автор: Сушкова Наталия Юрьевна
воспитатель
МДОУ «ЦРР-детский сад №101 «Жар-птица»

Формирование семейных ценностей для дошкольников в условиях ДОУ.

Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль М. А. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей.

Самое большое сокровище в жизни – это семья.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.

На сегодняшний день отмечается динамичное изменение нашего общества, забываются и обесцениваются многие традиции семейного воспитания, чаще встречаются случаи распада семей, изменяется роль родителей в процессе первичной социализации, духовно-нравственном воспитании, отмечается тенденция отстранения членов семьи от ответственности за ребёнка, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Эти негативные факторы накладывают отпечаток на процесс формирования личности ребенка, а также на развитие общества.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.

Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.

Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

При формировании семейных ценностей у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Можно использовать: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.

Для формирования семейных ценностей у дошкольников в дошкольном учреждении можно проводить следующие мероприятия:

  1. Семейные художественно – творческие проекты:

       «Герб семьи;

       «Генеалогическое древо семьи»;

       «Самый счастливый день нашей семьи»;

       «Мой ребёнок с самых пелёнок»;

       «Маленькие открытия в моей большой семье» и т.д.

2..Выставки семейного творчества:0

       «Золотые руки наших мам»;

       «Папа может всё что угодно…»;

       «Чудеса для детей из ненужных вещей».

  1. Мини – выставки семейных реликвий:

       «Еще идут старинные часы»;

       «Елочные игрушки наших мам и пап»;

       «Тайны старого чердака».

  1. Фотоколлажи:

       «Моя семья – будни и праздники»;

       «Родные, близкие, любимые…»;

       «Здоровый ребенок в здоровой семье».

Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становятся «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Дошкольники способны дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей дошкольного возраста.

Главный результат, на который должна быть направлена наша работа, – усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.

0

Формирование семейных ценностей для дошкольников в условиях ДОУ.