автор: Сухорученко Светлана Александровна

учитель-логопед МАДОУ “Детский сад комбинированного вида № 184”

Применение театрализованной игры в коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОНР

                                                 Учитель-логопед Сухорученко С.А.

Значение театрализованной игры:

  • Правильное, грамотное использование технологии театрализованной игры дает гарантированный результат.
  • Театрализованная игра выполняет следующие функции:
    — лексико-образную (формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка)
  • — социализации (приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту);
    — креативную (выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление);
    — развивающе-терапевтическую (имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса), направленную на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией

Таким образом, данные функции обеспечивают комплексное аффективно-коммуникативное воздействие на коррекцию  речевого развития детей с ОНР.

Особенности театрализованных игр у дошкольников  с ОНР:

Многие авторы (Глухов В.П., Попова Е.А., Барковская Г.И., Хоменко С.А., Пеитрова Е.С., Малей Г.А.  И др.) указывают особенности у детей с ОНР при организации театрализованных игр:

  • нарушения всех компонентов речевого развития: произношения (звуки, просодика), недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, связной речи;
  • нарушение психических процессов (внимание и память; общей и мелкой моторики; словесно-логическое мышление);
  • нарушения эмоциональной сферы (общение, плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность);
  • нарушены психофизические процессы («закомплексованность») , творческие способности (мимика, пантомимика (перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений) умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль)

Обоснование выбора технологии театрализованной игры:

  • Правильное, грамотное использование технологии театрализованной игры дает гарантированный результат
  • Авторы указывают на особенности театрализованной игры с детьми с ОНР
  • Большое значение театрализованной игры в коррекции речи

Таким образом, применение театрализованной игры считаем целесообразным в работе по коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.

Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР:

  • До того, как дети начнут играть в речевую игру, необходимо провести ряд подготовительных упражнений. Например, рассмотреть атрибуты, проверить, все ли слова текста и предметы знакомы им, трудные слова проговорить по слогам;
  • Каждую речевую игру необходимо проводить многократно. Начинать игру нужно с упрощенного варианта, затем постепенно вводить новые правила;
  • Театрализованные игры проводятся как речевые. Необходимо планировать и проводить словарную работу для предстоящей игры, тренировать навыки диалогической речи, отрабатывать слова сложной слоговой структуры, вопросительные и восклицательные интонации, навыки словообразования и т. д.;
  • Литературный текст речевой игры вводить в активную речь детей последовательно: сначала текст полностью проговаривает педагог, затем включаются дети и проговаривают только один звук или звукоподражание, слог, слово, фразу и, наконец, дети произносят полный текст;
  • В некоторых случаях текст игры можно адаптировать к речевым возможностям детей;
  • В театрализованных играх необходимо всегда предъявлять речевой образец и следить за проговариванием окончаний, за соблюдением вопросительной интонации;

Специфические правила для детей  с ОНР в игре:

  • Использовать самые различные игры в коррекционной работе с детьми, естественно включая их во все возможные жизненные и учебные ситуации;
  • При планировании и проведении игр с речевыми целями ориентироваться на тематическую разверстку и перспективный план;
  • На первом году обучения во всех играх ведущая роль принадлежит педагогу: он объясняет правила игры, следит за их выполнением, предъявляет речевой образец, организует диалог, следит за интонациями и падежными окончаниями;
  • Организатор игры не должен злоупотреблять  исправлениями речи детей при ее проведении, устойчивые ошибки фиксируются и отрабатываются на занятиях и в специально организованных ситуациях;
  • В группе должен быть дифференцированный перечень игр для детей возбужденных, импульсивных, расторможенных, медлительных, быстро утомляющихся, с низкой переключаемостью внимания.

