автор: Щанова Елена Ивановна, Борзова Елена Анатольевна, Цветкова Ирина Юрьевна

учителя русского языка ГКОУ “Тверская школа-интернат №1”

Творческий проект “Неделя детской книги”

Описание общешкольного проекта

«Неделя детской книги»

Авторы проекта: Борзова Е.А., Щанова Е.И., Цветкова И.Ю.

Проблема приобщения детей к чтению не теряет своей актуальности. Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что “современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». А ведь именно детское и молодежное чтение – «важнейший залог жизнеспособности нации, ее будущего расцвета».

Как известно, современные учащиеся все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.   А значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Вопрос, связанный с приобщением воспитанников к чтению, становится общешкольной проблемой, разрешаемой в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

Своеобразный итог педагогической деятельности в данном направлении – Неделя детской и юношеской книги, традиционно проводимая в дни весенних каникул.

 

Сроки реализации –1неделя.

Статус проекта: краткосрочный проект школьного уровня.

Тип проекта: коллективный, художественно-творческий.

Продукт проекта: общешкольные внеклассные мероприятия, выставки творческих работ обучающихся.

Участники проекта: воспитанники 1-9-х классов.

Сроки исполнения проекта и место проведения:  с 19 марта по 23 марта 2018 года на базе ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»

Цель проекта:  развитие у обучающихся  устойчивого интереса к чтению книг

Задачи проекта:

  • познакомить с историей возникновения праздника «Неделя детской книги»;
  • повысить читательскую активность;
  • создать условия для привлечения обучающихся к коллективному исполнительству;
  • формировать навыки выразительного чтения, правильного поведения при выступлении на сцене;
  • развивать  речь и творческие способности детей;
  • воспитывать бережное отношение к книге.

 

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап включает в себя сбор информации, анализ читательских формуляров, подготовка материалов для викторин, внеклассных мероприятий.

Основной этап.


ПРОГРАММА

проведения «Недели детской книги»

с 19 по 23 марта 2018 года

Дата проведения Название мероприятия Участники Ответственные

Место проведения

      19.03.2018

1300

Открытие

«Недели  детской книги».

Выставка – конкурс  рисунков « Птичье царство в стране Литературии ».

1-9 кл.

Борзова Е.А.

Щанова Е.И

Цветкова И.Ю.

Артеменко Л.П.

Актовый зал

20.03.2018

         

1300

Литературная викторина

«Мир птиц».

Информационно-   познавательная викторина

2-9 кл.

41, 5-е кл.

Борзова Е.А., Щанова Е.И., Цветкова И.Ю.

По классам

Артеменко Л. П.

Музыкально-литературный салон.

21.03.2018

           1430

           1500

Поэтический турнир  «Герои земли русской»

Экологическая беседа

«Земля – наш общий дом»

5-9кл.

1-4 кл.

Цветкова И. Ю.

Актовый зал.

ЦБ № 8

      Музыкально-литературный салон.

22.03.2018

1500

Урок- беседа.

« Люблю березу русскую»

5-9 кл.

Артеменко Л.П.

ЦБ № 8

Актовый зал.

23.03.2018

1300

Подведение итогов и награждение победителей 1-9 кл. Артеменко Л.П.

Ефремова А. Ю.

Актовый зал.

 

Заключительный этап.

 

Анализ проведения Недели детской книги.

        Традиционно в нашей школе Неделя детской книги завершает самую длинную 3-ю учебную четверть. В этом году она прошла в период с 19 по 23 марта. Ответственными за проведение недели были: МО учителей русского языка и чтения и заведующая школьной библиотекой Артёменко Лариса Петровна. Под руководством своих педагогов ребята с удовольствием участвовали в занимательных викторинах и конкурсах. На протяжении всей недели в школе царила атмосфера праздника. В фойе каждый мог познакомиться с программой проведения мероприятий, увидеть на выставке замечательные рисунки. В течение трёх дней в каждом классе  по итогам литературной викторины, подготовленной Щановой Е. И., был определён лучший знаток прочитанных художественных произведений.

         В понедельник состоялось торжественное открытие «Книжкиной недели». В актовом зале учащиеся и педагоги смогли увидеть театрализованное представление «Путешествие в Книжное царство – Мудрое государство».  Вместе с Иваном, который не умел читать и не знал, что такое библиотека, ребята оказались во владениях самой королевы Книги; встретились со сказочными героями: милой Золушкой, которая очаровала всех своим пением, весёлым и обаятельным Карлсоном, царевной Несмеяной,  Бабой–Ягой Костяной ногой и с проказниками – Пакостями, которые пытались испортить ребятам праздник. Но, как заканчивается любая сказка, добро всегда побеждает зло. Так произошло и в нашей сказке. Хочется поблагодарить всех ребят и педагогов, принявших участие в театрализации. (Сулейманов Глеб, Кехтер Дмитрий, Озерова Анастасия, Жидкова Ольга, Сергеев Иван, Ананьев  Влад, Лавренова Катя; Афанасьева Елена Константиновна, Цветкова Ирина Юрьевна, Щебетюк Екатерина Сергеевна, Фомина Светлана Викторовна, Белошкина Екатерина Александровна, Авдеева Оксана Владимировна, Щанова Елена Ивановна, Борзова Елена Анатольевна)

      Во вторник, в среду и четверг для ребят начальных и старших классов состоялись интересные встречи с работниками Тверской библиотеки № 8 и заведующей нашей школьной библиотекой Артёменко Л. П.  В преддверии международного праздника «День птиц», который отмечается 1 апреля, вместе с Л. П. ребята вспомнили о пернатых друзьях родного края, о их разнообразии и повадках.

