Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
Сегодня, когда отечественное образование вообще и средняя школа в частности вызывает огромное количество нареканий, внедрение в педагогический процесс эффективных методов, средств и форм обучения является весьма актуальной задачей.
Одним из таких эффективных направлений в оптимизации образовательного процесса сейчас становится системно-деятельностный подход, который сочетает в себе деятельностный и системный подходы. Идея соединения двух указанных подходов для практической реализации возникла еще в 1985 году, тогда же новому подходу и было дано его название.
Однако различные общественно-политические катаклизмы на некоторое время отодвинули внедрение системно-деятельностного подхода в школьную практику, и только сегодня он становится основой среднего образования в России. Недаром он положен в основу современного ФГОС.
Известный отечественный педагог С.Ф. Горбов, определил системно-деятельностный подход как детоцентризм.
Суть системно-деятельностного подхода можно раскрыть исходя из основных принципов, положенных в его основу, что отражено на представленной схеме:

Принцип деятельности
Этот принцип состоит в том, что учащийся, который получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно, гораздо лучше осознает содержание собственной учебной деятельности, а также принимает активное участи в его формировании и совершенствовании.
Принцип непрерывности
Данный принцип заключается в обеспечении преемственности между всеми этапами и ступенями образовательного процесса. Эта преемственность выражается, прежде всего, на методическом, технологическом и содержательном уровне. В результате ситуация, когда младшие школьники учатся по одним учебникам, а переходя на более старшие ступени обучения получают другие, которые не только не продолжают линию прежних, но порой и утверждают прямо противоположное, теперь будет невозможна.
Принцип целостности
Этот принцип означает формирование у школьников обобщенного и и системного представления о мире (обществе, природе, мироздании, себе самом и т.д.).
Принцип минимакса
Данный принцип предполагает, что школа предложит ученику возможность освоить содержание образование на максимально возможном для него уровне, обеспечив при этом усвоение этого содержания на уровне, соответствующем государственному стандарту знаний (социально необходимый минимум).
Принцип психологической комфортности
Направлен на устранение всех возможных в учебном процессе стрессообразующих факторов, создание в классе и в школе комфортной эмоциональной атмосферы, предполагающей осуществление идей педагогики сотрудничества, реализацию субъект-субъектного подхода.

Принцип вариативности
Предполагает формирование у учащихся способности ориентироваться в ситуации выбора, когда нужно определить наиболее подходящий вариант и воспользоваться им.
Принцип творчества
Ориентирован на реализацию такого начала в учебном и воспитательном процессе, которое должно способствовать максимальному развитию творческих способностей учащихся.
На основе данных принципов должны быть сформированы конкретные рекомендации по реализации системно-деятельностного подхода. Без этого данный подход не будет иметь практического значения.
Приведем примеры уроков русского языка в начальной школе, в разработке которых присутствует системно-деятельностный подход.
1 класс
Тема урока: Анализ звуков, входящих в состав слова.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о звуках речи, их особенностей, умения различать согласные и гласные звуки.
Ход урока:
Урок проходит в форме игры, которая называется «Звуки леса».
Сначала детям предлагается вспомнить, какие звуки бывают в лесу. Что они слышали, когда бывали там. Например, голоса птиц, шум ветра, капли дождя, какие-то шорохи и т.п. Ученики должны озвучить их. Далее происходит разбор этого озвучивания. Выделяются гласные и согласные звуки, анализируются по различным параметрам, например, ударный – безударный (для гласных) или звонкий – глухой (для согласных).
После этого учитель ставит аудиозапись с различными звуками леса. Учащимся предлагается расслабиться, откинуться на спинки стульев, закрыть глаза и представить, что они находятся в лесу. После такой релаксации запись прослушивается второй раз в уже более активном состоянии. Далее учащиеся озвучивают то, что они услышали, и проводится анализ звуков.
2 класс
Тема урока: Сильные и слабые позиции звуков.
Цель урока: формирование представлений о сильных и слабых позициях звуков и их роли в понимании значения слова.
Урок строится в форме игры под названием «Я пошёл на луг поискать там лук».
Ход урока:
Сначала учитель объясняет школьникам, что в согласный звук может быть звонким или глухим в зависимости от того, в какой позиции в слове он находится. Так, звонкий согласный, находящийся на конце слова, оглушается. Пример: луг – [лук]. При этом иногда значение слова становится другим, если, конечно, мы его используем вне контекста.
Далее учитель предлагает детям вспомнить все слова, в которых оглушение конечного звонкого согласного может привести к изменению значения слова. При выполнении этого задания можно использовать словарь.
После того, как задание выполнено, учащимся предлагается составить предложения с этими словами. Непременное условие: в предложении должно быть оба слова – со звонким и глухим согласным. Например, «Сделать трут – нелегкий труд».
3 класс
Тема урока: Способы проверки написания гласных в безударной позиции.
Цель урока: Формирование у учащихся умений и навыков проверки правильности написания безударных гласных.
Ход урока:
Учитель предлагает детям поиграть в лингвистическую игру под название «Перевертыши». Суть игры в том, что детям даются некоторые наборы букв, из которых нужно составить слова. Ловушка здесь в том, что в этих наборах, использованы не только «правильные» буквы для конкретного слова, но и «ошибочные». Например, никсил (т.е. «лесник», при этом вместо буквы «е» в корне здесь использована «и», поэтому учащиеся должны определить не только само слово, но и какая ошибка в нем совершена, а также подобрать проверочное слово).