автор: Скорик Елена Николаевна

Педагог-психолог. воспитатель ГПД МБОУ “Школа №93 им. Н.П. Жердева г. Донецка”, город Донецк

Классный час по профессиональной ориентации для учащихся 10 класса на тему: «Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого школьника»

 

 

Классный час по профессиональной ориентации для учащихся 10 класса

на тему: «Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого школьника»

 

Актуальность. Выбор профессии в жизни каждого человека является ответственным шагом. Правильно сделанный выбор является залогом не только успешности в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в целом успешности в жизни. Человек, который любит свою профессию, – это человек, который стремится к профессиональной самореализации и саморазвитию, покорению новых профессиональных вершин. Такой человек всегда «найдет» свое место в жизни, ведь профессионалы всегда востребованы абсолютно в любой сфере жизнедеятельности общества. Именно поэтому, к выбору будущей профессии необходимо подходить очень ответственно и осознанно.

Цель: познакомить учащихся 10 класса с различными профессиями, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными профессиями.
  2. Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.
  3. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
  4. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

Оборудование: карточки с изображением человека, природы, техники, цифр и текста, художественной картины.

 

Ход классного часа

 

  • Вступительная часть.

Классный руководитель:

– Добрый день, дорогие старшеклассники. Рада приветствовать вас!

– Сегодня наш классный час посвящен выбору будущей профессии, а именно – теме «Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого школьника». 

– Хочу отметить, что этот выбор предстоит сделать каждому из вас в совсем скором времени. Выбор будущей профессии – очень ответственный шаг в жизни. Именно он будет определять, в каком направлении вы будете дальше развиваться, какие навыки и умения осваивать, каких результатов сможете добиться.

– Целью нашего классного часа является ознакомление с различными профессиями, подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии. Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи: познакомиться с различными профессиями; определить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии; осознать, что ответственность за выбор профессии должен нести лично каждый из вас, а не родители, родственники или друзья.

Проблема.

Классный руководитель:

– Ребята, многие из вас в выборе будущей профессии основываются на модных трендах, охвативших общество. Так, все более актуальными среди молодежи становятся такие профессии, как специалисты по искусственному интеллекту, виртуальные риэлторы, специалисты в сфере кибербезопасности, специалисты по блокчейну, дизайнеры виртуальной реальности, эксперты по устойчивости и экологической безопасности, аналитики данных, генетические консультанты, специалисты по аугментированной реальности, тренеры по развитию навыков будущего и т.д. Но стоит ли акцентировать внимание старшеклассникам только на инновационных профессиях? Или же при выборе профессий обратить внимание и на традиционные профессии, без которых действительно не может обойтись ни одно общество? Давайте попробуем разобраться.

  • Содержательная часть.

Классный руководитель:

– Ребята, для того, чтобы понять на верном ли вы пути в выборе профессии, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты «Мое будущее».

Анкета для старшеклассников «Мое будущее»

  1. Кем я себя вижу через 10-15 лет?
  2. Как может повлиять моя будущая профессия на рост моего благосостояния и благополучия?
  3. Насколько значимой является моя будущая профессия для общества?
  4. Что я смогу сделать как профессионал для государства?
  5. Каким образом может повлиять моя будущая профессия на личностное развитие и развитие общества?

– Ответив на предложенные вопросы, вы сможете определить значимость будущей профессии как лично для вас, так и для общества в целом. 

Ответы старшеклассников.

Классный руководитель:

– Знают мамы, знают дети,

Знают взрослый и малыш:

На безногом табурете

Ни за что не усидишь.

Без колес не сдвинешь воза,

Хоть впряги в него коня;

Не спасешься от мороза,

Если в печке нет огня;

От иголки мало толка,

Если без ушка иголка.

Так и руки – без труда

Не годятся никуда.

– А теперь давайте поиграем в игру «Выбери профессию». Я буду читать загадки, а вы – отгадывать их. Только имейте ввиду, что в загадках спрятаны как хорошо известные вам профессии, так и новые, которые только появились в современном обществе.

