автор:
Скорина Ольга Витальевна
Учитель начальных классов МБОУ “Школы №7 для обучающихся с ОВЗ”, города Березники, Пермского края
Борисова Светлана Николаевна
Учитель начальных классов МБОУ “Школы №7 для обучающихся с ОВЗ”, города Березники, Пермского края
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей обучающихся с умственной отсталостью.
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей обучающихся с умственной отсталостью.
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге»
(Вольтер)
Основной целью обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием является формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей), жить в обществе. Адаптация в социуме невозможна без умения общаться. Таким образом, одной из основных задач оказания коррекционной помощи детям с умственной отсталостью является развитие коммуникативных способностей.
Ученики младших классов с умственной отсталостью редко бывают инициаторами общения. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов, их непреодолимой стеснительностью и неумением начать беседу, понять высказывание или вопрос собеседника и вразумительно ответить ему. «В.Г. Петрова отмечала, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произнесением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий» [1, с. 88].
Одним из средств развития коммуникативной компетентности является игра. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Театрализованная игра – одна из самых эффективных способов воздействия на детей. Такая игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет уточнения и расширения словарного запаса, развивает артикуляционную моторику, совершенствуют монологическую и диалогическую речь. Кроме того, театрализованная игра оказывает положительное влияние на формирование речевого дыхания, дикции, автоматизацию поставленных звуков, развитие речевой и мелкой моторики, мимической мускулатуры лица, развивается слуховое восприятие.
Коррекционно-развивающая работа на основе использования театрализованных игр ведётся в тесной взаимосвязи с занятиями по разным разделам программы, таким как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, чтение и развитие речи и изобразительной деятельности. На данных уроках используем разные виды театрализованных игр:
- игры-имитации образов животных, птиц, людей, сказочных персонажей
- объёмный кукольный театр – бибабо
- настольный театр мягких игрушек
- пальчиковый театр
- магнитный театр
- настольный театр картинок
- вязаный театр
- театр на ложке
- театр конусной игрушки
Театрализованные игры могут включать следующие элементы: пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук, артикуляционную разминку с комплексом упражнений для укрепления органов артикуляционного аппарата, упражнения на закрепление лексико-грамматического строя речи, задания для развития мимики, пантомимики, выразительности движений, театральные игры.
Работа по этой теме начинается с подбора специальных игр, литературных произведений и театральной атрибутики (игрушки, маски, картинки, костюмы). Коррекционная работа делится на три этапа:
- разыгрывание знакомых детям сказок, с простым сюжетом, привитие навыков грамматически правильного оформления высказанного, формирование умения выполнять импровизированные движения под медленную плавную музыку
2.формирование навыков диалогической речи в процессе разыгрывания малознакомых сказок, обогащения лексики новыми словами и словосочетаниями, умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя, активное участие детей в инсценировке сказок.
- развитие связной речи, данный этап играет важную роль в развитии связной речи воспитанников, так как в процессе проведения индивидуальных занятий дети самостоятельно разыгрывают, озвучивают содержание сказки, отрабатывая при этом, прежде всего монологическую речь. Уделяется внимание проговариванию, монологам и диалогам, словесным инструкциям.
Положительным результатом работы при использовании театрализованных игр: дети становятся более коммуникабельными и эмоционально отзывчивыми, дисциплинированными, активными, речь детей становится грамотной и связной, дети чувствуют свои эмоции и эмоции других людей, могут рассказать о том, что чувствуют. Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что использование театрализованной игры в развитии коммуникативной деятельности обеспечивает значительные позитивные сдвиги в овладении детьми с нарушениями речи диалогическим взаимодействием, существенно усиливает общий коррекционно – развивающий эффект обучения. У детей появляются навыки диалогической речи, они легче идут на контакт, охотнее отвечают на уроках и дают полные ответы, что доказывает правильность выбранных методов работы, которые можно рекомендовать коллегам работающим с детьми с умственной отсталостью. Данная работа даёт положительный результат: мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у обучающихся.
Театрализованная игра, предполагающая включение в неё детей с интеллектуальными нарушениями организуется в рамках учебно-воспитательного процесса, но носит не системный характер. Специально-организованные игры, на наш взгляд, целесообразно организовать во внеурочной деятельности, что будет способствовать системности её проведения и качественного развития коммуникативной культуры учащихся.
Библиографический список
1. Петрова В.Г Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Плетнев, И.В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 160 с
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС”, 2003.