автор: Сыроежкина Наталья Вадимовна

Старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида №46 г.Камышина

тема: Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

 

Музейная педагогика в  образовательном пространстве

дошкольного образовательного учреждения

                                                                                                                                     

    Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности  в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Основная цель музейной педагогики в детском саду:  вовлекать детей в активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и учебную мотивацию, что соответствует требованиям ФГОС ДО.  Средствами мини-музея создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности — приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

Основная цель нашего мини-музея « Русская изба» – введение дошкольников в особый, самобытный мир народной культуры путём его действенного познания.

Задачи:

-расширять представления детей о содержании музейной культуры;

формировать  начальное чувство Родины  – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям;

-учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории  русской народной культуры.

-формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

-развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох.

Деятельность   мини-музея « Русская изба» строится по следующим направлениям:

жизнь человека в истории и культуре (труд, быт, обычаи и традиции); общественная и историческая жизнь страны; православный календарь; народный земледельческий календарь; региональный компонент (знакомство с Нижнем Поволжьем); различные жанры фольклора; декоративно-прикладное искусство; «Театр  Петрушки»; поверья русского народа.

Методические формы экскурсионной работы с детьми  в условиях мини-музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, викторин, познавательных бесед, организация выставок, проведение народных праздников, развлечений, тематических вечеров, театрализованных представлений, подвижных народных игр, посиделок  с родителями. Реализуются такие методы работы как: дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации, этнокарты с загадками, шарадами и ребусами. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольников. Они привлекаются к проведению экскурсий по мини-музею для воспитанников ДОУ и родителей.
      В результате проводимой работы  у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве сформировано ценностное отношение к родному краю, истории, появился интерес к музеям и выставкам. Развито  образное воображение, связная речь, дети свободно оперируют образами, они активные и эмоциональные, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в незнакомой  среде спокойней и раскрепощенней.

 

Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения