автор: Сухорученко Светлана Александровна
учитель-логопед МАДОУ “Детский сад комбинированного вида № 184”
Применение театрализованной игры в коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Учитель-логопед Сухорученко С.А.
Значение театрализованной игры:
- Правильное, грамотное использование технологии театрализованной игры дает гарантированный результат.
- Театрализованная игра выполняет следующие функции:
— лексико-образную (формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка) - — социализации (приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту);
— креативную (выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление);
— развивающе-терапевтическую (имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса), направленную на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией
Таким образом, данные функции обеспечивают комплексное аффективно-коммуникативное воздействие на коррекцию речевого развития детей с ОНР.
Особенности театрализованных игр у дошкольников с ОНР:
Многие авторы (Глухов В.П., Попова Е.А., Барковская Г.И., Хоменко С.А., Пеитрова Е.С., Малей Г.А. И др.) указывают особенности у детей с ОНР при организации театрализованных игр:
- нарушения всех компонентов речевого развития: произношения (звуки, просодика), недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, связной речи;
- нарушение психических процессов (внимание и память; общей и мелкой моторики; словесно-логическое мышление);
- нарушения эмоциональной сферы (общение, плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность);
- нарушены психофизические процессы («закомплексованность») , творческие способности (мимика, пантомимика (перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений) умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль)
Обоснование выбора технологии театрализованной игры:
- Правильное, грамотное использование технологии театрализованной игры дает гарантированный результат
- Авторы указывают на особенности театрализованной игры с детьми с ОНР
- Большое значение театрализованной игры в коррекции речи
Таким образом, применение театрализованной игры считаем целесообразным в работе по коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.
Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР:
- До того, как дети начнут играть в речевую игру, необходимо провести ряд подготовительных упражнений. Например, рассмотреть атрибуты, проверить, все ли слова текста и предметы знакомы им, трудные слова проговорить по слогам;
- Каждую речевую игру необходимо проводить многократно. Начинать игру нужно с упрощенного варианта, затем постепенно вводить новые правила;
- Театрализованные игры проводятся как речевые. Необходимо планировать и проводить словарную работу для предстоящей игры, тренировать навыки диалогической речи, отрабатывать слова сложной слоговой структуры, вопросительные и восклицательные интонации, навыки словообразования и т. д.;
- Литературный текст речевой игры вводить в активную речь детей последовательно: сначала текст полностью проговаривает педагог, затем включаются дети и проговаривают только один звук или звукоподражание, слог, слово, фразу и, наконец, дети произносят полный текст;
- В некоторых случаях текст игры можно адаптировать к речевым возможностям детей;
- В театрализованных играх необходимо всегда предъявлять речевой образец и следить за проговариванием окончаний, за соблюдением вопросительной интонации;
Специфические правила для детей с ОНР в игре:
- Использовать самые различные игры в коррекционной работе с детьми, естественно включая их во все возможные жизненные и учебные ситуации;
- При планировании и проведении игр с речевыми целями ориентироваться на тематическую разверстку и перспективный план;
- На первом году обучения во всех играх ведущая роль принадлежит педагогу: он объясняет правила игры, следит за их выполнением, предъявляет речевой образец, организует диалог, следит за интонациями и падежными окончаниями;
- Организатор игры не должен злоупотреблять исправлениями речи детей при ее проведении, устойчивые ошибки фиксируются и отрабатываются на занятиях и в специально организованных ситуациях;
- В группе должен быть дифференцированный перечень игр для детей возбужденных, импульсивных, расторможенных, медлительных, быстро утомляющихся, с низкой переключаемостью внимания.
Условия в логокабинете по организации
театрализованной игры:
- Наличие ширм (настольных, напольных (по возможности))
- Атрибуты к сказкам (шапочки, эмблемы и др.)
- Копилка игр по лексическим темам по направлениям речевого развития
- В младшем дошкольном – насыщение предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).
- В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями.
- Старший дошкольный возраст – предметно-игровая среда пополняется полифункциональным игровым материалом (карта-макет игрового пространства). Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
Примеры театрализованных игр в работе по коррекции речи у детей с ОНР
3-4 лет
«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;
Кукушка кукует:
– Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует:
– Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет:
– Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит
В ночи:
– Угу!
А рыба молчит —
Ни гу-гу.
Педагог предлагает детям выбрать шапочки героев и поиграть – показать как поет его герой.
Реализуемые речевые задачи:
- Обогащение словаря (существительные (кукушка, голубь, петух…), глаголы (кукует, воркует…))
- Звукоподражания
- Ориентировка в пространстве
4-5 лет
Инсценировка рассказа В. Бианки. «Лис и мышонок»;
Педагог предлагает детям поиграть в сказку В. Бианки. Он приглашает детей (по желанию) на роль Мышонка и Лиса.
– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, Лис, прятаться.
– Мышонок, Мышонок, ведь я тебя подстерегу!
– А у меня в норке спаленка.
– Кушать захочешь – вылезешь.
– А у меня в норке кладовочка.
– Мышонок, Мышонок, а я ведь твою норку разрою.
– А я от тебя в отнорочек, да и был таков!
Реализуемые речевые задачи:
- Автоматизация поставленных звуков и слоговой структуры слов (от-че-во, гряз-ный, зем-лю, нор-ку…)
- Активизация словаря (предметов (земля, норка, спаленка, кладовочка…), действий (копал, прятаться, подстерегу, разрою…), признаков (грязный)
- Совершенствование диалогической формы речи
- Просодическая сторона речи (интонация, высота голоса)
- Ориентировка в пространстве\
- Грамматический строй речи (предлоги В, ОТ, У; согласование во фразе сущ.+прил., сущ.+гл.; ум.-ласкат. форма сущ., приставочных глаголов (подстерегу), сущ. – отнорочек)
5-6 лет
ВЫШЕ ВСЕХ (Михаил Спартакович Пляцковский)
Прибил человек на крыше большого кирпичного дома тоненькую антенну, чтобы радиоприёмник слушать. Посмотрела она вниз и пропищала тихим голоском:
— Эй, телеграфный столб! Хоть ты и высокий, а я зато выше всех!
В это время проплывало над крышей белое облако. Услыхало оно слова эти и засмеялось:
— Ха-ха-ха! Замолчи, хвастунишка! Нет никого выше меня!
— Что ты, облако! Я выше всех! — прогудел в небе самолёт, качнув серебристыми крыльями. С земли он казался чуть приметной точкой.
Долго ещё спорили между собой антенна, облако и самолёт. А сверху глядело на них краснощёкое солнышко. Наконец оно не выдержало и вступило в разговор:
— Хватит вам ссориться, друзья! Ведь каждому ясно, что я выше всех на свете!
— Ты, наверно, забыло про нас, золотое солнышко! — хором пропели издалека зелёные звёзды. — Мы выше всех в целом мире!
А человек молча слушал этот спор и улыбался. Он знал, что если захочет, то сможет полететь выше тоненькой антенны, выше белого облака и даже выше зелёных звёзд!
Педагог разучивает с детьми старшего возраста сказку и предлагает показать ее младшим детям.
Реализуемые речевые задачи
- Автоматизация поставленных звуков и слоговой структуры слов
- Активизация словаря (предметов, действий, признаков, наречий)
- Совершенствование монологической и диалогической форм речи
- Просодическая сторона речи (интонация, высота голоса)
- Грамматический строй речи
- Ориентировка в пространстве
- Подготовка к овладению элементами грамоты (использование букв в атрибутах игры)