автор: Скорина Ольга Витальевна

учитель начальных классов МБОУ “Школы №7 для обучающихся с ОВЗ”, города Березники, Пермского края

Игры на развитие мелкой моторики как фактор здоровьесбережения в коррекционном образовательном учреждении

Игры на развитие мелкой моторики как фактор здоровьесбережения в коррекционном образовательном учреждении

         Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. И стимулируя один центр, автоматически разрабатывается и соседний. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Такое воздействие даёт здоровьесберегающий эффект. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

      В нашей школе довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Так как мы работаем с особенными детьми, у которых очень слабо развита мелкая моторика, то нам учителям приходиться искать, придумывать свои игровые моменты для своих особенных детей. Чаще я организую  работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают. Стоит помнить, когда работа совершается в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Нижепредставленные игры оказывают  прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

 

  1. Прищепки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко»: лучики к солнцу, «Ёжик»: иголки к ёжику,  «Зайчик»: ушки к зайчику, «Ёлочка»: веточки к ёлке и другие. Можно использовать прищепки и в дидактических играх по предметам. На уроке математики в игре «Сосчитай, найди, прикрепи» дети закрепляют навык счета. На уроках обучения грамоте игра «Прочитай и прикрепи нужную картинку»  формирует навык чтения
  2. Волшебные палочки. На уроках обучения грамоте дети загибают палочки до нужного образа  буквы, цифры или геометрической фигуры
  3. Магнитные бусы.  Дети на доске выкладывают бусы  до нужного образа буквы, цифры или геометрической фигуры
  4. Шершавые буквы по методике М.Монтессори. С помощью этого пособия дети усваивают образ письменных букв. Далее задания усложняем: с закрытыми глазами  обведи пальчиком по букве и узнай её
  5. Скрепки канцелярские. С помощью скрепок можно считать, изучать цвета, составлять геометрические фигуры, цепочки разной длины

 

      Вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют “нелепыми”. Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.

       Но для того чтобы была понятна логика подбора игр и упражнений для программы коррекции и развития, необходимо сказать следующее. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Т.е. левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. А правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

              Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
                  Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

           Я предлагаю тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислексии и дисграфии. Ребенок  держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Это свидетельствует о наличии нарушений межполушарного взаимодействия.

          В своей работе использую игры, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие,  которое достигается при регулярности проведения занятий по синхронизации работы полушарий.

Зеркальное рисование. На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

  • Колечко. Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
  • Кулак, ребро, ладонь. Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим. При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам.
  • Похлопаем, потопаем, постучим. Педагог даёт задание ребёнку: “Послушай, как я постучу, слушайте меня внимательно, а затем после моей команды постучите точно так же”. Серии ритмов постепенно удлиняются и усложняются. Если ребенок испытывает затруднения в восприятии и воспроизведении заданных ведущим ритмов, то это может быть одним из признаков его предрасположенности к дислексии.
  • Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

        Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

               И в заключении скажу словами В.А.Сухомлинского   «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» .

Игры на развитие мелкой моторики как фактор здоровьесбережения в коррекционном образовательном учреждении