автор: Собесская Анна Юрьевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад 57» г. Дзержинск Нижегородской области

Статья: Элементарное музицирование – как эффективный способ развития чувства ритма у детей шестого года жизни

Элементарное музицирование – как  эффективный способ развития чувства ритма у детей шестого года жизни.

 

Музыкальные способности являются одним из показателей  развития  личности. Как утверждают выдающиеся психологи Л.А. Венгер, Б.М. Теплов и др., «основой музыкальных способностей являются: чувство лада, чувство ритма и музыкально – слуховые представления, в основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. 

Н. Метлов  отмечал, что  одним из средств развития музыкального слуха и чувства ритма является собственное музицирование. 

О необходимости обогащать музыкальный опыт ребенка писал Л.С. Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».

А известный советский ученый и педагог Н.А. Ветлугина указывала на необходимость развития музыкального слуха посредством различных игр и упражнений. 

Методические условия  – это  поиск  эффективных способов и приемов форм  работы с детьми, чтобы вызвать интерес к  музицированию  и  дальнейшее поддержание и сохранение  интереса к творческим импровизациям. 

Музыка является эффективным средством воздействия на развитие личности ребенка дошкольного возраста и формирования его эмоциональной сферы.

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что музыкальное воспитание ребенка необходимо начинать как можно раньше (еще в детском саду). И ребенок   приходит в детский сад со  своей индивидуальностью и уникальностью, наша задача не разрушить то, что у него есть, а сохранить и   развить  способности ребёнка, в том числе и музыкальные.  

        Жизнь окружает ритм.   И  каждый человек живет в своем ритме: биение сердца, дыхание,  речь,  ходьба  в разном темпе, слушание музыки –  это все индивидуально.

      Чувство ритма один и важных компонентов   музыкального развития, оно    помогает  ребенку развить свои  креативные и творческие проявления. Играя, научить ребенка слушать и слышать ритм окружающий его (ребенка). Игровой подход  (игра – это основной вид деятельности дошкольника) представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности, в том числе и музыкальной. Данный подход способствует, в совместной и самостоятельной деятельности с детьми,  существенно обогатить  и качественно обновить процесс образовательной деятельности и повысить его эффективность.

Возрастными особенностями дошкольников и развитием  способностей,  в том числе  музыкальных, занимались:  Л.С. Выгодский, Л.А. Венгер , Б.М. Теплов.   

  Педагогическими основами по вопросам детского музицирования  занимались Н.А. Метлов , Э. Жак-Далькроз, К. Орф, Н.А.Ветлугина. 

   Содержательным компонентом в разработке практических материалов, послужили труды таких признанных педагогов, как: 

  • Н.А.  Ветлугина  – разработала  целенаправленное  руководство  в ходе   формирования и развития  музыкальных способностей  ребенка, сформулировала принципы музыкального образования дошкольников.
  • К.Орф.   – использование  элементарных «музыкальных инструментов» для игры, активное  использование «звучащих жестов» –  хлопки, притопы, удары.
  • Т.Э.Тютюнникова. – система  и последовательность работы по элементарному  музицированию через  игру  и игровые упражнения.
  • О.П Радынова.   – Репертуар. Критерии сформированности основ музыкальной культуры. 

 

Вся работа по развитию чувства ритма у детей шестого года жизни через элементарное музицирование состоит из  нескольких  этапов:

На первом этапе:

Проведение педагогической диагностики на развитие чувства ритма,  определение начальных показателей сформированности чувства ритма у воспитанников. 

Изучение методических подходов к организации работы по развитию чувства ритма, анализ РППС (музыкальные уголки в группах и наличие пособий и музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста), 

Построение индивидуальных маршрутов на детей, 

Планирование работы с воспитателями и законными представителями по развитию музыкально-ритмических способностей. 

На втором этапе:

Составление перспективного плана по развитию музыкально-ритмических способностей детей шестого года жизни, 

Пополнение РППС  по развитию музыкально-ритмических способностей детей для самостоятельной деятельности детей и для развития их творчества и креативности.

 Разработка плана взаимодействия педагогов и законных представителей по развитию музыкально-ритмических способностей.  

На третьем (заключительном) этапе

Определение сформированности чувства ритма  у детей шестого года жизни, подведение анализа эффективности системы работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах и определение дальнейших перспектив работы.

Одним их эффективных средств для развития ритмического слуха у детей шестого года жизни является определение и включение различных  форм работы с участниками образовательной деятельности. С педагогами и родителями – это мастер-классы, семинары-практикумы, творческие мастерские, индивидуальные образовательные маршруты –  для создания  зоны актуального развития  в группах и дома.

