Совершенствование системы непрерывного обучения педагогов – решающее условие повышения качества образования

Автор: Силантьева Галина Николаевна

В условиях модернизации системы образования, реализации национальной инициативы «Наша новая школа», перехода на новые образовательные стандарты одной из самых острых проблем является повышение профессиональной компетентности педагогов.
Все согласны с тем, что качество обучения не может быть выше качества работы учителя. Новой школе нужен высококвалифицированный педагог, отвечающий запросам современного общества. Курсы повышения квалификации раз в пять лет уже не могут удовлетворить профессиональные потребности учителя. Необходимо создать условия для непрерывного образования и совершенствования профессионального мастерства педагогов в течение жизни. Но, как оказалось, еще важнее сформировать у учителя мотивацию к совершенствованию своей деятельности: что-то создавать, искать, изобретать, изменять, достигать оптимальных результатов.
Концепции изменения и реформирования нам, как правило, спускаются «сверху»; иногда в их необходимости мы не убеждены, внутренне им сопротивляемся, что является естественной реакцией человека на все новое. Однако, если при освоении образовательных новаций удается пробудить к ним интерес у учителя, вызвать желание найти их корни в традициях и совокупном педагогическом опыте, увидеть достоинства, преимущества и недостатки, адаптировать их к своей деятельности, учитель неизбежно становится ключевой фигурой инновационных преобразований в школе.
Исходя из этого, мы решили разработать свою, внутришкольную модель развития учительского потенциала, цель которой – создание условий, способствующих овладению педагогами необходимыми компетенциями для эффективного выполнения задач, стоящих перед школой, а также способствующих наиболее полному и всестороннему раскрытию потенциала каждого. Иными словами, мы решили создать условия, при которых у части педагогов уйдет страх перед нововведениями, придет уверенность в своих силах; у других повысится мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию; а у определенной части учителей исчезнет скепсис по поводу внедрения различных инноваций в учебный процесс, а на смену придет осознание, что только учитель, идущий в ногу со временем, учитель, который остается интересным для своего ученика, может воспитать успешную личность, чего невозможно добиться без постоянной работы над собой и своим профессиональным уровнем.
Прежде чем создать модель, был проведен анализ педагогической ситуации, выявлены противоречия, определены проблемы и намечены пути решения задач по созданию оптимальных условий для развития профессиональной компетентности учительских кадров. В частности, была выявлена степень готовности педагогов школы к инновационным преобразованиям и непрерывному обучению. В результате анкетирования по теме «Готовность учителей к введению инноваций» 83% опрошенных педагогов продемонстрировали заинтересованность в реализуемых и предстоящих преобразованиях; 75% коллектива признали необходимость повышения своего профессионального уровня в условиях внедрения новых образовательных стандартов, а на вопрос «Способны ли Вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности?” все учителя ответили положительно, что свидетельствует о гибкости, открытости, готовности к диалогу и способности меняться и развиваться.
Таким образом, в результате анализа кадрового состава, уровня квалификации педагогов, возрастного состава, педагогического стажа, процесса повышения квалификации, состояния методической работы был определен запрос школы на повышение уровня владения учителями современными педагогическими технологиями, инновационными формами и методами обучения, а также на уровень потребностно-мотивационных установок педагогов.
С целью повышения квалификации и профессионального уровня организовано обучение с использованием внутренних ресурсов, что дает учителю возможность бесплатного обучения и практики на рабочем месте без отрыва от производства. Формы обучения разнообразны: семинары, конференции, тренинги, индивидуальное консультирование, индивидуальные программы профессионального развития и др.
Постоянно действующие школьные мини-семинары по актуальным методическим темам проходят под руководством администрации, опытных учителей школы, руководителей методических объединений. Педагоги объединяются в творческие группы, занятия проходят в активных формах, среди которых совместное обсуждение проблем, обмен опытом, взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий.
Необходимым условием существования модели развития учительского потенциала является организация внутришкольного тьюторского сопровождения из числа мотивированных и высокопрофессиональных учителей школы. Тьюторское сопровождение осуществляется по таким важнейшим направлениям как осуществление инновационной деятельности, реализация федеральных государственных образовательных стандартов, методическая помощь учителям, ведущих собственную научно-исследовательскую деятельность, организация дистанционного обучения, психологическое сопровождение процесса профессионального роста учителя.
В рамках действующей внутришкольной модели изменились технологии подготовки и проведения педагогических советов. Их исключительная роль определяется тем, что именно здесь осуществляется эффективная обратная связь, позволяющая выслушать и учесть мнение каждого участника образовательного процесса. В то же время педсоветы выполняют и методическую функцию, они направлены на решение актуальных задач не только развития школы в целом, но и каждого учителя. Наконец, приобретаются навыки публичного выступления, которые для многих педагогов сыграли очень важную роль в их профессиональном росте.
Участие в конкурсном движении повышает социальную значимость педагогического труда и личности учителя. Педагоги – участники конкурсов – демонстрируют как личный потенциал, так и систему работы школы, общие тенденции и подходы к воспитанию, развитию и обучению коллектива.
Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Данное направление является едва ли не самым важным, так как необходимо стимулировать каждого учителя заниматься своим профессиональным ростом, развивать мотивы самоутверждения, достижения социального успеха, общественного признания, реализации себя как творческой личности в коллективе.
Чтобы оценить эффективность модели, был разработан механизм мониторинга изменения и соотнесения уровня профессиональной компетентности педагогов и уровня достижения качества образования; выделены количественные и качественные критерии оценки деятельности учителей с точки зрения развития их профессионального потенциала.
Критериями сформированности профессиональной компетентности педагогов является уровень мотивации, уровень развития проектных и исследовательских умений, уровень информационной и коммуникативной культуры. В результате реализации модели отмечена определенная положительная динамика по всем обозначенным параметрам.
К количественным показателям относится, прежде всего, уровень профессиональной квалификации педагогов. За время реализации модели увеличился процент педагогов высшей квалификационной категории. На начало учебного года 82% учителей имеют высшую и первую категории.
Профессиональный успех учителя – это успех его учеников. За последние годы качество знаний обучающихся неизменно стабильно и имеет тенденцию к росту. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников из года в год подтверждают высокий уровень освоения государственных образовательных стандартов. Среди выпускников два обладателя стобалльного результата по русскому языку и географии, лучшие результаты по английскому языку, литературе, информатике. Ежегодно выпускники школы награждаются золотыми и серебряными медалями за особые успехи в учении. За время функционирования школы учителя подготовили 24 золотых и 39 серебряных медалистов.
Из года в год повышается результативность участия в предметных олимпиадах, творческих и исследовательских конкурсах. Принципиально изменилась позиция участников конкурсов (как учащихся, так и педагогов). Если раньше ориентир был на участие, то теперь – на победу. По итогам областного рейтинга участия школ Ленинградской области во Всероссийской олимпиаде школьников школа впервые в районе поднялась на 14 место из 99, благодаря ярким победам обучающихся по праву, истории, обществознанию и русскому языку. Все активнее учителя и школьники участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Количество опубликованных статей в научных сборниках, реферативных журналах, число выступлений и участия педагогов в конференциях, круглых столах, семинарах говорит о востребованности научно-методического опыта среди профессионального сообщества, а также о высоком уровне сформированности исследовательской компетентности педагогов.
Для того чтобы стимулировать и мотивировать потребность учителей в самообразовании, саморазвитии, руководство школы стремится использовать различные формы материального и морального стимулирования, причем, последнее является не менее важным и значимым для учителя.
За время существования конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» неизменно наблюдается положительная динамика и особая активность педагогов нашей школы: 8 победителей, причем, один уже дважды, и 2 лауреата конкурса лучших учителей передают свой опыт коллективу. В школе работают победители и лауреаты профессиональных конкурсов «Учитель года», «Классный, самый классный», «Ярмарка в образовании», «Персональный сайт учителя» и многих других.
Среди учителей – члены региональных аттестационных комиссий, региональные и территориальные эксперты по различным предметам в рамках государственной аттестации выпускников, тьюторы дистанционного обучения детей-инвалидов.
В 2011-2012 учебном году школа стала базовым опорным учреждением в рамках федеральной стажировочной площадки ЛОИРО по теме «Развитие кадрового потенциала», и опыт реализации внутришкольной модели развития учительского потенциала неоднократно представлялся перед слушателями-стажерами Лодейнопольского района и Ленинградской области, а также Республики Коми.
Деятельность школы в качестве базового опорного учреждения помогает решить одну из важнейших задач, а именно, подготовить успешного педагога, способного свободно ориентироваться в современной ситуации, управлять качеством образовательного процесса, постоянно расти и совершенствоваться в своей профессии и, наконец, воспитывать успешных людей. Ведь один из важнейших запросов современного общества в области образования – успешность обучаемых. Научить ребенка быть успешным может только успешный и способный к развитию учитель, тот, кто не только учит, но и постоянно учится сам.

Совершенствование системы непрерывного обучения педагогов – решающее условие повышения качества образования