автор: Соловьева Ольга Александровна

воспитатель ГБОУ Школа № 2094

Психолого-педагогические условия формирования понятия числа у детей

 

Психолого-педагогические условия формирования понятия числа у детей

 

Содержание



Введение 3

  1. Методы, приемы и условия формирования у детей понятия числа 4
  2. Формирование логических приемов мыслительной деятельности с помощью числа 7
  3. Направления образовательной работы по формированию понятий числа 9

Заключение 11

Список использованной литературы. 13

Введение

Актуальность темы исследования. Освоение счета и формирование понятия числа – длительный и сложный процесс, одна из центральных задач обучения математике детей дошкольного возраста. И это вхождение в мир числа необходимо осуществлять уже в дошкольном возрасте при условии целенаправленного обучения.

Усвоение понятия числа обеспечивает ребенку-дошкольнику ориентировку в окружающем мире. Вместе с тем, установление соотношений величин (дискретных и непрерывных), овладение моделирующей деятельностью – путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому, от эмпирического мышления к теоретическому. Это дает основание рассматривать формирование у дошкольников содержательного понятия числа как важнейший компонент развития элементов логического мышления. В свою очередь, представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у дошкольников под влиянием логического мышления.

При достаточной теоретической разработанности проблема формирования полноценного понятия числа до сих пор остается весьма актуальной, т.к. в практике работы применяются устаревшие подходы, которые не позволяют понять обобщенной сути, абстрактного значения и универсальности числа, что приводит к тому, что дошкольники «застревают» на уровне эмпирических представлений о числе.

Цель работы – исследовать психолого-педагогические условия по формированию понятий числа у детей дошкольного возраста.

Задачи реферата:

  1. Изучить методы, приемы и условия формирования у детей понятия числа; 2. Раскрыть механизм формирование логических приемов мыслительной деятельности с помощью числа;
  2. Очертить основные направления образовательной работы по формированию понятий числа.

1. Методы, приемы и условия формирования у детей понятия числа

 

Большую роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта детей дошкольного возраста играет математика. На современном этапе компьютерной революции точка зрения, о том, что «не каждый может быть математиком», устарела. Сегодня, а тем более «завтра» математика будет необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены потенциальные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с периода дошкольного детства.

В детском саду на основе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста одновременно развивается память, внимание, мышление, воображение, поскольку без этих качеств невозможно развитие личности в целом.

Среди задач математической подготовки определяем следующие:

– учить называть числа от 1 до 10, от каких-либо чисел до 10, от 10 до какого-либо числа, различать прямой и обратной, количественный и порядковый счет;

– знакомить с цифрами (1 – 9, 0) и их изображением, учить устанавливать соответствие между цифрой и соответствующим количеством множеств;

– знакомить со свойствами натурального ряда чисел;

– знакомить с составом чисел из единиц и двух меньших (в пределах десяти);

– учить сравнивать два множества по количеству и определять отношение «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «поровну», «cтолько же» устанавливать равенство из неравенства;

– учить использовать знаки плюс (+), минус (-), равно (=);

– учить выполнять действия сложения и вычитания, решение несложных арифметических и логических задач и примеров;

– учить использовать начальные логические приемы, связанные с формированием элементарных математических понятий [4, с. 46-47].

Современная теория и методика формирования таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., Опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий у детей дошкольного возраста происходит на теоретико-множественной основе. Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с наглядными множествами позволяет в дальнейшем развить у детей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одной общей для всех их признаки – важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным [3, с. 108]. Работу с детьми дошкольного возраста начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.) Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).

Сущность деятельности счета заключается в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множества, устанавливается взаимооднозначное соответствие.

Активное обучение детей счету начинается на 4-5 годах жизни. В средней группе детей учили вести счет предметов в пределах пяти. Закрепление соответствующих представлений и способов действий служит основой для дальнейшего развития деятельности счета. Сопоставление двух совокупностей, содержащих равное и неравное (больше или меньше на 1) число предметов в пределах пяти, позволяет напомнить детям, как образуются числа первого порядка. Для того, чтобы довести до сознания детей значение счета и приемов поштучного сопоставления предметов двух групп друг к другу для выяснения отношений «равно», «не ровно», «больше», «меньше», даются задания на уравнивание совокупностей («принеси столько чашек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних» и т. п.).

Большое внимание уделяется закреплению навыков счета; детей учат вести счет предметов слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде и числе, именовать итог счета. Если кто-то из детей не понимает итогового значения последнего названного при счете числа, то ему предлагается обвести сочтены предметы рукой. Круговой обобщающий жест помогает ребенку соотнести последнее число со всей совокупностью предметов. Но в работе с детьми пяти лет он, как правило, уже не нужен. Детям теперь можно предлагать сосчитать предметы на расстоянии, молча, то есть о себе.

В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей знакомят с составом из единиц чисел первого пятка (5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1) [11].

Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будет рассматриваться состав 2 чисел. Сначала все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, а позже – с разными (например, одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие – одежда, третий – посуды). Состав каждого числа иллюстрируют не менее чем на 2-3 видах предметов. Выполняя задания, дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней различных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка – всего 3 предмета посуды»).

 

2. Формирование логических приемов мыслительной деятельности с помощью числа

 

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе выявленных связей и установленных отношений.

Мышление, в отличие от других процессов, совершается в соответствии с определенной логикой. Основными логическими приемами формирования понятий и мыслительными операциями являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация, систематизация и умозаключение.

К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие. Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями, что дает возможность перенести действия на различные ситуации. Предпосылкой формирования понятий являются представления.

Процесс формирования понятий включает следующие этапы:

– восприятие отдельных предметов и явлений;

– выделение множества признаков предметов и явлений;

– выделение существенных признаков с переходом к обобщениям;

– обозначение их словом [10].

Формирование понятия числа у ребенка находится в зависимости от развития логических структур, в частности иерархии логических классов, т.е. классификации и асимметричных отношений, т.е. качественных сериаций. Отсюда следует, что основными логическими приемами формирования понятия числа являются классификация и сериация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться от несущественных, которых в любом предмете очень много.

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Классификация может производиться по существенным признакам и по несущественным. В качестве предмета усвоения выступает само действие классификации, когда ребенку приходится самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

Сериация – логический прием последовательного расположения материала по порядку на основании определенных признаков. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилом, которое определяет, какой элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу. Сериация, как способ познания свойств и отношений, позволяет: выявить отношения порядка; установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий – меньше следующего (и наоборот); установить взаимообратные отношения: любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего); открыть закономерности следования и порядка.

Процесс сериации лежит в основе формирования понятия о порядковом числительном. В результате формируется представление о натуральном ряде чисел (каждое последующее число больше предыдущего на 1 и, наоборот, каждое предыдущее число меньше последующего на 1).

Изучение и анализ различных подходов к формированию понятия числа у детей дошкольного возраста позволили сделать вывод о том, что методика Г.А.Корнеевой, Э.Ф.Николаевой, Е.В.Родиной [см.: 10, с. 8.] является наиболее эффективной и обладает большим развивающим потенциалом. Целенаправленное обучение предметным действиям, связанным с понятием числа, повышает уровень интеллектуального развития детей, который, в свою очередь, оказывает влияние на усвоение предметных действий, лежащих в основе данного понятия.

 

3. Направления образовательной работы по формированию понятий числа

 

Для успешного формирования понятий числа необходимо уделять внимание регулярной, целенаправленной организованной образовательной деятельности по развитию элементов логического мышления у старших дошкольников в процессе формирования понятия числа. В основу образовательной работы нужно положить специальные упражнения на определение кратного отношения величин к их мерке. Перед детьми необходимо раскрыть отношения класса и порядка на различных множествах. Содержание образовательной работы необходимо последовательно выстраивать (от непосредственного уравнивания величин к установлению зависимости (прямой и обратной) между величиной, меркой и числом). Закрепление изученного материала должно происходить в разнообразных видах деятельности. В совместную образовательную деятельность активно нужно включать родителей [5].

По нашему мнению, при обучении детей счету и знакомство с числами нужно придерживаться следующих правил:

– действовать (раскладывать, передвигать, указывать на предметы), в основном, правой рукой;

– считать слева или справа, особенно при порядковом счете;

– при счете называть числительные (число), соотносить его с каждым элементом перечислений множества. Для этого сначала изучают развернутый счет;

– при счете предметов называется только последнее (итоговое) число;

– согласовывать существительные и числительные в роде, числе и падеже;

– математике можно вести с помощью как количественных, так и порядковых числительных;

– на начальном этапе обучения предметы для счета необходимо размещать в ряд, соблюдая определенных интервалов между ними [1].

