автор: Смирнова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №25»

Технологическая карта урока по математике «Кто или что движется быстрее?» 4 класс

Презентация

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

(схема технологической карты урока в дидактической системе деятельностного метода обучения)

Подготовила: Смирнова Татьяна Владимировна

Проект урока по теме: «Кто или что движется быстрее?».

Предмет: математика

Класс: 4 «б»

Тип урока: урок формирования нового знания

      Цель урока: Научить оперировать понятиями «быстрее», «медленнее», подвести к рассмотрению понятия «скорость»; 

рассмотреть суть понятий «быстрее», «медленнее», способствовать самостоятельному добыванию знаний и применению их в практической деятельности; 

Развивать логическое мышление, через решение задач, речь, навыки самоконтроля, работы в нестандартной ситуации; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость. Воспитывать уважение друг к другу, интерес к окружающему миру.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижений результатов обучения
                Метапредметные Познавательные УУД Работать с информационным материалом;

анализировать, сравнивать выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

развивать умение искать и находить информацию, необходимую для решения проблемы;

Освоить способы решения проблем поискового характера; 

освоить основы познавательной рефлексии; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 

Регулятивные УУД Осуществлять самоконтроль;

учиться высказывать своё мнение.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 

Коммуникативные УУД Читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;

умение высказать свою точку зрения;

умение договариваться и приходить к общему решению (работа в парах);

соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.  

Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;готовность слушать собеседника и вести диалог;  уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные Проявлять интерес к изучаемому материалу;

проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

развивать интеллектуальное мышление учащихся;

Формировать умение оценивать свою работу.

Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослым; формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов. 

  

 

Межпредметные связи: окружающий мир.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, проблемный диалог, самостоятельная работа, взаимопроверка

Источники информации: Интернет-ресурс, методическая литература к УМК «Перспективная начальная школа», визуальные методы, Кейс-технологии, учебник «Математика» Чуракова Р.Г., 4 класс,1 часть. Москва. Академкнига. 2018 г. 

Оборудование: ноутбук, колонки, smart-board- доска, УМК «Перспективная начальная школа»: учебник «Математика» Чуракова Р.Г., 4 класс,1 часть. Москва. Академкнига. 2018г, Кейс «Кто или что движется быстрее?».

 

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности 

 

Деятельность учителя  Деятельность учащихся  УУД
Здравствуйте! Садитесь. Начинаем урок математики. Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

Ни шагу назад,

Ни шагу на месте!
А только вперед,

И только все вместе! 

 Будьте внимательны, активны, доброжелательны, помогайте своим товарищам.

Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Личностные  — принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения
Метапредметные— формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку
Предметные– умение вступать в мини-диалог.
 
Методический комментарий: Слайд 1,2 презентации. При проведении приветствия рекомендуется параллельно проверить наличие на партах учебных принадлежностей.
  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Постановка проблемы. 
Деятельность учителя  Деятельность учащихся  УУД
1.Устный счет. 

Ребята, я предлагаю вам выполнить задание: выразить в указанных единицах измерения с дальнейшей самопроверкой на доске. Работаем по «цепочке».

    Вырази в секундах

1мин

4 мин

6 мин

10 мин

Вырази   в минутах

180 с

420с

300с 

480с

2.Выполним логическую задачу 

Сколько секунд длится мультфильм, если его продолжительность 3 мин 20 с?

Молодцы!

Посмотрите пожалуйста на доску.

  Изображение кого мы видим?

Что мы знаем об этих животных?

Работаем в парах( повторение правил при работе в парах)

Давайте обратимся к кейсу (они у вас на столах).

Возьмем лист под номером 1. Прочитаем текст и выделим ключевые моменты в характеристике животных.

Ребята, а можем мы сравнить движение объектов?

Ученики выполняют задание устно с самопроверкой на доске.

 Сравнивают величины; находят взаимосвязь между ними.

Устное комментирование учеником решения задачи с проверкой результата решения на доске

Учащиеся смотрят слайд презентации.

-На слайде мы видим гепарда и черепаху.

(ответы..)

Учащиеся работают с информационным листом №1:читают (про себя) информацию, выделяя ключевые моменты карандашом

Предметные результаты: умение преобразовывать величины.

Метапредметные: точно выполнять поставленные задачи;

отвечать на поставленные вопросы учителя, формирование умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Личностные – формирование мотивации
Предметные
-определение познавательной цели, использование имеющихся знаний 

Метапредметные –постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестны;

умение сотрудничать с товарищем по парте;

планировать работу пары

Методические комментарии: Слайд 3,4,5,6 презентации. Устный счет спрашиваем по цепочке.  Подвести учащихся к моменту затруднения, чтобы в дальнейшем смогли поставить цель на урок
  1. Этап определение темы урока. Построения проекта выхода из затруднения 
Деятельность учителя  Деятельность учащихся  УУД
Ребята, каким выражением мы можем сравнить движение данных объектов?

 Как вы думаете, чему мы научимся? 

Что нового узнаем?

— Вы хорошо справились.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учащиеся формулируют тему урока

 «Кто или что движется быстрее?»