Игра «Выбери профессию»

Классный руководитель:

  1. Он в сладком цехе день трудился,

Итог десертный получился –

Эклеры, кекс, «Наполеон».

Теперь подумай, кто же он? (Кондитер)

  1. Хочешь ты купить квартиру, но не хочешь разъезжать?

Обратись ко мне, не бойся, будем сделку оформлять, 

В этом нам с тобой помогут Интернет и весь наш сайт. (Виртуальные риелторы).

  1. Он весь город нам покажет,

Всё о нём к тому ж расскажет.

И от нас вопросов ждёт,

И на все ответ найдёт. (Экскурсовод)

  1. Виртуальный и реальный мы миры объединим (Специалисты по аугментированной реальности).
  2. Он бревно отешет ловко,

Стены сделает, навес.

У него смолой спецовка,

Как сосновый пахнет лес. (Плотник)

  1. Если вдруг приходит много в интернете иль на сайте странных писем и угроз,

Ты не бойся, обращайся, вмиг я сними разберусь (Специалист в сфере кибербезопасности).

  1. Я на свете всех нужней,

У меня сто малышей. (Воспитатель)

  1. На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

  1. Разработаем мы смело интеллектуальную систему (Специалисты по искусственному интеллекту).
  2. Защитим природу мы от нападок и чумы (Эксперты по устойчивости и экологической безопасности).

Классный руководитель:

– Ребята, вы видите, что каждая профессия имеет важное значение как для общества в целом, так и для каждого человека в частности. Так, без экскурсовода трудно сориентироваться в новом городе, без плотника – сделать какое-либо изделие из дерева, без виртуального риелтора – быстро и эффективно оформить сделку купли-продажи недвижимости, не выходя из дома, без специалистов в сфере кибербезопасности – защитить себя от кибермошенников и киберпреступников.

Классный руководитель:

– Каждая профессия подразумевает овладение определенными знаниями, умениями и навыками. Об этом говорили еще наши предки. А сейчас я вам предлагаю правильно собрать поговорки:

Без труда как без рук.

Была бы охота ремесло к лицу.

Без косы не говори, что не дюже.

Берись за то, и сена не накосишь.

Без ремесла не вытащишь и рыбку из пруда.

Взялся за гуж, только небо коптить.

Без дела жить – заладится всякая работа.

Всякому молодцу – к чему ты годен.

Ответы старшеклассников.

Классный руководитель:

– Ребята, как вы видите, для того, чтобы овладеть любой профессией нужно не только обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками, но и осознавать важность профессии и труда.

– Выбор профессии для каждого из вас является ответственной, а иногда и сложной задачей. Для того, чтобы выбрать подходящую для конкретного человека профессию, важно определить предрасположенность, интересы и потребности данного человека.

– В современной профориентационной практике существует множество технологий, используемых для этого. Для того, чтобы помочь определиться с будущей профессией, я предлагаю вам выбрать из предложенных карточек те, которые вам больше всего импонируют.

Задание «Выбор профессии по предмету труда»

Индивидуально каждому старшекласснику предлагается выбрать одну или две карточки с изображением человека, природы, техники, цифр и текста, художественной картины.

Классный руководитель:

– Ребята, каждый из вас выбрал те карточки, которые вам больше всего понравились. А вы знаете, что это означает при выборе профессии? Ответы старшеклассников.

– По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

– Если вы выбрали карточку с изображением человека, то вам импонирует профессия типа «человек – человек». Как вы думаете, какие профессии относятся к этому типу? Ответы старшеклассников. К этому типу относят учителя, врача, продавца, медсестру и т.

– Если вы выбрали карточку с изображением природы, то вам импонирует профессия типа «человек – природа». Как вы думаете, какие профессии относятся к этому типу? Ответы старшеклассников. К этому типу относят ветеринара, агронома, лесовода, овощевода, зоотехника, геолога и т.д.

