автор: Ситникова Лариса Леонидовна

учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ В(С) ОШ №185 г. Екатеринбург

Формирующее оценивание как обеспечение повышения эффективности обучения

 

Формирующее оценивание как обеспечение повышения эффективности обучения

Ситникова Л.Л.,

учитель русского языка и литературы

МБВ(С)ОУ В(С)ОШ№185 г. Екатеринбург

 

«Формирующее оценивание должно служить для накопления и анализа данных и последующего их использования в школьной практике с целью совершенствования учебного плана для того, чтобы обеспечить повышение эффективности обучения» – М. Скривен 

 

18.28.1 ФОП – «Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его самостоятельную оценочную деятельность), и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении»

Формирующее оценивание позволит достичь:

Обучающимся:

+ снизить уровень тревожности за счёт конкретизации процесса оценивания и активного включения в него ученика;

+ закрепить веру в свои силы;

+ повысить объективность оценивания успешности;

+ сделать учебную деятельность активнее, повысить мотивацию в изучении предмета;

+ развить самостоятельность через чувство ответственности за собственную работу и становление ученика как «создателя» своего знания.

Учителям:

+ прийти к новому пониманию своей деятельности за счёт получения ответов на следующие вопросы: 

«Какие знания и умения я стремлюсь преподать ученикам?»

«Как я могу выяснить, научились ли они этому?» 

«Как я могу помочь им учиться лучше?» 

Характеристика урока с применением формирующего оценивания. Во время урока между учителем и детьми идет постоянный диалог. Учитель комментирует работы учеников, показывая, что им удалось в этой работе и что нужно сделать, чтобы следующая была лучше. Обучающиеся взаимодействуют друг с другом, задают вопросы не только учителю, но и товарищам, вместе обсуждают чью-либо работу, дают оценку собственной. Учебная деятельность открыта для учеников: в начале урока обсуждаются не только цели и задачи урока, но и то, как будут оцениваться работы. Критерии оценки обсуждаются и принимаются учителем вместе с учениками. В классе задается много вопросов, которые направлены не только на проверку знания материала, выполнения домашнего задания, а на выяснение того, что понятно или непонятно ученикам, что им интересно и может усилить учебную активность. Преобладают вопросы, которые носят преимущественно открытую проблемную форму: «Почему?», «Как вы это можете объяснить?», «Какую связь вы видите?» – и стимулируют осмысление изучаемого материала.

Критериальные рубрики – это способ описания оценочных критериев, при котором упор делается на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. 

Критериальные рубрики используют для оценивания: эссе, плакатов, устных презентаций по результатам какой-нибудь проектной, исследовательской или творческой работы, листов исследований, домашних заданий, карт понятий, цитатников и т.д., то есть в основном для письменных работ. 

Количество полученных в ходе критериального оценивания баллов – это не средство наказания или воздействия за ошибки, а средство информации, результат анализа своей работы и средство для планирования образовательного маршрута.

Правила критериального оценивания:

  1. Критерии должны быть основаны на целях обучения, и на уроке постоянно должны быть в поле внимания учителя.
  2. Критерии должны быть понятны ученикам.
  3. При формирующем оценивании критериев не должно быть много (3-4 шт.).
  4. Критерии должны быть озвучены до начала проверочных работ.
  5. Критерии могут быть разработаны совместно с учениками.

Критериальные рубрики (пример)

Баллы  Критерии 
  1. Соответствие ответа заданию 
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 
2. Привлечение текста произведения для аргументации 
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, 

И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки 

Суждения не аргументированы текстом произведения, 

И/ИЛИ авторская позиция искажена, 

И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки 

 

Критериальные рубрики

Уровень  Критерии  Баллы 
Рубрика: «Вклад в работу группы» 
Образцовый 
  • Я активно вношу свой вклад в групповое обсуждение и работу группы 
  • Я принимаю и выполняю все порученные мне задачи 
  • Я помогаю группе в постановке целей 
  • Я помогаю группе в достижении общих целей 
Адекватный 
  • Я участвую в групповых обсуждениях 
  • Я выполняю свои задачи 
  • Я участвую в постановке задач 
  • Я помогаю группе в достижении целей 
Нуждается в улучшении 
  • Я иногда вношу свой вклад в работу группы 
  • Я выполняю свои задачи, если мне помогают 
  • Я изредка участвую в постановке задач 
  • Мне трудно удерживать цели 
Нет ответа 
  • Я предпочитаю не участвовать в работе группы 
  • Я не выполняю свои задачи 
  • Я не участвую в постановке задач 
  • Я не преследую цели группы 

 

Уровень  Критерии  Баллы 
Рубрика: «Взаимодействие с группой» 
Образцовый 
  • Я предлагаю к обсуждению много идей и делюсь необходимой информацией 
  • Я побуждаю других заниматься своими идеями 
  • Я слушаю других в группе и высказываюсь сам 
  • Я всегда внимательно отношусь к чувствам и мыслям других людей 
Адекватный 
  • Я делюсь своими идеями, когда меня просят 
  • Я позволяю всем делиться своими идеями 
  • Я могу слушать других 
  • Я выказываю внимание к чувствам и мыслям других людей 
Нуждается в улучшении 
  • Я делюсь своими идеями, когда меня просят 
  • Я позволяю большинству в группе делиться своими идеями 
  • Иногда я слушаю других людей в группе 
  • Иногда я принимаю во внимание чувства и мысли других людей 
Нет ответа 
  • Я не люблю делиться своими идеями 
  • Я участвую в групповых обсуждениях 
  • Я прерываю других, когда они высказывают свои идеи 
  • Я не слушаю других людей 
  • Я не внимателен к чувствам и мыслям других людей 

 

Примеры использования современных технологий на уроках русского языка.

1.Работа с текстом. «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. 

Примерные вопросы: 

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, когда прочитали эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
  1. Инсерт (чтение с пометами) – прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что:
  • известно;
  • противоречит их представлениям;
  • является интересным и неожиданным.

Также они отмечают то, о чем хотят узнать более подробно.

Для маркировки используют специальные значки: 

  • «!» – я это знал;
  • «+» – новое для меня;
  • «-» – вызывает сомнение;
  • «?» – вопрос.
  1. Кластер – графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе. Он помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. Один из приемов, чтобы активизировать познавательную активность учащихся на уроке. 

 

 

Формирующее оценивание как обеспечение повышения эффективности обучения