автор: Тактарова Венера Ниязовна

Учитель родного языка и литературы МБОУ “Гимназия №152” Кировского района г. Казани

Русский язык как предмет обучения

Русский язык как предмет обучения

Специфика изучения русского языка как учебного предмета заключается в том, что он одновременно и предмет, и средство обучения. Основная задача обучения русскому языку– свободное владение им.

Главная функция русского языка в школе – обучающая. Процесс обучения складывается из:

1) изучения основ науки о языке и речи (теории);

2) обучение умениям и навыкам владеть языком в устной и письменной формах во всех его функциональных разновидностях (практические умения и навыки).

Основу изучения русского языка в школе составляет фундаментальная лингвистика (языкознание), включающая все ярусы современного русского языка, его историю, диалектологию, а также смежные науки: графику, орфографию, пунктуацию, функциональную стилистику. Понятно, что школьный курс русского языка – адаптированная учебная дисциплина, приспособленная к уровню интеллектуального развития учащихся. Ее содержание – общепризнанные в лингвистике понятия. Только в 70-е годы прошлого века в школьный курс были включены лексика, словообразование и учение о словосочетании.

  • Не менее важной функцией русского языка является развивающая: его изучение тесно связано с развитием логического, абстрактного, творческого мышления и с развитием речи.

От свободного владения языком зависит весь процесс обучения в целом.

  • Большое место уделяется воспитывающей функции языка, так как благодаря познанию языка и литературы развивается эмоциональная и духовная сферы личности, расширяется кругозор, формируется мировоззрение, что повышает культурный уровень школьника в целом.
  • Русский язык также является средством приобщения к сокровищам национальной и мировой культуры (культурологическая функция).

Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены:

1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке;

2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и совершенствуя грамматический строй речи;

3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные);

4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников;
5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач;

6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества.

Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.

Развитие речи – раздел методики русского языка, изучающий методы и приемы обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи учащихся, связной речи. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Речевая деятельность имеет несколько видов:

Говорение (процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания)

Слушание ( смысловое восприятие устного высказывания)

Письмо ( смысловое восприятие устного высказывания)

Чтение (смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание).

Цель обучения связной речи – подготовить учащихся к речевому общению

в устной и письменной форме.

Задачи обучения связной речи учащихся:

овладеть нормами русского литературного языка

обогатить свой словарный запас

сформировать навыки и умения связного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

Язык и речь представляют две стороны речевой деятельности. Язык, речь и речевая деятельность взаимосвязаны, хотя имеют определенные различия.

Теория речевой деятельности рассмотрена в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева и других русских психологов и психолингвистов. Чтобы речевое развитие

ребенка проходило эффективно, необходимо четко представлять механизмы речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как

процесс восприятия и порождения высказывания.

Одним из основных элементов процесса порождения речевого высказывания является внутренняя речь:

О чем говорить? (предмет речи)

Что говорить? (содержание)

Зачем говорить? (мотив речи)

Кому говорить? (адресат)

Вывод из сказанного.

Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь – это «мысленный черновик письменной речи».

Принципы обучения связной речи:

коммуникативный (Ведущий принцип методики развития речи. Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме)

единства различия речи и мышления (Язык-средство общения и одновременно познания мира. Развивать речь ребенка значит учить его мыслительным операциям: синтезу, анализу, абстрагированию, обобщению, индукции, дедукции)

единства изучения языка и обучения речи (Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность». Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи. Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь

опора на синтаксическую модель, образец (Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении. Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел (модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами)

контекстный принцип (Анализ языковых единиц в их связях . Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами. Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней)

принцип непрерывности работы (Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка. Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся)

Обязательный минимум обучения связной речи:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов.

Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной,

явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-

смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением,

чтением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и

сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим,

просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными

источниками, включая ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,

выборочное).

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов,

отзывов, рецензий, аннотаций.

Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений.

Умения, вырабатываемые развитием речи:

осмысливать коммуникативную задачу автора текста

раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи

выделять микротемы, составлять план

отбирать и систематизировать материал

подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца.

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и

определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником,

реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. Пр этом каждое из обозначенных в программе речевых

произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и

как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные

умения. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

Русский язык как предмет обучения