автор: Собесская Анна Юрьевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад 57» г. Дзержинск Нижегородской области
Статья: Элементарное музицирование – как эффективный способ развития чувства ритма у детей шестого года жизни
Элементарное музицирование – как эффективный способ развития чувства ритма у детей шестого года жизни.
Музыкальные способности являются одним из показателей развития личности. Как утверждают выдающиеся психологи Л.А. Венгер, Б.М. Теплов и др., «основой музыкальных способностей являются: чувство лада, чувство ритма и музыкально – слуховые представления, в основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Н. Метлов отмечал, что одним из средств развития музыкального слуха и чувства ритма является собственное музицирование.
О необходимости обогащать музыкальный опыт ребенка писал Л.С. Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».
А известный советский ученый и педагог Н.А. Ветлугина указывала на необходимость развития музыкального слуха посредством различных игр и упражнений.
Методические условия – это поиск эффективных способов и приемов форм работы с детьми, чтобы вызвать интерес к музицированию и дальнейшее поддержание и сохранение интереса к творческим импровизациям.
Музыка является эффективным средством воздействия на развитие личности ребенка дошкольного возраста и формирования его эмоциональной сферы.
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что музыкальное воспитание ребенка необходимо начинать как можно раньше (еще в детском саду). И ребенок приходит в детский сад со своей индивидуальностью и уникальностью, наша задача не разрушить то, что у него есть, а сохранить и развить способности ребёнка, в том числе и музыкальные.
Жизнь окружает ритм. И каждый человек живет в своем ритме: биение сердца, дыхание, речь, ходьба в разном темпе, слушание музыки – это все индивидуально.
Чувство ритма один и важных компонентов музыкального развития, оно помогает ребенку развить свои креативные и творческие проявления. Играя, научить ребенка слушать и слышать ритм окружающий его (ребенка). Игровой подход (игра – это основной вид деятельности дошкольника) представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности, в том числе и музыкальной. Данный подход способствует, в совместной и самостоятельной деятельности с детьми, существенно обогатить и качественно обновить процесс образовательной деятельности и повысить его эффективность.
Возрастными особенностями дошкольников и развитием способностей, в том числе музыкальных, занимались: Л.С. Выгодский, Л.А. Венгер , Б.М. Теплов.
Педагогическими основами по вопросам детского музицирования занимались Н.А. Метлов , Э. Жак-Далькроз, К. Орф, Н.А.Ветлугина.
Содержательным компонентом в разработке практических материалов, послужили труды таких признанных педагогов, как:
- Н.А. Ветлугина – разработала целенаправленное руководство в ходе формирования и развития музыкальных способностей ребенка, сформулировала принципы музыкального образования дошкольников.
- К.Орф. – использование элементарных «музыкальных инструментов» для игры, активное использование «звучащих жестов» – хлопки, притопы, удары.
- Т.Э.Тютюнникова. – система и последовательность работы по элементарному музицированию через игру и игровые упражнения.
- О.П Радынова. – Репертуар. Критерии сформированности основ музыкальной культуры.
Вся работа по развитию чувства ритма у детей шестого года жизни через элементарное музицирование состоит из нескольких этапов:
На первом этапе:
♪ Проведение педагогической диагностики на развитие чувства ритма, определение начальных показателей сформированности чувства ритма у воспитанников.
♪ Изучение методических подходов к организации работы по развитию чувства ритма, анализ РППС (музыкальные уголки в группах и наличие пособий и музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста),
♪ Построение индивидуальных маршрутов на детей,
♪ Планирование работы с воспитателями и законными представителями по развитию музыкально-ритмических способностей.
На втором этапе:
♪ Составление перспективного плана по развитию музыкально-ритмических способностей детей шестого года жизни,
♪ Пополнение РППС по развитию музыкально-ритмических способностей детей для самостоятельной деятельности детей и для развития их творчества и креативности.
♪ Разработка плана взаимодействия педагогов и законных представителей по развитию музыкально-ритмических способностей.
На третьем (заключительном) этапе
♪ Определение сформированности чувства ритма у детей шестого года жизни, подведение анализа эффективности системы работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах и определение дальнейших перспектив работы.
Одним их эффективных средств для развития ритмического слуха у детей шестого года жизни является определение и включение различных форм работы с участниками образовательной деятельности. С педагогами и родителями – это мастер-классы, семинары-практикумы, творческие мастерские, индивидуальные образовательные маршруты – для создания зоны актуального развития в группах и дома.
Организованная образовательная деятельность (ООД) музыкального руководителя состоит из фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Структура фронтального занятия представлена на слайде. Музыкальные занятия разновидовые: доминантные, сюжетно-игровые, тематических, которые, строятся с учетом тематического плана ДОУ. Образовательная деятельность начинается с игровой мотивации и носит непринужденный игровой характер на протяжении всего занятия.
Структура музыкального занятия с использованием музицирования в различных видах деятельности в группе старшего возраста:
♪Музыкально-ритмические движения: Например: Отправляясь по сюжету в «Музыкальную страну», дети выполняют различные движения в соответствии предложенной «инструкцией» и предложенными заданиями в заданном ритме, в разном темпе, сменой направления (обязательно следя за осанкой) и т.п. Согласованность ритма движений и музыки – это одно из условий, необходимых для развития музыкально-ритмических способностей..
♪Слушание музыки:
Работа направлена на активизацию эмоционального слухового внимания детей и на усвоение ритмических эталонов (вальс, марш, танец): контрастное сопоставление фрагментов разных жанров или одного жанра, беседа и знакомство о средствах и приемах выразительности, далее, через творческие задания (активное восприятие) – закрепление музыкального восприятия действием, движением. Движение время восприятия музыки, как специальный педагогический прием. Причем движение должно быть импровизированным, т.к. оно больше подходит спонтанности чувств, но точно двигаться в четких размерах.
♪Пение: (3 песни из которых 1 –я на этапе разучивания, 2-я работа над выразительностью, а 3-я – песенное творчество)
1)Распевание с элементами ритмических заданий (подгруппы,индивидуально).
При разучивании песен предлагаю прохлопать ритм, использую приёмы «Проговори ритм», «Проиграй заданный ритм», «Повтори ритм в стихах», «Спой песню ладошками», а также выкладывание ритма песни короткими и длинными полосками с целью закрепления ритмического рисунка.
2)Разучивание песен.
-пение – по фразам
-работа над дыханием – темпом -ритмом.
выразительность пения – динамика
-песенное творчество – одни дети поют, другие инсценируют или играют на музыкальных инструментах. Такие варианты повышают интерес детей к занятию.
♪ Игра-музыкальная/ на музыкальных инструментах или танец:
♪ совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки полученные ранее, акцент на выразительность и непринужденность исполнения ,а так же импровизацию.
в музыкальной игре – замена характера игрового персонажа, «оживи образ кого-либо в игре» и.т.д.
на музыкальных инструментах – варианты и способы игры на инструментах
в танце – варианты образных движений, инсценирование.
Для включения в образовательную деятельность родителей по формированию музыкально-ритмических способностей у детей шестого года жизни использовались следующие формы:
♪ Анкетирование,
♪ Онлайн-конференции (мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов-самоделок в домашних условиях, демонстрация раздела на сайте МБДОУ, где родители могут получить необходимую информацию по музыкальному развитию ребенка и т.д.)
♪ Консультации.
Родителям нравится, когда их привлекают к участию в мероприятиях детского сада, это:
♪Участие в музыкальных занятиях, проектной деятельности,
♪ Участие в праздниках развлечениях, концертах, выставках,
♪ Участие в театральных постановках,
Для повышения компетентности воспитателей в вопросах музыкального развития ребёнка и привлечению к активному сотрудничеству с детьми используются следующие формы взаимодействия:
♪Журнал взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, где находится информация для успешной реализации поставленных задач по развитию ритмических способностей у детей: консультации музыкального руководителя по использованию музыкального, дидактического материала, ритмические задания и т.п. журнал пополняется информацией 1 раз в месяц.
♪ Консультации по организации музыкального уголка в группе, как зоны актуального развития ребенка в самостоятельной музыкальной деятельности, по развитию музыкально-ритмического слуха и творчества.
♪ Мастер-классы:
Мастер-класс по экспериментированию, например: «Где живут звуки»,
мастер-класс «Инструменты К. ОРФА» (по изготовлению самодельных музыкальных инструментов), мастер-класс «Озвучиваем сказки» и д.р.
В сотрудничестве мы обогащаем детские знания, умения, создаём для них «Ситуацию успеха» что ведёт к развитию творческого потенциала каждого ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.