Условия в логокабинете по организации
театрализованной игры:

  • Наличие ширм (настольных, напольных (по возможности))
  • Атрибуты к сказкам (шапочки, эмблемы и др.)
  • Копилка игр по лексическим темам по направлениям речевого развития
  • В младшем дошкольном – насыщение предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).
  • В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями.
  • Старший дошкольный возраст – предметно-игровая среда пополняется полифункциональным игровым материалом (карта-макет игрового пространства). Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

Примеры театрализованных игр в работе по коррекции речи у детей с ОНР

3-4 лет

«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;

Кукушка кукует:

– Ку-ку! Ку-ку!

Голубь воркует:

– Гу-гу! Гу-гу!

Петух зорюет:

– Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит

В ночи:

– Угу!

А рыба молчит —

Ни гу-гу.

Педагог предлагает детям выбрать шапочки героев и поиграть – показать  как поет его герой.

Реализуемые речевые задачи:

  • Обогащение словаря (существительные (кукушка, голубь, петух…), глаголы (кукует, воркует…))
  • Звукоподражания
  • Ориентировка в пространстве

4-5 лет

Инсценировка рассказа В. Бианки. «Лис и мышонок»;

Педагог предлагает детям поиграть в сказку В. Бианки. Он приглашает детей (по желанию) на роль Мышонка и  Лиса.

– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, Лис, прятаться.
– Мышонок, Мышонок, ведь я тебя подстерегу!
– А у меня в норке спаленка.
– Кушать захочешь – вылезешь.
– А у меня в норке кладовочка.
– Мышонок, Мышонок, а я ведь твою норку разрою.
– А я от тебя в отнорочек, да и был таков!

Реализуемые речевые задачи:

  • Автоматизация поставленных звуков и слоговой структуры слов (от-че-во, гряз-ный, зем-лю, нор-ку…)
  • Активизация словаря (предметов (земля, норка, спаленка, кладовочка…), действий (копал, прятаться, подстерегу, разрою…), признаков (грязный)
  • Совершенствование диалогической формы речи
  • Просодическая сторона речи (интонация, высота голоса)
  • Ориентировка в пространстве\
  • Грамматический строй речи (предлоги В, ОТ, У; согласование во фразе сущ.+прил., сущ.+гл.; ум.-ласкат. форма сущ., приставочных глаголов (подстерегу), сущ. – отнорочек)

5-6 лет

ВЫШЕ ВСЕХ  (Михаил Спартакович Пляцковский)
      Прибил человек на крыше большого кирпичного дома тоненькую антенну, чтобы радиоприёмник слушать. Посмотрела она вниз и пропищала тихим голоском: 
      — Эй, телеграфный столб! Хоть ты и высокий, а я зато выше всех! 
      В это время проплывало над крышей белое облако. Услыхало оно слова эти и засмеялось: 
      — Ха-ха-ха! Замолчи, хвастунишка! Нет никого выше меня! 
      — Что ты, облако! Я выше всех! — прогудел в небе самолёт, качнув серебристыми крыльями. С земли он казался чуть приметной точкой. 
      Долго ещё спорили между собой антенна, облако и самолёт. А сверху глядело на них краснощёкое солнышко. Наконец оно не выдержало и вступило в разговор: 
      — Хватит вам ссориться, друзья! Ведь каждому ясно, что я выше всех на свете!
      — Ты, наверно, забыло про нас, золотое солнышко! — хором пропели издалека зелёные звёзды. — Мы выше всех в целом мире! 
      А человек молча слушал этот спор и улыбался. Он знал, что если захочет, то сможет полететь выше тоненькой антенны, выше белого облака и даже выше зелёных звёзд! 

Педагог разучивает с детьми старшего возраста сказку и предлагает показать ее младшим детям.

Реализуемые речевые задачи

  • Автоматизация поставленных звуков и слоговой структуры слов
  • Активизация словаря (предметов, действий, признаков, наречий)
  • Совершенствование монологической и диалогической форм речи
  • Просодическая сторона речи (интонация, высота голоса)
  • Грамматический строй речи
  • Ориентировка в пространстве
  • Подготовка к овладению элементами грамоты (использование букв в атрибутах игры)
Применение театрализованной игры в коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОНР.