автор: Слотина Снежана Владимировна
преподаватель
ГБПОУ АО «Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева»
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО
Нарастающий поток технологических инноваций поставил современную систему подготовки специалистов дошкольного образования перед новыми вызовами. Подготовка профессиональных кадров, готовность студентов к самостоятельной профессиональной деятельности является, на сегодняшний день, одной из самых актуальных задач системы среднего профессионального образования. Важным компонентом подготовки будущих педагогов является формирование их информационно-коммуникативных компетенций и непосредственной готовности применять данные компетенции в собственной педагогической деятельности. Широкое внедрение цифровых технологий в процесс образования влечёт за собой неотъемлемые принципиальные изменения как в организационных формах и методах учебной работы, так и в содержании образования и оценивании образовательных результатов. В связи с этим одним из важных направлений развития среднего профессионального образования выступает создание и внедрение цифровой образовательной среды, позволяющей в полной мере реализовать модели смешанного обучения.
Одним из эффективных методов формирования профессиональных компетенций студентов является модель смешанного обучения «ротация станций», сочетающая формат дистанционного обучения и практического применения теоретического материала, что позволяет изменить стиль преподавания перейти от простой передачи знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимися, дифференцировать обучение и сократить его сроки, применять альтернативные формы оценки, а также возможность работать автономно – обучающийся самостоятельно определяет способы достижения образовательных целей с учётом собственных возможностей, способностей и потребностей.
Смешанное обучение – процесс обучения и самообучения, строящийся на основе взаимодействия обучающего и обучающегося, центральной особенностью которого является сочетание аудиторной формы работы с непосредственным контактом между преподавателем и студентом, а также активное применение различных форм онлайн обучения.
Смешанное обучение позволяет эффективно решить ряд актуальных задач: увеличение образовательных возможностей для студентов путём повышения доступности и пластичности образования; повышение мотивации, самостоятельности, активности в усвоении учебного материала, рефлексии и самоанализа студентов; изменение стиля преподавания – переход от простой передачи знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимися, в котором преподаватель выступает в качестве помощника; персонализация процесса обучения – обучающийся самостоятельно определяет способы достижения образовательных целей с учётом собственных возможностей, способностей и потребностей.
Реализация модели смешанного обучения «Ротация станций» предусматривает организацию обучения с использованием интерактивного оборудования. Структура модели включает: непосредственный личный контакт и взаимодействие участников образовательного процесса; взаимодействие, опосредованное информационными технологиями и электронными информационно-образовательными ресурсами; самостоятельная образовательная активность обучающихся (работа над групповым проектом).
При реализации ротационной модели смешанного обучения обучающиеся делятся на несколько групп, каждая группа работает на своей станции: станция работы с преподавателем; станция проектной деятельности и станция онлайн-обучения. На протяжении всего урока группы перемещаются между станциями.
Часть обучающихся начинает учебное занятие под руководством преподавателя в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы переходят на другие стации так, чтобы за время учебного занятия посетить каждую. Например, подгруппа, работающая с преподавателем, переходит на станцию проектной деятельности, где работает над коллективными проектами. Завершающая станция для этой подгруппы – станция онлайн-обучения, где обучающиеся занимаются за компьютерами или работают с планшетами.
В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. В итоге каждая групп проходит такой путь: работа во взаимодействии с педагогом – онлайн-обучение – работа над групповым проектом. Состав подгрупп от занятия к занятию может меняться в зависимости от образовательной задачи. В ряде случаев, станций может быть только две – работа с преподавателем и станция онлайн-обучения.
Работа во взаимодействии с преподавателем позволяет предоставить каждому студенту эффективную обратную связь в рамках изучаемой темы и может быть реализована в формате дискуссии по проблемным вопросам.
Работа в подгруппе, коллективные проекты дают возможность студентам применить знания в новых практических ситуациях, развивать коммуникативные компетенции и получить обратную связь от других обучающихся. Работа в группах может быть организована в формате практико-ориентированных заданий, небольших исследований, квест-игр и настольных игр по изучаемой теме, мини-соревнований и т.д.
Онлайн-обучение позволяет развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и «научиться учиться». Онлайн обучение может включать различные мини-тесты, веб-квесты, повторение изученного материала в формате выполнения интерактивных заданий и упражнений; изучение нового материала и т.д.
Таким образом, преимуществом использования данной модели является возможность реализации дифференцированного обучения, применения интерактивных форм работы, альтернативных форм оценки, возможности работать автономно, что, в свою очередь, способствует повышению учебной мотивации и учебных результатов студентов.