автор: Тактарова Венера Ниязовна

Учитель родногоязыка и литературы МБОУ “Гимназия №152” Кировского района г. Казани

Эссе “Я учитель”

Я – учитель

 Море. Пляж. Яблоку упасть… Негде – в оригинале. Однако падаем не где, а куда. Вот так, даже отдыхая под ласковыми (только с раннего утра) солнечными лучами, я размышляю над словами. Уверяю вас, нет, и не может быть занятия более интересного! Я учитель русского языка. Какое счастье, что я реализую мечту мамы, исполняю свою. До сих пор, через много лет после окончания школы, я спорю с друзьями – никто не одобрил тогда мой выбор. Только я и мама были «за». Один в поле не воин, известное дело. И теперь я чаще всего оппонент своих собеседников: все знают, как следует учить и воспитывать детей, все в пух и прах разносят современную систему образования. Жаль только, никто не предлагает мер или антимер…

Однако меня бы ничто не остановило тогда: я не могла себя представить никем, кроме как учителем. Вдохновили меня, конечно же, и мои родные учителя. Светлая память тем, кто уже не встретит меня сдержанной улыбкой, спасибо тем, кто узнает меня и с огромным интересом расспрашивает коллегу. Я благодарна всем. Мои учителя помнят меня, хотя нельзя сказать, что я не изменилась.

Я очень сильно изменилась. Работа в школе закаляет дух, учит видеть красивое в жизни и самой создавать хорошее, оттачивает лучшие человеческие качества. Дети не позволяют стоять на месте, с ними ты растешь сам. Ты – учитель, а значит, сам учишься непрерывно. Я радуюсь переменам в себе, ведь я учусь оптимально работать, чтобы и результат был отменным, и процесс познания был максимально эффективным. Только неизменна моя любовь к профессии и мое педагогическое кредо.

… Урок. В окно барабанят увесистые капли дождя. Чувствуется, какой холодный он, этот сильный ветер. Деревья будто хотят повернуться вокруг своей оси. Ученики слушают меня через силу, всех манит живой пейзаж за окнами. Стихия завораживает.

Мы оккупируем все подоконники и молча, затаив дыхание, наблюдаем, как бушует ливень.

Мы не тратим драгоценное время урока попусту, нет, мы учимся смотреть, чтобы увидеть, слушаем, чтобы услышать. И домашнее задание мои ученики получат захватывающе увлекательное: описать увиденное и услышанное сегодня явление природы. По учебной программе мы учимся описывать картины великих художников. Согласитесь, рассказать о том, чему ты сам стал очевидцем, очень интересно. Не просто, нелегко, но зато какая школа!

Меня огорчает, как и всех современных учителей, несовершенство речи наших воспитанников. Наша задача научить их говорить на литературном, то есть регулируемом нормами и законами языкознания, языке. Реки мелеют, флора и фауна страдают от цивилизации, экология требует все большего внимания. Язык тоже страдает от цивилизации: он оскудевает, мелеет, засоряется задыхается!

У нас есть замечательный Закон о сохранении и развитии языков, мы работаем по эффективным программам обучения, у нас есть инструменты и средства обучения… Увы, они не прививают любовь к русскому языку, они учат правильно произносить и писать, гармонично сочетать слова и мысли… Любовь к языку прививает учитель. Своей любовью, энтузиазмом он способен разбудить спящий в подсознании ребенка непреходящий интерес к слову. И тогда вырастает уважение к родному слову, к малой и большой Родине, к ее истории и настоящему и желание творить ее светлое будущее.

Эссе “Я учитель”