Учащиеся формулируют цель урока:

научимся определять, кто или что движется быстрее; располагать средства передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному;

 Учащиеся открывают тетради записывают (число, Классная работа- с учетом требований к оформлению работ в тетради)

Предметные 

Личностные

  формирование интереса к математике

Метапредметные

 владение действием сравнения, умение установить аналогию;

целеполагание; планирование на урок

Методический комментарий: Слайды 7-8 презентации. Обращать внимание на правильность формулировки цели на урок. Обеспечить наличие момента целеполагания. Контролировать правильную посадку учащихся.
  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания
Деятельность учителя  Деятельность учащихся  УУД
Сегодня я предлагаю Вам маленькое виртуальное путешествие.

Вы готовы, тогда отправляемся в столицу нашей Родины на чемпионат по легкой атлетике 2020 г.

Ребята, а вы хотите узнать результаты чемпионат? Откроем учебник на стр.79 номер 263

Спортсмен под каким номером пробежал дистанцию быстрее всех остальных участников?

Каким образом судьи соревнований решают вопрос о том, кто какое место должен занять? 

Какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы стать победителем.

Физминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

(Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны).

Смотрят видео

Открывают учебник, рассматривают иллюстрацию, комментируют

Судья должен зафиксировать время, затраченное спортсменом на бег

Выполняют движения

Личностные – развитие самостоятельности.

Предметные: восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей; узнавать в письменном виде изученные лексические и грамматические единицы в пределах темы.

Метапредметные:

умение выполнять упражнения

Методический комментарий: Слайд 9,10 презентации. Добиться результатов по ходу выполнения заданий, обеспечить участие каждого ученика в них.
  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.
Деятельность учителя  Деятельность учащихся  УУД
Перед нами стоит новая задача. Учебник с. 79 номер 264 

За первый час пути туристы прошли 5 км, а за второй час пути – 4 км. Когда туристы шли быстрее: в течение первого часа или второго?

Работаем с кейсом (информационный листок с номером 2).

Рассмотрите краткую запись, дополните данными из задачи.

Время Длина пройденного пути
1 час 5 км
1 час 4 км

Сравните время и длину пройденного пути. На основании данных таблицы сделайте свой вывод и напишите ответ на вопрос задачи.

Возьмите из кейса информационный лист под номером 3

Итак, какой из предложенных видов транспорта будет быстрее? 

Продолжаем работу с нашими кейсами.

Информационный лист номер 4 

Вам предложено 2 таблицы

  1. Самые быстрые животные мира
  2. Самые медленные животные мира

Посоветуйтесь и ответьте на поставленные вопросы.

Беседа по таблице:

-Какое животное самое быстрое?

-Какое животное самое медленное?

-У каких животных одинаковая скорость?

-Сформулируй задачу на разностное сравнение, используй данные из таблицы.

-На сколько больше?

-На сколько меньше?

-Какой вывод можно сделать?

Молодцы!

Читают задачу

Учащиеся записывают ответ в информационный лист

Учащиеся самостоятельно в парах отвечают на поставленные вопросы. 

Устно формулируют задачи на разностное сравнение

Формулируют вывод: Медленнее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает меньшее расстояние .

Метапредметные:

Умение доказывать свою точку зрения и своё мнение;

умение делать аргументированные выводы и планировать работу пары.

Личностные: 

умение выступать перед классом

Методические комментарии: Слайд 11,12 презентации.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 
Деятельность учителя  Деятельность учащихся  УУД
Сейчас вы будете работать в парах. Я предлагаю Вам выполнить самостоятельную работу.

Кейс лист номер 5

за 60 мин -80 км

за 120 мин -? км

за 30 мин -? км

за 15 мин -? км

Проверяют решения задач других пар. Метапредметные:  интегрироваться в работу пары, осуществлять продуктивное взаимодействие с партнером, слушать, следить за действиями партнёра, сотрудничать с партнёром;

осуществлять итоговый контроль знаний на уроке;

обосновывать свой ответ.

Методические комментарии Работа с Кейсом
  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности. 

Рефлексия 

Деятельность учителя  Деятельность учащихся 
Итак, сегодня на уроке мы свами плодотворно поработали. Предлагаю вспомнить тему и цель урока.

   Как вы работали я видела. Как вы оцените себя. Возьмите листочек с рубриками самооценки.

Выберите один из трех вариантов.

 1 место-На уроке я все понял и выполнил все правильно.

2 место-В основном материал усвоил, но делал иногда ошибки.

3 место -Материал усвоил плохо и делал много ошибок.

Какой был девиз на уроке?

Цель урока достигнута? 

Отвечают на вопросы,  рассказывают что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали,  какими успехами гордятся. Личностные результаты:  оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи.

Метапредметные:

сравнивать цели урока и полученные результаты путем выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения знаний;

формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи.

Методические комментарии: Слайд 13 презентации.
  1. Этап домашнего задания
Деятельность учителя  Деятельность учащихся 
№118 (б) учебника

Спасибо за урок.

Отметки за урок

Учащиеся открывают дневники, записывают домашнее задание с доски.

Учащиеся подают дневники

Метапредметные: запись ответа по образцу.

Методические комментарии: Слайд 1 презентации. Проверить записи в дневниках у учащихся и пояснить домашнее задание. Оставить комментарий к выполнению задания для родителей в электронном журнале.

 

Технологическая карта урока по математике «Кто или что движется быстрее?» 4 класс. Смирнова Татьяна Владимировна

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram