автор: Солдатченков Андрей Николаевич

учитель ОКОУ “Пенская школа-интернат для детей с ОВЗ” Курчатовского района Курской области

Статья “Использование элементов проблемного обучения в практике школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья”

 

 

 

Использование элементов проблемного обучения в практике школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя  создание  проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой научной информации.

     Во вспомогательной школе проблемное обучение в полном объёме не используется. Используются лишь элементы проблемного обучения.

      Не всякий вопрос, задача, противоречие, вызывают проблему. В случае, если человеку необходимо лишь припомнить определённые сведения, речь не идёт о проблемной ситуации. Только тогда, когда человеку необходимо выйти за пределы имеющихся знаний, познать неизвестное, активизируя свою мыслительную деятельность, разрешить противоречия между знанием и незнанием, только тогда речь пойдёт о познавательной проблеме.

Основными элементами проблемного обучения, наиболее часто используемыми в специальной школе для детей с нарушением интеллекта, являются проблемные вопросы и проблемные ситуации.

 

Основные элементы проблемного обучения

 

Рассматриваемый элемент проблемного обучения такой как, проблемные вопросы, требует большого внимания к правильной постановке таких вопросов. Вопрос можно считать проблемным только в том случае, если он имеет логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определённой учебной ситуации; они должны содержать в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным. Вопрос должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднения, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса должна включать в себя сочетания слов: «Почему, …хотя…?, Если…, то почему…?, Так как…, то почему?»  Например: «Почему необходимо покрывать черный металл маслом при долгом хранении?, Какой металл быстрее прогревается: черный или цветной? Почему?». Подобные вопросы, как правило, целесообразнее задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания, при необходимости обратиться за помощью или разъяснениями к педагогу. Учитель, в свою очередь, должен заранее предвидеть затруднения, а для их разрешения подготовить серию дополнительных вопросов, направленных на разъяснение основного, ключевого, а также информацию, способствующую разрешению проблемы.

Важно использовать в обучении детей проблемные ситуации, которые бы развивали у учащихся самостоятельность, заставляли бы их самих задумываться над пробелами в своих знаниях, находить способы их заполнения. А также развивали бы логику мышления, повышали бы активность и самостоятельность школьников в процессе обучения.

Проблемные ситуации делятся на следующие:

 

  1. вероятностная ситуация, предполагающая выбор нужного действия из числа возможных для выполнения заданий (поиск решения при вопросе «почему?»)

 

  1. информационная модель проблемной ситуации, требующая преобразования человеком новой информации.

 

Эти виды проблемных ситуаций могут успешно использоваться в практике специальной школы для детей с нарушением интеллекта.

В качестве вероятной ситуации может использоваться ситуация, в которой происходит поиск оптимального предмета, действия из нескольких возможных. Так, предлагается решить, каким инструментом удобнее и быстрее сверлить толстостенный металл. Для выбора рекомендуется: ручная дрель, эл. дрель, сверлильный станок.

Решение информационной проблемной ситуации может осуществляться путём приобретения дополнительных сведений. Например, для решения вопроса, как необходимо просверлить цилиндрическую заготовку точно по центру, учащимся демонстрируется новый вид сверления, на токарном станке в результате которого появляются сведения о необходимости применения новых видов оборудования и механизмов. 

Проблемная ситуация должна не только содержать противоречия, но и быть интересной, вызывать у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать, что решение проблемы им посильно.

Проблемная ситуация применительно к методике трудового обучения  возможны на каждом занятии. В её основу кладутся вопросы, подобные следующим: «Почему швейная машина «петляет» сверху?», « Почему плохо держит гвоздь, забитый в торец?», «Почему семена овощей дали плохой урожай?»

Такие вопросы создают проблемную ситуацию и в достаточной степени активизируют учащихся при соблюдении следующих условий:

 

  1. Чёткая формулировка ситуации. Учёт оптимальной трудности задания, слишком простые или слишком сложные задания не вызывают проблемную ситуацию.

 

  1. Опора на имеющиеся знания школьников. При необходимости педагог должен уточнить новые понятия, дать дополнительные пояснения, используя разнообразный наглядный материал. В случае, если проблема оказывается сложной, то следует разделить её на ряд более мелких. Причём, вопросы формулировать так, чтобы ответ на первый вопрос готовил базу для ответа  на последующий. Таким образом, отвечая на серию мелких вопросов, школьники подходят к решению основной проблемы. 

 

  1. В отдельных случаях, когда это можно допустить, учитель организует встречу учащихся с новым в практической работе. Например, он предлагает учащимся приступить к работе, заранее зная, что им не знаком один из приёмов, необходимых для выполнения задания.

 

  1. Систематическая работа по созданию и разрешению проблемных ситуаций.  В работе должны участвовать все учащиеся класса. К высказываниям по поводу проблемной ситуации школьников приучают, начиная с младших классов. При этом особое внимание обращается на активизацию учащихся с более низким интеллектом.

 

  1. При формулировке проблемного вопроса нужно соблюдать определённую интонацию голоса. Так, после вопроса, прозвучавшего первый раз – необходима пауза, в течение которой у учеников имеется время для обдумывания.

 

  1. Высказывания учащихся стимулируются наводящими вопросами, поощрением не только за полностью правильные, но и частичные верные ответы. Терпеливое доброжелательное разъяснение ошибочных суждений, постоянная индивидуальная работа.

 

Применительно к практике специальной школы для детей  с нарушением интеллекта, работа  по решению проблемных ситуаций является достаточно сложной, но необходимой. Она может быть организована преимущественно в старших классах, причём должна проводиться систематически.

К решению проблемных ситуаций школьников следует готовить. Первоначально подобную работу рекомендуется организовывать так, чтобы педагог сам анализировал ситуацию, показывал возможные пути решения проблемы, определял наиболее оптимальные из них, а затем обосновывал варианты решения, делал выводы и заключения. На этом этапе работы школьники выполняют пассивную роль, они наблюдают за педагогом, по возможности помогают, принимая участие в обсуждении различных вопросов.

Использование проблемных вопросов и ситуаций в обучении интеллектуально неполноценных школьников очень эффективно, так как это активизирует умственную деятельность школьников, развивает их инициативу, повышает активность и самостоятельность при усвоении нового материала. Поэтому следует идти по пути широкого использования методов проблемного обучения, сочетая их с традиционной методикой обучения в специальной школе для детей с нарушением интеллекта.

 

Использование проблемных ситуаций в воспитании личности умственно отсталых школьников.

 

В воспитании личности умственно отсталых школьников, одним из наиболее действенных средств, считают моделирование реальных ситуаций, которое оказывает комплексное воздействие на познавательную и эмоционально-волевую сферы учащихся, а также на их поведение. Участие школьников в ролевом решении таких ситуаций способствует обогащение их социального опыта, даёт возможность формирования у них более высоких уровней общения с окружающими, оказывает положительное влияние на процесс адаптации выпускников вспомогательных школ в производственных коллективах.

Разработано несколько видов упражнений, основанных на моделировании проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения. Упражнения различны по степени сложности.

Моделирование микроситуации. Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо при помощи только не речевых средств выразительности и может иметь большое количество вариантов.

Например:

  1. Задание выполняется одним учеником, которому стыдно; плохо; весело; грустно; он устал; рассержен; болен. Либо ученик разыгрывает маленькую сценку: опоздавший школьник не решается войти в класс; у зубного врача; школьник пришёл на урок с невыполненным заданием.
  2. Участвует группа из 2-3 учеников. Им предлагают разыграть микроситуацию: ссора, извинение, подсказка, примирение, замечание и т. д.
  3. Упражнение усложняется действиями с воображаемыми предметами. Учащиеся получают задание вбить в стену гвоздь, повесить на этот гвоздь картину, поиграть с мячом, перейти ручей по бревну и т. д.

В процессе выполнения таких упражнений, обращается внимание школьников на внешние проявления того или иного чувства, состояние человека (какие признаки указывают на то, что человеку стыдно; ему плохо; он устал и т. д. какие интонации в голосе собеседника говорят о том, что вы его чем-то обидели; взволновали; расстроили). Это развивает у умственно отсталых школьников способность к правильному восприятию окружающих людей, что является немаловажным условием адекватного поведения учащихся.

Проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда даётся готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

  Например:

  1. Два ученика поссорились, пришёл учитель (воспитатель) и помирил их.
  2. Три товарища хотят пойти в кино, но у них только два билета. Они договариваются обо всём по-хорошему , не доводя дело до ссоры.

Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем могло бы всё это кончиться, и разыграть ситуацию.

     Например:

  1. Один ученик взял в библиотеке книгу. Его сосед по парте незаметно вырезал из этой книги картинки. Это видел третий ученик. На другой день все ругают первого ученика за варварское обращение с книгой. 
  2. Два друга решили на время поменяться ручками. Один из них нечаянно сломал ручку и начал требовать назад свою. В спор включились ребята и воспитатель.
  3. Во время диктанта ученик незаметно для окружающих списывает у соседа (с его согласия). В результате сосед получает «2», а ученик, который списывал,-«4».

Моделирование проблемных ситуаций с неоконченным сюжетом имеет особое воспитательное  значение. Учащиеся приобретают навык поиска наиболее рационального выхода из той или иной ситуации, учатся прогнозировать последствия своих и чужих поступков, упражняются в применении на практике известным им правил поведения. Выполнение различных ролей подводит их к пониманию поведения других людей, формирует нравственное к окружающим.

     Моделирование ситуации по заданной теме.

Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Упражнение допускает большое количество вариантов.

     Например:

  1. Учащимся даётся тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию: «Верный друг», «Некрасивый поступок», «Помогите человеку», «Плохая шутка» и т.д.
  2. Учащиеся разыгрывают какую-либо пословицу (руководитель вначале должен убедиться, что учащиеся правильно понимают её смысл).
  3. Учащимся предлагается вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их.

Моделирование ситуаций по заданной теме является самым сложным заданием. Но при соответствующей подготовке школьники способны не только понять смысл предлагаемой темы, но и самостоятельно придумать и разыграть соответствующую тему. Например, ситуация на тему «Испорченный телефон». Перед началом работы вспоминается известная игра, отмечается, как смешно, а иногда грустно бывает, когда люди понимают друг друга неправильно, когда сказано бывает одно, а услышано другое. И, что, к сожалению, обычно виноват, оказывается не телефон, а сами люди, у которых не хватает терпения внимательно выслушать друг друга. Выполнение такого задания помогает ребятам понять, что человек, не разобравшийся в ситуации или неправильно понявший другого человека, легко может попасть в неловкое положение или даже вызвать раздражение окружающих.

      После того как школьники покажут свои решения предлагаемых упражнений, необходимо организовать их обсуждение, которое может быть проведено в форме беседы о ситуации вообще и способах её решения. Разыгранная сцена может обсуждаться как фильм или спектакль, по поводу которого зрители выражают своё мнение.

-Понравился ли спектакль? Почему?

-Все ли герои вели себя правильно?

-А как надо вести себя в таких случаях?

-А  сами вы как повели бы себя на их месте? 

      Таким образом, разыгрывание проблемных ситуаций, связанных с общением, имеет развивающее и воспитательное значение. Ролевое решение предлагаемых задач оказывает положительное влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, помогает в воспитании таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, желание и умение понять другого, способствует формированию нравственного отношения к окружающим и на этой основе адекватного поведения учащихся в обществе. Объединяя учащихся в интересной совместной деятельности, данные упражнения способствуют улучшению взаимоотношений между ними, что особенно важно, когда речь идёт о школьниках, воспитывающихся вне семьи.                                    

Из опыта работы. Элементы проблемного обучения, возможно применять на каждом занятии по трудовому обучению и всех его этапах. Так, например, на каждом уроке используются беседы с учениками с постановкой проблемных вопросов и создании проблемных ситуаций.

 

Статья “Использование элементов проблемного обучения в практике школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья”