автор: Синиговская Тамара Валерьевна

учитель-логопед МАДОУ “Матрёшка”, г.Южно-Сахалинск

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с культурой, традициями коренных малочисленных народов о.Сахалин.

 

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с культурой, традициями коренных малочисленных народов  о.Сахалин.                                                                                                                       

Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи  посредством  ознакомления с   культурными традициями и фольклором коренных малочисленных народов Сахалина.

Нашей целью было выявление    эффективности  использования  речевого материала  фольклора  этноса Сахалина  для преодоления нарушения речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

        Знакомство с культурными традициями и использование фольклора коренных народов  Сахалина во всех направлениях коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: развитие у детей фонематического слуха,  так как в них используют особое сочетание звуков, развитие интонационной выразительности,  возможность стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь; преодолевать  нарушения  лексико-грамматического строя, развивать речь детей как средство общения (совершенствование диалогической и монологической формы речи), развивать мелкую и общую моторику; формировать у детей интерес к этносу Сахалина, знакомить  с их  традициями, бытом и промыслами; воспитывать уважение к истории и культуре народов, живущих на территории нашего острова.

Коррекционная работа по данной теме проходила с сентября 2022 по январь 2023 гг.  на базе МБДОУ д/с № 1 «Солнышко» г. Холмска. 

 На первом этапе проводился анализ специальной литературы, сбор информации по проблеме: изучение научно-методической литературы, подбор инновационных технологий для развития речи, создание предметно-развивающей среды, составление перспективного  и тематического плана, проведение первичной диагностики уровня речевого развития детей и  знаний о  проживании малочисленных коренных народов  на нашем острове, их традициях, быте и  фольклоре.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы, была проведена диагностика. Для этой цели была выбрана методика обследования связной речи, разработанная  В.П. Глуховым. 

           На основе методики Мальцевой О.А. была разработана диагностика по выявлению первоначальных  представлений о культуре, быте коренных народов Сахалина у  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

      На втором,  практическом этапе,   коррекционная работа    осуществлялась по программам  Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Подготовка к школе  детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада» и АООП МБДОУ д/с №1 «Солнышко» для детей с тяжелым нарушением речи,  а также дополнительно проводились индивидуальные и  подгрупповые занятия, включались задания и упражнения с использованием фольклорного материала  этноса Сахалина.

      Нами использовались формы организации работы: образовательная деятельность, совместная деятельность учителя-логопеда с детьми, самостоятельная деятельность детей, коррекционная работа, работа с родителями, взаимодействие учителя-логопеда с педагогами детского сада.

Определены  педагогические технологии: игровые (дидактические, словесные, театрализованные, подвижные игры), мнемотаблицы (мнемодорожки, мнемосхемы, схема описательного рассказа), цифровые (презентации, видео, фотографии, аудиосказки); технология проектной деятельности, интеллект-карты.

   Для дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи 5-6-ти–летнего возраста  доступными являются  фольклорные формы  такие как: пословицы, народные мифы, загадки, большое место уделяем сказкам, подвижным играм этноса Сахалина.

Нами был  разработан  перспективный план работы по использованию фольклора  малых коренных народов Сахалина с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

                                                                                                         Таблица 1

 

Содержание  Кол-во 

занятий 

в нед.

Месяц  Форма работы
1. «Я-житель 

Острова Сахалин», знакомство с родным городом Холмском , рассматривание карты острова  – рассматривание символики области, родного города ,  – слушание государственного гимна, просмотр  мультфильма «Область на краю земли» ,

знакомство с гербом города,области 

«Северный край»;  

Д/и «Подбери символику» – собери   «Герб города Холмск».

Прослушивание песен « Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Человек, влюбленный в Сахалин» И. Николаев;

1

1

1

1

1

Сентябрь Октябрь 

Ноябрь

Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Подгрупповые  и индивидуальные занятия 
2. «Знакомство с коренными малыми народами – исконными жителями   Сахалина» 

Закрепить представления о России. 

Дать знания о своеобразии жизни этноса Сахалина: природа, жилище, труд; обычаи, национальная одежда; уточнить и обогатить представления о коренных жителях Сахалина – айны, нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы. Дать понятие о поселениях, местах исконного проживания этноса Сахалина.

– Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов:

-беседа; 

 -работа с картой; иллюстрациями;

-просмотр фильмов; мультфильмов; 

 -рассказ об острове; 

 -д/и: «Узнай и назови»; «Одень куклу в национальный костюм»

 -п/и: «Загон оленей»;  -рассматривание 

сюжетных картин по данной теме

1

1

1

1

1

1

Декабрь

Январь

Февраль

Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Подгрупповые  и индивидуальные занятия
3. Чтение художественной литературы.
Сказки: «Медведь и лиса», «Тюлень и камбала», «Кыхкык», разучивание подвижных игр: «Хейро», «Олени и пастухи», прослушивание музыки КМНС;

– Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода»

– Музыкальная игра «Важенка и оленята»

1

1

1

1

Март

Апрель 

Май

Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Подгрупповые  и индивидуальные занятия
4. Чтение художественной литературы.