Организованная образовательная деятельность (ООД) музыкального руководителя   состоит из фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Структура фронтального занятия представлена на слайде. Музыкальные занятия разновидовые:  доминантные, сюжетно-игровые, тематических, которые, строятся с учетом тематического плана ДОУ.  Образовательная деятельность  начинается с  игровой мотивации  и носит непринужденный игровой характер на протяжении всего занятия.

Структура музыкального занятия с использованием музицирования в различных видах деятельности в группе старшего возраста:

Музыкально-ритмические движения: Например: Отправляясь по сюжету в «Музыкальную страну», дети  выполняют различные движения в соответствии предложенной  «инструкцией»  и предложенными заданиями   в    заданном ритме, в разном темпе, сменой направления (обязательно следя за осанкой)  и т.п. Согласованность ритма движений и музыки – это одно из условий, необходимых для развития музыкально-ритмических способностей..

Слушание музыки:

Работа направлена  на активизацию эмоционального слухового внимания детей и на усвоение ритмических эталонов (вальс, марш, танец): контрастное сопоставление фрагментов разных жанров или одного жанра,  беседа и знакомство о средствах и приемах выразительности, далее, через творческие задания (активное восприятие) – закрепление музыкального восприятия действием, движением. Движение время восприятия музыки, как специальный педагогический прием. Причем движение должно быть импровизированным, т.к. оно больше подходит спонтанности чувств, но точно двигаться в четких размерах.

Пение: (3 песни из которых  1 –я на этапе разучивания, 2-я работа над выразительностью, а 3-я  – песенное творчество)

1)Распевание   с элементами ритмических заданий (подгруппы,индивидуально).

При разучивании песен предлагаю прохлопать ритм, использую приёмы «Проговори ритм», «Проиграй заданный ритм», «Повтори ритм в стихах», «Спой песню ладошками», а также выкладывание ритма песни короткими и длинными полосками с целью закрепления ритмического рисунка.

2)Разучивание песен. 

-пение – по фразам

-работа над дыханием – темпом -ритмом. 

выразительность  пения – динамика 

-песенное творчество – одни дети поют, другие инсценируют или играют на музыкальных инструментах. Такие варианты повышают интерес детей к занятию.

Игра-музыкальная/ на музыкальных инструментах или танец:

совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки полученные ранее,  акцент на  выразительность и непринужденность  исполнения  ,а так же импровизацию. 

  в музыкальной игре – замена  характера игрового персонажа, «оживи образ кого-либо в игре» и.т.д.  

 на музыкальных инструментах варианты и способы  игры на инструментах 

 в танце –  варианты образных движений, инсценирование. 

Для включения в образовательную деятельность  родителей по формированию музыкально-ритмических способностей у детей шестого года жизни использовались следующие формы:  

♪     Анкетирование,

♪ Онлайн-конференции (мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов-самоделок в домашних условиях, демонстрация раздела на сайте МБДОУ, где родители могут получить необходимую информацию по музыкальному развитию ребенка и т.д.)

♪     Консультации.

Родителям нравится, когда их привлекают к участию в мероприятиях детского сада, это:

Участие в музыкальных занятиях, проектной  деятельности,      

♪ Участие в праздниках развлечениях, концертах, выставках,

♪ Участие  в театральных постановках,

Для  повышения   компетентности  воспитателей в вопросах  музыкального  развития  ребёнка и привлечению  к активному сотрудничеству с детьми используются  следующие формы взаимодействия: 

Журнал взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, где находится информация для успешной реализации поставленных задач по развитию ритмических способностей у детей: консультации музыкального руководителя по использованию музыкального, дидактического материала, ритмические задания и т.п. журнал пополняется информацией 1 раз в месяц.

Консультации по  организации музыкального уголка  в группе, как зоны актуального развития  ребенка в самостоятельной музыкальной деятельности, по развитию музыкально-ритмического слуха и творчества. 

Мастер-классы:

Мастер-класс по экспериментированию, например: «Где живут звуки», 

мастер-класс «Инструменты К. ОРФА» (по изготовлению самодельных музыкальных инструментов), мастер-класс «Озвучиваем сказки» и д.р.

 

В сотрудничестве  мы обогащаем детские  знания, умения, создаём для них «Ситуацию успеха» что ведёт к развитию творческого потенциала каждого ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Статья: Элементарное музицирование – как эффективный способ развития чувства ритма у детей шестого года жизни