автор: Сорокина Светлана Михайловна
Преподаватель специальных дисциплин ГОУ ВО МО “Государственного гуманитарно-технологического университета” Промышленно-экономического колледжа
Взаимодействие субъектов образования
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
С.М. Сорокина
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Промышленно-экономический колледж, г.о. Орехово-Зуево, РФ
E-mail: sova_drezna@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме взаимодействия субъектов образования.
Ключевые слова: социальный заказ, педагог, обучающийся, родитель.
В аспекте инновационных процессов в образовании проблема моделирования процесса взаимодействия участников образовательных отношений является на сегодняшний момент чрезвычайно актуальной в практике, и к сожалению, малоизученной в теории.
Согласно статьи 2 Закона об образовании, участниками образовательных отношений необходимо считать обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и их представителей, организации, осуществляющих образовательную деятельность.[1]
Следует отметить, что взаимодействие участников образовательных отношений направлено на удовлетворение потребностей современного общества в профессионалах различных сферах деятельности человечества. В статьях Скударевой Г.Н. и Осининой Т.Н. эта потребность называется социальным заказом. Они объясняют социальный заказ, как конкретную общественную потребность, актуальную для общества в целом и для определенной его части, которая выражается в решении общественно и индивидуально значимых вопросов.[7]
Изучая работы Сысоевой Е.В., выделим основные направления взаимодействия участников образовательных отношений:
- Использование возможностей образовательной организации для раскрытия способностей обучающихся;
- Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности обучающихся;
- Развитие научно-исследовательской деятельности педагогов;
- Критическая самооценка педагога результатов своей деятельности;
- Формирование и развитие активности родителей в совместной работе с образовательной организацией;
- Развитие информационного пространства образовательных организаций и т.д.[9]
Образовательные организации разных уровней не всегда активно привлекают к взаимодействию родителей несовершеннолетних обучающихся, а это наиболее важный участник вышеуказанного процесса. Именно родители «получат», в конце концов, тот результат, который под воздействие участников образовательного процесса сформируется. Роль родителей в развитии и помощь в саморазвитии обучающихся наиболее важна. Поэтому одной из важнейших предпосылок успешности развития образования активно выступает развитие общественного участия в управлении образованием. Данная необходимость продиктована:
- Открытости образования как государственно-общественной системы;
- Развитие модели коллективной ответственности в сфере образования, к усилению роли и взаимодействию всех субъектов образовательной деятельности.
Не менее важным выступает взаимодействие педагога и обучающегося. Поэтому образовательной организации следует очень тщательно решать кадровый вопрос. Многие образовательные организации предпочитают работать со зрелым педагогическим составом, где молодым перспективным педагогам практически нет возможности реализовать себя. Но скорость развития общества покажет таким руководителям, что их мнение было ошибочно и непредусмотрительно.
Сегодняшняя экономическая ситуация в стране не всегда позволяет родителям быть полноценным участником развития и воспитания своего ребенка. Но каждый родитель должен понимать, что время воспитания быстро заканчивается и его можно окончательно упустить, следуя за удовлетворением физиологических потребностей себя и своего ребенка. Родители являются неотъемлемой частью образовательного процесса и образовательная организация должна предпринять все возможные попытки вовлечения их во взаимодействие. Родительских собраний здесь недостаточно. Нужно проводить индивидуальные беседы, приглашать на внеурочные занятия, где родитель совместно со своим ребенком будет решать квесты, задачи и дополнительно развивать коммуникативное взаимодействие со своим ребенком. Такие занятия смогут помочь родителям понять проблемы своих детей, увидеть работу педагогического состава и совместно найти способы решения сложностей, появляющихся в процессе взаимодействия участников образовательных отношений.
Динамика развития процесса образования и его движение во многом зависит от взаимодействия его участников, взаимоотношения возникающие между ними. Взаимная активность всех участников образовательного процесса наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие.
Под педагогическим взаимодействием следует понимать сложный процесс, состоящий из множества компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогическим взаимодействий. Ключевым является человеческое общение, как средство достижения взаимопонимания между людьми. Избегать необходимо одностороннюю передачу информации, которая, к сожалению, наиболее распространена в педагогической практике. [4]
Индивидуальное развитие обучающихся возможно только при наличии единой воспитательной среды, в которой один из первых факторов влияния на развитие ребенка оказывает семья. В ней изначально формируется индивидуальность обучающегося. Образовательные организации выполняют функции расширения и развития воспитательных возможностей семьи, осуществления педагогического просвещения и т.д. [8]
Следует отдельно выделить, что семейное воспитание должно находиться в гармонии с системной образования, чтобы не было противостояния образовательной организации и семьи. Достичь этого можно только при регулярном взаимодействии семьи и образовательной организации. Но подход к организации взаимодействия педагогов и родителей только как воспитателей является узким и не отвечает социальному заказу.
Для успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса необходимо наличие единой цели. Уже на данном этапе у участников образовательного процесса появляются разногласия и часто они носят противоположный характер. Здесь стоит опираться не на личные потребности родителей (опекунов), а на потребности общества в тех или иных профессиях (специальностях), учитывая при этом возможности обучающихся. Но, для проработки и обсуждения единой цели, необходимо собрать всех заинтересованных лиц в едином пространстве и если использовать современные технические возможности, то сделать это будет гораздо проще.
Для реализации процесса взаимодействия потребуются органы организации и руководства. Они уже существуют в каждом образовательной организации, но чаще носят характер «невмешательства». Права и обязанности родительского комитета должны четко выполняться, авторитарная система управления образованием должна остаться в прошлом.
Для достижения цели участники образовательного процесса должны определиться с разделением труда, что и в какой последовательности должен делать каждый.[3]
В современных экономических условиях, на протяжении всего периода обучения образовательная цель может измениться. Именно поэтому образовательные организации, совместно с родителями и работодателями должны вести частый диалог и искать пути решения различных задач, появляющихся на их пути. В конечном счете, ни школа, ни родители не смогут трудоустроить молодого специалиста, если весь ход образовательного процесса не был согласован с будущим работодателем. Только он знает, какой специалист ему нужен.
Проблема работодателей заключается в том, что специалист в той или иной области им требуется сейчас, а не через 10-15 лет. Поэтому вовлечь работодателя во взаимодействие с участниками образовательного процесса является самым труднодостижимым, а подчас просто невозможным. В результате многие усилия взаимодействия участников образовательного процесса становятся безуспешными, т.к. работодатель подключается к процессу образования только на конечном его этапе. Предъявляя много претензий к качеству подготовки выпускника, при этом имея возможность откорректировать процесс его обучения практически с дошкольных образовательных организаций.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018)
- Бутенко Н.В. Моделирование процесса педагогического взаимодействия субъектов в контексте детской творческой деятельности // Сибирский педагогический журнал №3/2014. С-40-44
- Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы — М.: Сентябрь, 2016. — 192 с.
- Общая педагогика : учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» ; авт.-сост. Т.Н. Таранова, А.А. Гречкина. – Ставрополь : СКФУ, 2017. – 151 с. : ил. – Библиогр.: с. 149. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467129(09.03.2018)
- Скударева Г.Н. Механизмы общественного участия в современном российском образовании // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета 2016, №3 (2016). С. 60-66
- Скударева Г.Н., Немова Ю.Ю. Социальный заказ на развитие интеллектуальных и творческих ресурсов общества // Современное гуманитарное образование и иностранный язык 2016. С. 51
- Скударева Г.Н., Осинина Т.Н. Социальный заказ на непрерывное педагогическое образование // Проблемы современного педагогического образования 2017 №57-1. С. 200-209
- Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : электронное учебное пособие / Г.Г. Солодова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. – 55 с. – ISBN 978-5-8353-2156-8 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (02.03.2018)
- Сысоева Е.В. Моделирование системы управления при взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагогический журнал. 2017. Том 7. №1А. С.57-68.