авторы:
Киселёва Кадрия Зафировна
Воспитатель МДОУ “ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 101 “ЖАР-ПТИЦА”, г. Саратов
Николаева Наталья Леонидовна
Воспитатель МДОУ “ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 101 “ЖАР-ПТИЦА”, г. Саратов
“Сказка как средство развития и воспитания личности ребёнка”.
Совместный психолого – педагогический проект с использованием сказкотерапии
Тема: “Сказка как средство развития и воспитания личности ребёнка”.
Воспитатель высшей квалификационной категории Киселёва К.З
Психолог Петряйкина А.Н.
Воспитатель Николаева Н.Л.
Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества, они помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.
У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.
Сказкотерапия или “лечение сказкой” – это новое течение в прикладной психологии, которое широко используется в дошкольной педагогике.
Если рядом сказка, то ребёнок:
- С радостью и без капризов укладывается спать
- Делится игрушками
- Съедает “волшебное лекарство”
- Познаёт окружающий мир
- Учится понимать и любить всё живое
- Пробует сочинять собственные сказки
- Учится читать, фантазировать, рисовать
- Знакомится с трудными правилами и понятиями
- Стремится стать лучше
Сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать других, оградить от бед. Сказкотерапия – прекрасный увлекательный путь, который помогает решить нашим детям возрастные проблемы.
Цель нашего психолого – педагогического проекта:
- Развитие творческих способностей детей среднего дошк. возраста, посредством сказкотерапии.
- Развитие речевой активности через сказки.
Задачи:
– Расширять знания детей о них самих и об окружающем мире
– Обогащать внутренний мир ребёнка духовно-нравственными ценностями.
– Помочь найти выход из проблемной ситуации.
– Корректировать поведение и развитие речи детей.
– Стимулировать психофизическое и эмоциональное развитие.
Ожидаемые результаты:
– формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
– формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
-развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
-выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
-овладение навыками публичных выступлений;
-формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
-формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
-повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Подготовительный этап проекта:
-Изучить и создать информационную базу по проекту.
-Оформить выставку книг-сказок.
-Провести консультацию для родителей “Влияние сказок на воспитание и развитие детей”.
-Создать картотеку сказок:
-Организовать родителей для помощи в проведении данного проекта.
Реализация проекта. Основной этап:
– Чтение сказок, обыгрывание
– Беседы
– Рассматривание иллюстраций к сказкам
– Сочинение сказок:
- “Путешествие Снеговика”
- “Истории маленьких принцесс”
- “Путешествие по сказкам”
– инсценирование (“Под грибом”, “Маша и Медведь”, “Волк и семеро козлят”, ”Репка”, “Капризная кошка”, “Три поросёнка”)
– Придумывание продолжения сказок (”Колобок”, “Дюймовочка”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, и.т.д.).
– Рисование сказок.
– Лепка по мотивам сказок.
– Оформление рукописных книг (“Путешествие колобка в городе” и “Сказочные истории маленьких непосед”)
– Приняли участие в районном конкурсе детского театрального искусства и актёрского мастерства “Театр без границ” со сказкой “Маша и Медведь”. Диплом III ст.
Работа с родителями:
– Анкетирование “Присутствие сказок в жизни вашего ребёнка”.
– Консультации “Влияние сказок на развитие детей”, “Сказки за безопасность детей”.
– Совместная постановка сказки “Сказка про кроватку”, “Волк и семеро козлят”.
Вывод:
Работа над проектом позволила нам:
- Расширить знания детей о них самих и об окружающем мире
- Передать детям необходимые моральные нормы и правила общечеловеческих ценностей.
- Создать условия, в которых ребёнок (рассматривая, придумывая, разыгрывая сказки) находит решения своих жизненных проблем, учится преодолевать трудности, борется со страхами.
- Стимулировать творческое воображение, психофизическое и эмоциональное развитие.