автор: Сотникова Ольга Александровна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «основная общеобразовательная школа № 25 имени Почетного гражданина Динского района Братчиковой Марии Петровны»
САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА
СТАТЬЯ
САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА
Автор: Сотникова Ольга Александровна,
Учитель начальных классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «основная общеобразовательная школа № 25 имени Почетного гражданина Динского района Братчиковой Марии Петровны»
Молодой, только пришедший в школу, педагог с первых дней работы сталкивается с проблемой организации времени. Составление плана работы, технологических карт уроков, подготовка к занятиям, планирования внеурочной и внешкольной деятельности, заполнение журналов, проверка тетрадей, а также непосредственная работа с детьми и родителями – всё это требует массу времени и соответственно необходимо правильно распределить свое время. Овладение молодым преподавателем основами самоменеджмента, несомненно поможет ему в осуществлении педагогической деятельности, научит рационально использовать и распределять свое время.
Самоменеджмент — одно из перспективных направлений менеджмента, возникшее благодаря потребностям общества. На современном этапе самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур, достижения намеченных целей.
Самоменеджмент — саморазвитие человека как личности и организация его деятельности. Он помогает выполнять работу с минимальными затратами, лучше организовать работу, впоследствии, получить лучшие результаты, уменьшить загруженность и, как результат, уменьшить стрессовые ситуации и спешку.
Цель самоменеджмента заключается в умении сознательно управлять деятельностью, планировать и регулировать ее, самостоятельно преодолевать внешние обстоятельства. В том, чтобы оптимально использовать все имеющиеся ресурсы, сократить затраты времени и сил на выполнение определенной работы, повышая при этом ее результативность. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным».
Нельзя смешивать понятия «самоменеджмент педагога» и «педагогический менеджмент». Педагогический менеджмент — совокупность принципов, методов, форм и технологических приемов управления образовательной организацией, ориентированный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса. Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присуще только ему закономерности. Специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, орудия, продукта и результата труда менеджера — педагога. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность.
Работая над темой эссе, я стремилась рассмотреть возможности самоменеджмента в становлении молодого педагога. Это крайне актуально для меня и моих однокурсников, так как мы делаем первые шаги в профессии. Для самоменеджмента педагога важно многое: внешний вид; личностные и профессиональные качества; самооценка; способность к целеполаганию, то есть определению перспективных планов, постановке точных, конкретных целей, выявлению реальных путей и способов их осуществления; умение ранжировать задачи; способность к концентрации личностных ресурсов на том, что должно быть достигнуто; планирование и распределение рабочего времени; разумное использование информации и коммуникации; сохранение здоровья и тому подобное.
В работе молодого учителю существуют следующие проблемы, напрямую связанные с навыками самоменеджмента, например, такие как: неумение управлять собой, нерациональное использование времени, отсутствие навыка самопрезентации, перерасходование сил и эмоций, многое другое.
В ходе работы над темой эссе мы выяснили, что овладение эффективным самоменеджментом — это умение последовательно выполнять определенные функции [4]. Для педагога, на наш взгляд, это означает наличие умений:
- Постановки и анализа личных и профессиональных целей, что зачастую взаимосвязано. Профессиональное совершенствование согласовывается с личным стремлением к карьерному росту.
- Планирование деятельности. Это, с одной стороны, является профессиональной обязанностью (планы работы, поурочные планы и пр.), но и важным навыком самоменеджмента. Отсутствие хаоса в деятельности и планах учителя играет значительную роль в формировании его положительного имиджа в глазах участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, коллег, администрации).
- Расстановка приоритетов по предстоящим делам. Учитель вынужден работать в условиях многозадачности и неумение их ранжирования по степени важности неминуемо приведет к возникновению авральных ситуаций. Здесь учитель может применить АБВ-анализ, подразделяя планируемое на три группы с помощью букв А, Б и В: важнейшие задачи, важные задачи, наименее важные. Наибольшая сложность для меня, как молодого педагога — систематизировать важность задач и установить их очередность. Тем более каждый новый рабочий день «подбрасывает» новые и часто нестандартные проблемы, не вписывающиеся в систематизацию. Но это, надеюсь, научусь делать с опытом. Для этого я планирую воспользоваться матрицей Эйзенхауэра, в которой все задачи классифицируются по степени важности и срочности. Это позволит научиться грамотно распоряжаться своим временем и эффективно выполнять педагогические задачи.
- Реализация и организация деятельности своей и учеников, самоконтроль и корректировка целей. Ведь неумение педагога организовывать свою деятельность повредит не только (и не столько) ему, но, что важнее на мой взгляд, его ученикам. Во время обучения в колледже я усвоила: плохо организованный образовательный процесс – малоэффективен, не позволяет полноценно формировать УУД школьников.
Наиболее важно, на мой взгляд, обратить внимание на следующие аспекты самоменеджмента педагога: 1) тайм – менеджмент, 2) формирование имиджа педагога в связи с информационной компетентностью учителя, 3) гендерная принадлежность основной части педагогов. Первый аспект традиционен для менеджмента, но не теряет актуальности. Второй и третий аспекты практически не рассматриваются исследователями, но мне они представляются крайне важными, и я постараюсь в своей работе это обосновать.
Первый аспект. Современный учитель трудится в условиях многозадачности, перманентного внедрения инноваций в образовательный процесс. Без умения четко планировать деятельность (свою и, как следствие, обучающихся) невозможна полноценная реализация ФГОС.
Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности быстрой адаптации к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности – отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. По этой причине необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей. В этом преподавателю помогут навыки самоменеджмента, они помогут не только добиваться поставленных целей в работе, но и просто находить время для себя. Поэтому тайм — менеджмент необходим педагогу для максимального использования собственных возможностей, сознательного и рационального управления собственной жизнью.
Тайм-менеджмент представляет собой совокупность технологий планирования деятельности для более эффективного использования рабочего времени [5].
Второй аспект — формирование имиджа педагога в связи с информационной компетентностью учителя. Под имиджем принято понимать самопрезентацию, создание личностью собственного образа для других. Применительно к педагогу — это восприятие профессиональных, интеллектуальных, этических качеств, а также внешнего облика (стиля вербального и невербального общения, стиля одежды и пр.) участниками образовательного процесса. Стоит подчеркнуть, что имидж конкретного педагога тесно связан с проблемой имиджа образовательной организации как в глазах родителей обучающихся, так и профессионального сообщества, вышестоящих органов [1].
В современном российском обществе, эффективный самоменеджмент невозможен без использования компьютерных технологий, которые становятся обязательной компетенцией учителя. Они требуются не только на этапе планирования и организации деятельности. Мы бы хотели обратить внимание на роль информационной компетентности в формировании положительного имиджа учителя как элемента самоменеджмента. Приведу в качестве примера работу с web — сайтом учителя. Это персональный электронный ресурс (сайт в сети Интернет), в котором отражаются накапливание и оценка индивидуальных опыта и достижений педагога за определенный период времени в разнообразных видах деятельности. Здесь ведется продуктивное общение с профессиональным сообществом, родителями и учащимися посредством форума. Работа с сайтом является стимулом к самореализации и постоянному саморазвитию (элементы самоменеджмента). Учитель, имеющий функциональный сайт, воспринимается коллегами и родителями обучающихся как более компетентный, трудолюбивый, продуктивный и, говоря современным языком, продвинутый. Web — сайт – действенный цифровой инструмент самопрезентации. Он несомненно влияет на формирование положительного профессионального имиджа.
Третий аспект — гендерная принадлежность основной части педагогов. Большая часть педагогов образовательных организаций — женщины. В рамках данного эссе мы не ставим задачу социальной оценки данного факта. Но хотим высказать предположение, что самоменеджмент педагога – женщины имеет некоторые особенности. Они заключаются:
- В большей значимости имиджевой составляющей для учителей -женщин, чем для мужчин. Положительная оценка со стороны участников образовательного процесса (в том числе – внешнего облика) повышают уверенность в себе молодого педагога, являются дополнительным профессиональным стимулом.
- Женщины (вне зависимости от профессиональной деятельности) являются менее стрессоустойчивыми. Работа педагога априори не относится к числу спокойных. Поэтому навык четкого планирования, самоконтроля и осуществления хорошо организованной деятельности (следовательно – самоменеджмента) способствует избеганию стрессов и перегрузок.
Первый шаг, чтобы разобраться с данными проблемами, сделать трудно. Нередко мы не только не умеем, но и не хотим организовывать себя и свое время, деятельность. Всем известно: если человек хочет – он делает, если не хочет, он придумает сотню причин и препятствий. Для формирования навыка самоменеджмента требуется много усилий, сил воли, времени, но потом эта самоорганизация становится частью повседневной жизни и помогает существенно экономить время, силы, здоровье.
Овладеть самоменеджментом не так просто, но начинать надо все-таки с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая реализация.
Мне, как молодому педагогу, необходимо не только самой владеть самоменеджментом, но и уметь научить владеть им обучающихся. Потому что как учитель могу формировать данный навык в своих учениках. Ведь умение правильно использовать время, организовать себя лучше развивать с детства. Например, эти умения очень важны при работе на уроке, ведь обучающийся при выполнении определённой работы должен рассчитать время так, чтобы ему хватило, и он успел все выполнить. Очень важно научить учеников организовывать свое время не только на уроках, но и в жизни.
Можно сказать, что самоменеджмент педагога — непрерывная работа над собой. Речь не только о формировании определенных профессиональных навыков и умения эффективно распределять свое время, так же имеется в виду что это работа по развитию личностного потенциала. Эта работа может помочь стать уверенным в себе, научиться сохранять самообладание в стрессовых ситуациях и быть организованным в независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени. Я убеждена – без развития навыков самоменеджмента сегодня невозможно стать высокопрофессиональным и самореализованным педагогом.
Список литературы
- Гайдукова, И.Б. Основные компетенции личной эффективности руководителя [Текст] / И.Б. Гайдукова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. — 2014. — № 2 (3). — С. 16.
- Иванова, А.В. Использование самоменеджмента в деятельности педагога [Текст] / А.В. Иванова, О.Н. Денисова // Фундаментальные научные исследования: сборник научных трудов по материалам XXVI Международной научно-практической конференции. – Анапа: Издательство Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 31-34.
- Ищенко, В.И. Самоменеджмент в непрерывном образовании современных педагогов [Текст] / В.И. Ищенко // Международный жкрнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-1. – С. 121-124.
- Ломанцева, А.В. Самоменеджмент и формирование имиджа государственного служащего [Текст] / А.В. Ломанцева, А.С. Илющина / ред. кол. – С.Н. Яшин, Ю.С. Ширяева // Актуальные проблемы управления: Сборник научных статей по итогам II Всероссийской научно-практической конференции. — Электронное издание. — Выпуск 2. — Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. — С.278 -283
- Максимова, Технология «таймменеджмент» в организации учебной деятельности студентов университета [Текст] / А.А. Максимова, Е.В. Митичева, Е.А. Феоктистова // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 12–4 (40). — С. 37.
- Мачигин, А. Сборник Афориз
- Пугина, В.Н. Технология самоменеджмента в самообразовании педагога [Текст] / В.Н. Пугина // Приоритетные направления развития науки и образования: Сборник материалов научно-практической конференции. – Чебоксары: Издательство Общество с ограниченной отвественностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 72-75.
- Симонова, А.А. Самоменеджмент как технология управления и саморазвития педагога [Текст] / А.А. Симонова // Инновационные проекты и программы в образовании. – Москва: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», 2019. – С. 57-65.
- Яворская, Т.И. Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов [Текст] / Т.И. Яворская // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 181-183.