Знакомство со сказками малых коренных народов Сахалина.
«Два брата», «Медведь и бурундук», «Молодая ворона».

Пересказ сказок с использованием мнемотехники.

Знакомство с пословицами этноса Сахалина, трактовка их значения «Человек-соринка земли».

Загадки  о лесных зверях.

Посещение музея  флоры и фауны ДКМ г.Холмска.

 Посещение выставки о  быте и традициях этноса Сахалина

1

1

1

1

1

1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Подгрупповые  и индивидуальные занятия,экскурсия
5. Чтение нанайской сказки «Айога». 

Знакомство с творчество В.Санги

 « Как появилась земля».

Составление описательного рассказа о малых коренных народах Сахалина.

Дидактическая игра «Сложи сказку».

Разучивание подвижных игр: «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки».

Дидактические игры: «Узнай сказку», «Составление разрезных картинок по сказкам», «Один скажет, другой продолжает», «Кто больше сказок назовет».

1

1

1

Декабрь

Январь

Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Подгрупповые  и индивидуальные занятия

 

В коррекционной системе по преодолению нарушений речи одной из самых важных является работа с родителями. Были выбраны следующие формы работы: информационные памятки, использование электронной почты и мессенджеров  WhatsApp,Telegram для отправки презентаций, видео и аудиофайлов, индивидуальные беседы, знакомство с авторами сказок коренных народов Сахалина, консультации (на печатной основе), привлечение родителей к участию в конкурсах, экскурсиях. Разработан тематический план для работы с родителями.

 

Таблица 2

     Планирование  совместных мероприятий с родителями на 2022 г.

Название мероприятия  Форма  Ответственный  Сроки проведения 
Анкетирование  «Кто такие коренные малочисленные народы Сахалина»?  Учитель-логопед  Сентябрь 
Посещение  Галереи 

«Метаморфоза» 

Фотоколлаж  Учитель-логопед Октябрь 
Творческая мастерская- «Изготовление поделок»  Конкурс детских подделок Воспитатель  Ноябрь-Декабрь 
«Мой край остров Сахалин» Познавательно-развлекательная игра. Учитель-логопед   

Декабрь 

«Декоративно-прикладное искусство

малых коренных народов Сахалина» 

 

Консультация 

Учитель-логопед  

 

Январь 

«Зов тайги» 

 

Спортивное  развлечение  Учитель-логопед Воспитатели группы.   

февраль 

«Фольклор малых коренных народов Сахалина » 

«Я рисую  коренных жителей Сахалина» 

 

Консультация 

Конкурс детских рисунков 

 

Воспитатели группы 

 

Март  

«Наш край Сахалин»  Интеллектуальный марафон  Учитель-логопед апрель 
«Мой морской  край»  Игра-путешествие по станциям.  Учитель-логопед май 

 

                               Таблица 3

Планирование  совместных мероприятий с родителями на 2023г.

Название мероприятия  Форма  Ответственный  Сроки проведения 
«Посещение  музея г.Холмска»   

Экскурсия

Учитель-логопед Воспитатели группы. Сентябрь 
Участие в областном конкурсе рисунков, посвященных творчеству В.Санги  

Конкурс рисунков 

 

Учитель-логопед

Октябрь  
«Оленевод – профессия героическая» 

 

Печатная консультация  Учитель-логопед Ноябрь 
«Мы дети Севера»    

Печатная консультация

Учитель-логопед   

Декабрь

      

         Анализ результатов итоговой диагностики показал положительную динамику развития речи и знаний о коренных народах Сахалина у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Что  наглядно свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и приемов. Фольклор этносов Сахалина, может использоваться как дополнительная лексическо-грамматическая тема и дидактический материал  для коррекции речевых нарушений, а также для воспитания этнокультуры и этнотолерантности  у  старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая значимость работы состоит в  разработке и апробации системы  занятий, игр и упражнений, способствующих  развитию речи старших дошкольников  с общим недоразвитием речи; развития нравственных качеств детей посредством   ознакомления с традициями,  бытом, культурой,   фольклором  малочисленных коренных народов Сахалина, а также в систематизации практического материала, который может быть  использован логопедами, воспитателями детских садов.

Список использованной литературы:

 

  1. Анисимова Л.Б., Волшукова Т.С. библиографический указатель «Живые родники», Поронайск, 2014
  2. Фольклор палеоазиатских народов: Материалы III Международной научной конференции, г. Южно-Сахалинск, 24–29 сентября 2019 г. / Сост. О. Ю. Хурьюн, Е. В. Намаконова. – Южно-Сахалинск: ООО «Пресс Код», 2019. – 400
  3. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
  4. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).

 

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с культурой, традициями коренных малочисленных народов о.Сахалин.