авторы:

Киселёва Кадрия Зафировна

Воспитатель МДОУ “ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 101 “ЖАР-ПТИЦА”, г. Саратов

Николаева Наталья Леонидовна

Воспитатель МДОУ “ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 101 “ЖАР-ПТИЦА”, г. Саратов

“Сказка как средство развития и воспитания личности ребёнка”.

 

Совместный психолого – педагогический проект с использованием сказкотерапии

Тема: “Сказка как средство развития и воспитания личности ребёнка”.

Воспитатель высшей квалификационной категории Киселёва К.З

Психолог Петряйкина А.Н.

Воспитатель Николаева Н.Л.

 

Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества, они помогают формировать  художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки:  осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.

У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Сказкотерапия или “лечение сказкой” –  это новое течение в прикладной психологии, которое широко используется в дошкольной педагогике.

Если рядом сказка, то ребёнок:

  • С радостью и без капризов укладывается спать
  • Делится игрушками
  • Съедает “волшебное лекарство”
  • Познаёт окружающий мир
  • Учится понимать и любить всё живое
  • Пробует сочинять собственные сказки
  • Учится читать, фантазировать, рисовать
  • Знакомится с трудными правилами и понятиями
  • Стремится стать лучше

Сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать других, оградить от бед. Сказкотерапия – прекрасный увлекательный путь, который помогает решить нашим детям возрастные проблемы.

 

Цель нашего психолого – педагогического проекта:

  •  Развитие творческих способностей детей среднего дошк. возраста, посредством сказкотерапии.
  •  Развитие речевой активности через сказки.

Задачи:

Расширять знания детей о них самих и об окружающем мире

Обогащать внутренний мир ребёнка духовно-нравственными ценностями.

Помочь найти выход из проблемной ситуации.

Корректировать поведение и развитие речи детей.

Стимулировать психофизическое и эмоциональное развитие.

 

Ожидаемые результаты:

 

– формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);

– формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;

-развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);

-выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;

-овладение навыками публичных выступлений;

-формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;

-формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;

-повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.

Подготовительный этап проекта:

-Изучить и создать информационную базу по проекту.

-Оформить выставку книг-сказок.

-Провести консультацию для родителей “Влияние сказок на воспитание и развитие детей”.

-Создать картотеку сказок:

-Организовать родителей для помощи в проведении данного проекта.

 

Реализация проекта. Основной этап:

Чтение сказок, обыгрывание

Беседы

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Сочинение сказок:

  1. “Путешествие Снеговика”
  2.  “Истории маленьких принцесс”
  3. “Путешествие по сказкам”

     – инсценирование (“Под грибом”, “Маша и Медведь”, “Волк и семеро  козлят”, ”Репка”, “Капризная кошка”, “Три поросёнка”)

     – Придумывание продолжения сказок (”Колобок”, “Дюймовочка”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, и.т.д.).

     – Рисование сказок.

     – Лепка по мотивам сказок.

     – Оформление рукописных книг  (“Путешествие колобка в городе” и “Сказочные истории маленьких непосед”)

     – Приняли участие в районном конкурсе детского театрального искусства и актёрского мастерства “Театр без границ” со сказкой “Маша и Медведь”. Диплом III  ст.

Работа с родителями:

Анкетирование “Присутствие сказок в жизни вашего ребёнка”.

Консультации “Влияние сказок на развитие детей”, “Сказки за безопасность детей”.

Совместная постановка сказки “Сказка про кроватку”, “Волк и семеро козлят”.

 

Вывод:

Работа над проектом позволила нам:

  • Расширить знания детей о них самих и об окружающем мире
  • Передать детям необходимые моральные нормы и правила общечеловеческих ценностей.
  • Создать условия, в которых ребёнок (рассматривая, придумывая, разыгрывая сказки) находит решения своих жизненных проблем, учится преодолевать трудности, борется со страхами.
  • Стимулировать творческое воображение, психофизическое и эмоциональное развитие.
Сказка как средство развития и воспитания личности ребёнка