научить изменению отношения к ситуации |
| 9. | «Я грущу» | Рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и печали; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей. |
| 10. | «Я владею собой» | Развитие произвольной регуляции поведения детей, повышение уверенности в себе. |
| 11. | «Волшебный платок» | Развивать умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. |
| 12. | «Я могу» | Учить находить выход из трудных ситуаций изменить которую невозможно Дифференциация собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих |
| 13. | «Мир эмоций» | Учить различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно) тренировать умение выражать эмоции в мимике. |
| 14. | «У страха глаза велики» | Закрепить навыки работы с «позитивными мыслями»; закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками |
| 15. | «Передача чувств» | Учить применять полученные навыки. Выражения эмоциональных состояний разными невербальными способами. |
| Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков | ||
| 16. | «Я общаюсь» | Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений. |
| 17. | «Я понимаю, меня понимают» | Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие навыков сотрудничества. |
| 18. | «Я и мои друзья» | Формирование уважительного отношения к другим детям. |
| 19. | «Я и волшебство» | Развитие сочувствия и внимания к людям. |
| 20. | «Я умею мириться» | Формирование способности к разрешению конфликтов; развитие эмпатии. |
| 21. | «Я уверен в себе» | Повысить у детей уверенность в себе, способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности; научить двигательному раскрепощению, развитие эмпатии. |
| 22. | «Мои поступки» | Мои поступки и поступки других людей. Учить анализировать свои поступки и поступки других людей. |
| 23. | «Моя доброта» | Выработать доброжелательное отношение к другим. Живи в согласии с другими. |
| 24. | «Что такое успех?» | Как добиться удачи. Дать наглядное представление о составляющих успеха. |
| 25. | «Я сильный» | Развивать навыки самоанализа и формирования позитивного образа «Я». Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Форма работы: индивидуальные занятия.
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия проводятся в помещении, оснащенном требуемыми техническими средствами: магнитная доска, игровые атрибуты, цветные карандаши, бумага, дидактические пособия.
Программно – методическое обеспечение
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.в. Учим детей общению. — Ярославль, 1997 г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996 г.
- Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: гуманит. изд. центр Владос, 2001г.
- И.Семенака «Уроки добра»/Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет DOC. М.: АРКТИ, 2003г.
5.Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буянова. — М., 1990 г.
- Князева О.Л. «Как себя вести»: Учебное наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет, 5-7 лет) — М.:ДиК; Дрофа, 1998 г.
- Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». — СПб.: «Речь», 2010 г.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Москва. Просвещение 2005 г.