Вся образовательная работа должна строиться на принципах индивидуализации и дифференциации, последовательности и систематичности, развивающего обучения, можно широко использовать проблемно-поисковые методы. Итак, нами определены основные задачи развивающей работы с детьми:

– развивать умения детей сравнивать/уравнивать дискретные и непрерывные величины;

– понимать отношения между рядом стоящими числами;

– понимать прямые и обратные функциональные зависимости;

– видеть общее число элементов в сравниваемых группах, внешне ничем не похожих между собой;

– формулировать основание классификации объектов и умение перегруппировывать объекты в соответствии с изменившимся основанием;

– находить закономерности расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку;

– развитие аналитико-синтетической деятельности.

Заключение

 

При проведении занятий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ошибочно усваивать с ними школьную программу. В дошкольном возрасте следует осуществлять знакомство ребенка с элементарной математикой в русле общего развития ребенка.

Одна из основных задач дошкольного образования воспитать детей людьми, которые умеют думать, хорошо ориентируются во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы стимулировать у дошкольника потребность к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижения поставленных целей.

Таким образом, для организации эффективной работы по формированию понятия числа у детей старшего дошкольного возраста следует соблюдать следующие педагогические условия:

– образовательная работа должна осуществляться целенаправленно, комплексно и системно;

– содержание образовательной работы должно быть последовательно выстроено (от непосредственного уравнивания величин к установлению функциональной зависимости (прямой и обратной) между величиной, меркой и числом);

– необходимо совершенствовать представление детей о числе, натуральном ряде чисел, уделяя внимание особым предметным действиям с величинами;

– уделять большое внимание организации самостоятельной познавательной детской деятельности (продумать оптимальную организацию развивающей предметно-пространственной среды);

– полученные знания и умения необходимо закреплять в практической детской деятельности (игровой, продуктивной, трудовой);

– широко использовать в образовательном процессе занимательный математический материал (головоломки, логические задачи, нестандартные дидактические средства);

– создавать проблемно-поисковые ситуации, способствующие развитию элементов логики, самостоятельного мышления у дошкольников.

Список использованной литературы.

  1. Веровская Е.А. Ознакомление дошкольников с числом с помощью палочек кюизенера//Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 3. – С. 138-148.
  2. Гребенникова Н.Л., Лаврова Е.В. Организация изучения чисел в дошкольном и младшем школьном возрасте//Психолого-педагогический взгляд на профессионально – ориентированное образование сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2018. – С. 72-75.
  3. Корнеева, Г.А. Теоретические основы формирования понятия числа у детей дошкольного возраста/Г.А. Корнеева // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. – М., 2011. – С. 108 –116.
  4. Корнеева, Г.А., Родина, Е.В. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г.А. Корнеева, Е.В. Родина //Дошкольное воспитание. – 2010. – №3.-С. 46-49.
  5. Мальцева, И.В.. Математика для дошкольников от А до Я [Текст] : [для чтения взрослыми детям] / И. В. Мальцева. – Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 69 с.
  6. Мусабаева Г.Л.В. Особенности урока математики в детском саду//Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. Т. 13. № 11-13 (31). – С. 51-55.
  7. Муханова А.К. Формирование понятия “цифра” у дошкольника в процессе обучения счету//Актуальные вопросы современной науки Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Рудакова. 2014. – С. 70-73.
  8. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников : методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – 4-е изд., доп. и перераб. – Москва : Ювента, 2010. – 223
  9. Подкорытова А.В., Чебыкин Е.В. Формирование представлений о числе у дошкольников с нарушениями интеллекта//Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. 2011. – С. 102-104.
  10. Шукшина С.Е., Гончарова К.В. Развитие элементов логического мышления у детей6-7 лет в процессе формирования понятия числа//Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования. 2017. – С. 7-12.
  11. Шукшина, С.Е. Организация процесса математического развития дошкольников с учетом положений ФГОС ДО / С.Е. Шукшина. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения – 2014.– № 5. – С.4-11.
Психолого-педагогические условия формирования понятия числа у детей