автор: Тараканова Елена Викторовна

Учитель начальных классов, руководитель школьного методического объединения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №11”, город Абакан

Духовно – нравственное воспитание в семье

Духовно – нравственное воспитание в семье

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня –  разрушении личности. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

            Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

            Многим родителям просто неизвестно, что именно в детском возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы.

             Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

         Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

          Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

         Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.  

            Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

           Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

        Семья – является одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

         В семье должны быть папа и мама.

Отец обладает – воспитательно-критической отцовской любовью.

У матери – довольно часто слепая материнская любовь.

      Отцы являют ребенку справедливость и волю. Мать же является транслятором любви и заботы.

       Мы видим разделение труда в семье между мужем и женой. Как мать в беременности формирует тело ребенка, так и отец, воспитывая ребенка, формирует его характер, которую неспособна сформировать мать-одиночка. Вот это и есть то сотрудничество и взаимодополнение между мужем и женой.

          Были проведены многочисленные исследования о влиянии безотцовщины на судьбу детей. Оказалось, что отсутствие отцовского воспитания оказывает крайне негативное влияние на судьбу, здоровье и нравственность детей. В семье без папы дети:

  • в 35 раз более вероятно сбегут из дома,
  • в 5 раз более вероятно совершат самоубийство,
  • в 20 раз более вероятно будут иметь проблемы со своим поведением,
  • в 9 раз более вероятно покинут школу, недоучившись
  • в 10 раз более вероятно станут наркоманами
  • в 9 раз более вероятно закончат свою жизнь в нищете
  • в 20 раз более вероятно закончат свои дни в тюрьме, т.е. 95% всех сегодняшних преступников – бывшая безотцовщина, дети матерей-одиночек.

     Эти факты показывают, насколько плох развод и тем более – насколько опасно плодить матерей-одиночек. Поэтому супруги не должны злоупотреблять разводом. Но даже когда все способы сохранения семьи исчерпаны, то при разводе, детей  может надо отдавать отцу? Тогда преступность можно снизить на 95%.

       Любим ли  мы своих детей?  Хотим уберечь их от больших жизненных ошибок и суровых последствий? Желаем своим детям счастья и успеха в жизни?

       Если да, то в таком случае их нельзя пускать на самотек, воспитывая в них вседозволенность, в них следует воспитать такие понятия как “нельзя” и “надо”, и тогда их жизнь будет гораздо лучше. И только в этом случае они позаботятся о нас  в нашей старости.

        Но как это сделать? Ведь когда маленький ребенок делает зло (не слушается родителей, обижает ближнего, хамит, ворует, что-то ломает, портит ), он не понимает, что такое зло, до тех пор пока за это зло он не испытает физическую боль. И только после ощущения боли он начинает понимать, что это делать нельзя, потому что боль, нанесенная им другим людям, к нему и вернется. В то же время, когда он делает добро, то ему возвращается добро, поэтому он начинает понимать, что добро делать надо, а зло делать нельзя.

        Разница лишь в том, когда он понесет первое наказание за зло и первую награду за добро. Для его безопасности его следует научить этому как можно раньше – чтобы ни одна попытка делать зло не прошла безнаказанной. Если родители не любят своих детей, то они позволят жизни наказать их потом, а если любят, то они предпочтут отшлепать его(ее) в детстве, чтобы отучить от зла.

         Именно поэтому по Библии, родители должны подавать детям хороший пример, учить их добру, поощрять за добрые дела и наказывать за злые дела.

         Библия учит, что целью справедливого наказания детей за их злые поступки должна быть воспитательная отцовская любовь к детям, нацеленная на то, чтобы приучить их к добру и отучить от зла, чтобы сделать их жизнь долгой и счастливой.

         Рассмотрим некоторые Библейские истины. В чем их смысл?

“Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.” (Евреям 12:5-11)

“Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.” (Откровение 3:19)

“Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения” (Притчи 13:1)

“Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен” (Притчи 15:5)

         Целью родительского наказания детей ни в коем случае не должно быть злое желание обижать слабых.  

Не должно быть хаотического произвольного издевательства над детьми ни за что ни про что. А для этого надо сначала научить ребенка добру и обличить то зло, которое он сделал.

В.А. Сухомлинский сказал: «Ругать необходимо поступок, а не ребенка»

          В Библии написано:
Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали” (Колоссянам 3:21)

“Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.” (Ефесянам 6:4)

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Евангелие от Матфея 5:21-22)

Ибо незаслуженное наказание не пойдет на пользу ребенку – оно их ничему не научит, а наоборот сделает из них замкнутых, боязливых и необщительных людей, которые не смогут ничего добиться в жизни и в конечном счете не смогут прокормить своих родителей.

          Кроме того, это также создаст атмосферу страха и вражды между родителями и детьми, и дети, повзрослев, будут относиться к старым родителям также,  как и родители относились к детям раньше, потому что хорошего примера им никто не показал.

          Поэтому даже в вопросе наказания детей следует руководствоваться отцовской любовью и заботой об их будущем, поэтому родители должны хвалить и поощрять детей за добрые дела, чтобы даже провинившиеся дети знали, что хотя в данный момент они провинились и потерпели заслуженное наказание, но вместе с тем, родители их любят, уважают и ценят, и наказание было дано им для их будущего блага, а не просто так.

          Разница в мужском и женском стилях воспитания очень велика. И эту разницу мы обязаны знать и использовать в вопросах просвещения родителей.

Методы семейного воспитания:

  • показ образца (как делать?, как себя вести?);
  • предупреждение нарушений поведения ребенка;
  • контроль за действиями ребенка;
  • стимулирование его самоконтроля.

Организация практической деятельности:

  • увлечение детей целью и содержанием деятельности;
  • совместный поиск способов достижения цели;
  • обучение ребенка способам деятельности;
  • совместный с ребенком анализ хода деятельности (“Как идут дела?”, “Что у нас получается, а что не очень?”, ” Почему?”);
  • одобрение родителями успешных действий (“Молодец”. “Как ты, оказывается, умеешь делать”, “Я рад (а) за тебя”);
  • совместная с ребенком оценка результатов.

Убеждение и разъяснение ребенку смысла нравственных, правовых норм и категорий:

  • анализ конкретных жизненных ситуаций, позволяющий убедить ребенка;
  • обсуждение вместе с ребенком его конкретного поступка;
  • использование примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов;
  • праведный гнев как средство убеждения; личный пример родителей.

Поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка:

  • поощрение за отношение к делу;
  • поощрение за достигнутые результаты;
  • моральные формы поощрения; материальные формы поощрения;
  • единство позиции родителей в поощрении детей;
  • соблюдение меры поощрения.

Наказание как средство коррекции нежелательного поведения ребенка:

  • замечания:
  • запрет на развлечения;
  • лишение сладостей;
  • отмена приобретения желанной для ребенка вещи;
  • наказание бездействием (“стой в углу”);
  • В крайнем случае – физическое наказание.

            Работать с детьми, которых видишь только в школе, это движение наугад. И сколько может быть ненужных, а то и опасных шагов!

        А.С. Макаренко  говорил: “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”

       В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы узнать детей, надо хорошо знать семью – отца, мать, братьев, сестер, бабушек и дедушек…

Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота его родителей»

 

 

 

 

Духовно – нравственное воспитание в семье