– Если вы выбрали карточку с изображением техники, то вам импонирует профессия типа «человек – техника». Как вы думаете, какие профессии относятся к этому типу? Ответы старшеклассников. К этому типу относят профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. К этому типу относят инженера, сварщика, водителя, швею, электромонтера.

– Если вы выбрали карточку с изображением цифр и текста, то вам импонирует профессия типа «человек – знаковая система», т. е. профессия, связанная с цифрами, текстами, таблицами, формулами, чертежами. Как вы думаете, какие профессии относятся к этому типу? Ответы старшеклассников. К этому типу относят бухгалтера, программиста, библиотекаря, переводчика.

– Если вы выбрали карточку с изображением художественной картины, то вам импонирует профессия типа «человек – художественный образ», т. е. профессия, связанная с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Как вы думаете, какие профессии относятся к этому типу? Ответы старшеклассников. К этому типу относят художника, композитора, журналиста, актера, закройщика.

Классный руководитель:

– Ребята, вы узнали, что каждый человек имеет определенную предрасположенность к той или иной профессии. Именно учет данной предрасположенности позволит вам сделать верный выбор и выбрать именно ту профессию, которая вам по душе.

Классный руководитель:

– А теперь я вам предлагаю немного поднять настроение и поучаствовать в игре-викторине «Мир профессий».

Игра-викторина «Мир профессий»

Классный руководитель:

– Я вам сейчас назову основную характеристику профессии, а вы попробуете по ней отгадать профессию.

  1. Самая умная… (ученый).
  2. Самая веселая… (клоун).
  3. Самая детская… (воспитатель).
  4. Самая морская… (мореплаватель).
  5. Самая точная… (метролог).
  6. Самая тяжелая… (грузчик).
  7. Самая виртуальная… (специалист по аугментированной реальности).
  8. Самая опасная… (сапер, военный).
  9. Самая зеленая… (лесничий).
  10. Самая воздушная… (летчик).

Классный руководитель:

– Ребята, вы видите, как важно при выборе профессии знать не только сущность и содержание профессии, но и ее характеристики, которые позволят безошибочно отличить ее от других профессий и специальностей.

Классный руководитель:

– Ребята, а теперь я вам предлагаю назвать профессии, без которых, по вашему мнению, не сможет прожить ни один человек, профессии, которые являются жизненно необходимыми и поддерживающими полноценное жизнеобеспечение человека. Ответы старшеклассников: врач, учитель, энергетик, строитель и т.д.

– В перечне названных вами профессий преобладает количество традиционных или инновационных профессий? Ответы старшеклассников.

– Верно, в приведенном вами перечне преобладает количество традиционных профессий, благодаря которым создаются основные блага для человека, поддерживается система жизнеобеспечения и т.д. Именно поэтому, при выборе профессии стоит обращать внимание не только на модные и современные профессии, но и на те, которые всегда были, есть и будут актуальными для общества, без которых не может быть обеспечена полноценная жизнь человека.

  1. Заключительная часть.

Классный руководитель:

– Ребята, на этом наш классный час подошел к завершению. Я очень надеюсь, что в ходе проведенного мероприятия вы смогли правильно расставить приоритеты в выборе профессии, определиться с тем направлением, в котором вам стоит развиваться с учетом индивидуальных потребностей и интересов, расширить свои представления как об инновационных профессиях, так и о традиционных.

– Завершая наш классный час, скажите, пожалуйста, какие моменты и задания вам больше всего понравились? Ответы старшеклассников.

– Какие вопросы профориентации вы смогли уточнить благодаря выполнению предложенных заданий? Ответы старшеклассников.

– Что необходимо делать старшеклассникам, чтобы осознанно выбрать профессию? Ответы старшеклассников.

– Всем спасибо за активное участие.

Классный час по профессиональной ориентации для учащихся 10 класса на тему: «Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого школьника»