автор: Сырая Ольга Сергеевна
учитель физической культуры
Пути активизации познавательной деятельности ребенка на уроках физической культуры
О.С. Сырая
Пути активизации познавательной деятельности ребенка на уроках физической культуры
Аннотация: В статье представлена модель созданного в гимназии единого образовательного пространства, позволяющего комплексно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с учащимися, тем самым способствовать развитию у них познавательной активности. Авторы определяют условия для проявления познавательной активности, раскрывают пути активизации познавательной деятельности.
Ключевые термины: познавательная активность, познавательный интерес, познавательная деятельность, мотивация обучения, практико-ориентированная направленность, внеурочные формы работы.
Активизация познавательной активности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, двигательная пассивность. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной активности способствует развитию познавательного интереса.
Важным приемом активизации познавательной активности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения. Мотивы, побуждающие к приобретению знаний и умений, могут быть различными. Однако, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Он осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, более значим, потому является действенным. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности – познавательный интерес.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Повышение познавательной активности учащихся происходит в течение всего дня. Обязательную двигательную нагрузку каждого ребенка составляют урочные формы работы. Показательным для современного эффективного урока является разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону. Во время проведений уроков по физической культуре мы стараемся разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем. Для этого используем скипинг, игровые приемы, стретчинг, дыхательную гимнастику, аутогенную тренировку, построение гимнастических пирамид, сюжетно-игровые уроки, уроки с применением ИКТ, комплексы упражнений для формирования правильной осанки, стихотворные комплексы точечного массажа и самомассажа.
При работе с классом в условиях урока необходимо в первую очередь целенаправленно воспитывать внутренние положительные мотивы занятий физическими упражнениями. Начинать можно с применения игровых комплексов, которые каждый учитель может составить самостоятельно. Содержание игровых комплексов предполагает подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в парах и др. Игровые комплексы всегда создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.
Начиная с первых уроков в школе, мы учим детей делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается, что это значит?
Широко применяем скипинг (прыжки на скакалке) на уроках в связи с тем, что он не требует большого пространства, сложного инвентаря, прост в обучении и бесспорно интересен детям. И еще огромный плюс этого занятия в том, что он помогает почувствовать себя на равных с остальными даже тем детям, которые не особенно быстры, сильны в других видах спорта. Особенный интерес вызывают у учащихся прыжки на длинной скакалке. Групповые прыжки на длинной скакалке позволяют продемонстрировать не только индивидуальные качества, но и чувство локтя, товарищества, умение работать в коллективе.
Использование на уроках продуктов информационных технологий вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом. Особую значимость приобретает использование ИКТ на уроках у учителей, которые в силу возраста, состояния здоровья или физической подготовленности не могут правильно показать особенности техники или тактики при обучении двигательным действиям.
Завершающим уроком раздела гимнастика является любимая всеми учениками групповая работа – построение пирамид. Здесь решающее значение в оценивании работы микрогруппы имеет эстетическое оформление. При таком построении урока даже учащиеся подготовительной группы имеют возможность стать полноценными участниками коллективной работы, реализуя ситуацию успеха и повышая мотивацию к дальнейшим занятиям физической культурой.
В заключительной части урока под музыку проводим с учениками элементы аутогенной тренировки – упражнения сюжетного воображения. Их цель — создать состояние покоя, внутреннего комфорта, отдыха.
Очень большой интерес у детей младшего школьного возраста вызывает звуковая дыхательная гимнастика.
Сюжетно – игровой урок дает возможность более разнообразить работу учителя, а элементы интеграции способствуют развитию познавательного интереса. Использование межпредметных связей позволяет не только заинтересовывать ребят выполнением упражнения, но и проверить их знания, полученные на уроках по другим предметам. Всё это повышает познавательную активность учащихся и показывает, что мало обладать сильными мышцами, надо ещё уметь думать и грамотно применять свои знания.
Активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы. Одной из форм работы учителя, стимулирующей познавательную активность учащихся, мы считаем вовлечение их в участие в предметных дистанционных олимпиадах, викторинах и конкурсах-играх. Существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. К этой категории можно отнести как одаренных детей, так и детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности и слабое здоровье. Для последних участие в дистанционных олимпиадах является, чуть ли не единственным способом создания «ситуации успеха» в данной предметной области. А повышение уровня знаний в области здоровьесбережения дает им стимул к самосовершенствованию. К сожалению, не все дети имеют возможность участвовать в платных олимпиадах. Но и тут мы нашли выход из ситуации. На теоретических уроках и во внеурочное время мы проводим с учащимися школьную олимпиаду по заданиям, присланных дистанционных олимпиад. Итоги подводим в классе, вместе с детьми анализируя задания, которые вызвали у них особые затруднения. Ученики, занявшие призовые места в различных конкурсах и олимпиадах стимулируются грамотами, которые торжественно вручаются на общешкольной линейке, а родители получают благодарственные письма.
Очень нравятся нашим ученикам творческие проекты, которые они готовят дома, а потом защищают в классе. Это создание кроссвордов на тему физической культуры и здорового образа жизни, написание сочинений о придуманном ими виде спорта, который дети хотели бы включить в олимпиаду. А какие стихи и загадки приносят наши ученики! Совместно с детьми мы разрабатываем сценарии спортивных праздников и агитбригад. Несомненно, это очень стимулирует их познавательную активность.
Совсем недавно в России стала проводиться Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации. В тоже время участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, повышению их познавательной активности. С каждым годом в гимназии растет число участников школьного этапа Всероссийской олимпиады. Наши ученики не боятся пробовать свои силы и стремятся оказаться в числе тех, кому будет доверено защищать честь гимназии на муниципальном уровне. Результативность выступления учащихся гимназии на муниципальном и краевом этапе Всероссийской олимпиады школьников достаточно высока, что говорит о том, что наша работа ведется в правильном направлении.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций. Учителями физкультуры по плану спортивно-массовой работы гимназии проводятся огромное количество соревнований. Возникает острая необходимость в привлечении к организации и судейству школьных соревнований активистов – спортсменов, членов спортивного клуба «Чемпион». В школе ежегодно реализуется проект «Спортсмен – общественник», целью которого стала подготовка судей по различным видам спорта среди учащихся. Дети с готовностью откликнулись на предложение педагогов и под нашим руководством осуществляют судейство соревнований и осуществляют помощь педагогам на уроках физической культуры.
Школа наш второй дом, привычно говорим мы. Только, почему-то, в этом доме нет родителей, которые все меньше времени уделяют детям и их здоровью. Мы пытаемся исправить эту ситуацию. Наиболее активные родители входят в состав клуба «Чемпион». Заинтересованность и поддержка родителей в начинаниях ребенка, совместное посещение занятий и тренировок идет на пользу всем. Стали традиционными спортивные состязания “Папа, мама и я – спортивная семья”. Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.
Все эти формы организации в комплексе позволяют повысить познавательную активность моих учеников, как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности. Слова Брюса Ли, наиболее точно отражают наше отношение к процессу обучения и воспитания: «Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам».