автор:

Скорина Ольга Витальевна

Учитель начальных классов МБОУ “Школы №7 для обучающихся с ОВЗ”, города Березники, Пермского края

Борисова Светлана Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ “Школы №7 для обучающихся с ОВЗ”, города Березники, Пермского края

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей обучающихся с умственной отсталостью.

 

Театрализованные  игры как средство развития коммуникативных способностей обучающихся с умственной отсталостью.

 

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге»
(Вольтер)

          Основной целью обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием является формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей), жить в обществе. Адаптация в социуме невозможна без умения общаться. Таким образом, одной из основных задач оказания коррекционной помощи детям с умственной отсталостью является развитие коммуникативных способностей.

        Ученики младших классов с умственной отсталостью редко бывают инициаторами общения. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов, их непреодолимой стеснительностью и неумением начать беседу, понять высказывание или вопрос собеседника и вразумительно ответить ему.  «В.Г. Петрова отмечала, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произнесением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий»  [1, с. 88].
         Одним из средств развития коммуникативной компетентности является игра. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Театрализованная игра – одна из самых эффективных способов воздействия на детей. Такая игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет уточнения и расширения словарного запаса, развивает артикуляционную моторику, совершенствуют монологическую и диалогическую речь. Кроме того, театрализованная игра оказывает положительное влияние на формирование речевого дыхания, дикции, автоматизацию поставленных звуков, развитие речевой и мелкой моторики, мимической мускулатуры лица, развивается слуховое восприятие.

            Коррекционно-развивающая работа  на основе использования театрализованных игр ведётся в тесной взаимосвязи с занятиями по разным разделам программы, таким как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, чтение и развитие речи и изобразительной  деятельности. На данных уроках используем разные виды театрализованных игр:

  • игры-имитации образов животных, птиц, людей, сказочных персонажей
  • объёмный кукольный театр – бибабо
  • настольный театр мягких игрушек
  • пальчиковый театр
  • магнитный театр
  • настольный театр картинок
  • вязаный театр
  • театр на ложке
  • театр конусной игрушки

       Театрализованные игры могут включать следующие элементы: пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук, артикуляционную разминку с комплексом упражнений для укрепления органов артикуляционного аппарата, упражнения на закрепление лексико-грамматического строя речи, задания для развития мимики, пантомимики, выразительности движений, театральные игры.  

      Работа по этой теме начинается с подбора специальных игр, литературных произведений и театральной атрибутики (игрушки, маски, картинки, костюмы).  Коррекционная работа делится на три этапа:

  1. разыгрывание  знакомых детям сказок, с простым сюжетом, привитие навыков грамматически правильного оформления высказанного, формирование  умения выполнять импровизированные движения под медленную плавную музыку

2.формирование навыков диалогической речи в процессе разыгрывания малознакомых сказок, обогащения лексики новыми словами и словосочетаниями, умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя, активное участие детей в инсценировке сказок.

  1. развитие связной речи, данный этап играет важную роль в развитии связной речи воспитанников, так как в процессе проведения индивидуальных занятий дети самостоятельно разыгрывают, озвучивают содержание сказки, отрабатывая при этом, прежде всего монологическую речь. Уделяется внимание проговариванию, монологам и диалогам, словесным инструкциям.

        Положительным результатом работы при  использовании театрализованных игр: дети становятся  более коммуникабельными и эмоционально отзывчивыми, дисциплинированными, активными, речь детей становится грамотной и связной, дети чувствуют свои эмоции и эмоции других людей, могут рассказать о том, что  чувствуют. Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что использование театрализованной игры в развитии коммуникативной деятельности обеспечивает значительные позитивные сдвиги в овладении детьми с нарушениями речи диалогическим взаимодействием, существенно усиливает общий коррекционно – развивающий эффект обучения. У детей появляются навыки диалогической речи, они легче идут на контакт, охотнее отвечают на уроках и дают полные ответы, что доказывает правильность выбранных методов работы, которые можно рекомендовать коллегам работающим с детьми с умственной отсталостью. Данная работа даёт положительный результат: мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у обучающихся.

             Театрализованная игра, предполагающая включение в неё детей с интеллектуальными нарушениями организуется в рамках учебно-воспитательного процесса, но носит не системный характер. Специально-организованные игры, на наш взгляд, целесообразно организовать во внеурочной деятельности, что будет способствовать системности её проведения и качественного развития коммуникативной культуры учащихся.

 

                                        Библиографический список

1. Петрова В.Г Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Плетнев, И.В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 160 с

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС”, 2003. 

 

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей обучающихся с умственной отсталостью