     В конкурсе чтецов или, как мы его назвали, поэтическом турнире «Герои земли русской, участниками которого стали учащиеся 5-9 классов, при определении победителей жюри оказалось в затруднительном положении. Все  ребята показали хорошее знание текста, выразительно, с чувством рассказывали стихотворения. Среди всех участников хочется выделить наиболее яркие, эмоциональные выступления: Горячева Дмитрия, Амонгалдиевой Гули, Майоровой Сабины, Белякова Андрея, Жесткова Максима и Коголевой Ангелины; поблагодарить Цветкову И. Ю. за проведение конкурса, а также всех педагогов – словесников, подготовивших лучших чтецов.  

   Заключительным мероприятием в рамках Недели детской книги стала встреча учащихся  начальных классов с литературными героями, которые пришли к ребятам в гости вместе с Королевой Книгой.  (Белоснежка и гном, сестрица Алёнушка, Змей Горыныч, Снегурочка и доктор Айболит) Спасибо старшеклассникам за творчество и радость, которую они доставили  самым маленьким читателям.

   Закрывая Неделю детской книги, мы, как всегда, благодарим всех участников литературных викторин и награждаем грамотами лучших читателей,  победителей конкурса рисунков и конкурса чтецов.

Итак, переходим к самому торжественному и приятному моменту – награждению.

  1. Лучший читатель среди учащихся начальных классов:

Яшин Виктор – 42 класс – 1 место

Попов Дамир- 42 класс – 2место

Ефимов Егор 2 класс – 3 место

 

  1. Лучший читатель среди учащихся старших классов:

Брагин Сергей – 52 класс -1 место

Близнецова Алиса -61 класс-2 место

Оголь Семён- 62 класс- 3 место

 

  1. Лучший юный художник среди уч-ся начальных классов.

Крылова Лиза – 2 класс -1 место

Балашов Иван -11 класс – 2 место

Зайцев Павел – 3 класс – 3 место.

 

  1. Лучший юный художник среди уч-ся  старших классов.

Беляков Валерий – 1 место -93 класс.

Кустова Светлана -2 место -91 класс

Тихонов Никита – 3 место – 92 класс

 

Поэтический турнир (конкурс чтецов)  «Герои земли русской»

 

Среди уч-ся 5-7 классов

 

1 место – Горячев Дмитрий – 71 класс

2 место – Коголева Ангелина – 51 класс

                 Васильева Дарья – 71 класс

3 место – Инкин Егор 52 класс

                 Брагин Сергей – 52 класс

                Амонгалдиева Гуля – 71 класс

 

Среди уч-ся 8-9 классов

 

1 место – Майорова Сабина – 91 класс

2 место – Беляков Андрей – 81 класс

                Кустова Светлана – 91 класс

3 место – Журавлёва Кристина – 92 класс

                 Иванова Ольга – 93 класс

                 Мандрыкин Максим – 93 класс

 

Ожидаемые результаты.

  1. Сформировать устойчивый интерес к  книге.
  2. Повысить активность и потребность в чтении художественной литературы.
  3. Развивать умение самостоятельно добывать знания, используя различные информационные источники.
  4. Формировать речевые навыки.
  5. Создать условия для развития творческих способностей обучающихся.

 


Открытие Недели детской книги (2018 год)

 

Приключения в книжном царстве – мудром государстве.

 

Зрители собираются в зал. Звучит песня Т. Лебедевой «Книжкин дом»  Занавес закрыт. Звучат фанфары.                                         Перед занавесом с двух сторон появляются 2 скомороха.

 

Первый: Собирайтесь, люди добрые!

Распотешим вас на славу мы!

 

Второй: Собирайтесь, люди добрые,

Мы покажем быль да небыль вам!

 

Первый: Коль соврём – на нас не гневайтесь,

 

Второй: Скажем правду – призадумайтесь.

 

Вместе: Собирайтесь, люди добрые,

Начинаем представление!

Скоморохи убегают за кулисы. Звучит фонограмма «В гостях у сказки» и открывается занавес.  Скоморохи стоят на сцене вполоборота с двух сторон. Под слова скоморохов играет фоном сказочная музыка. На сцене появляется Иван -дурак, расхаживает по сцене, озирается по сторонам, зевает.

 

Первый: Жил да был, на удивление

То ли в царстве, толь в республике

(всё одно в мешке ни рублика)

 

Второй: Жил да был Иван – дурак.

Чем кормился, где и как – промолчим.

 

Первый: Однажды Ваня, лежа дома на диване,

Или, скажем, на печи

Кушал мед да калачи.

 

Второй: Скучно стало – спасу нет.

Встал, пошел не белый свет

Поглядеть. А там – как знать-

Себя людям показать  (скоморохи уходят)

Иван:  Эх! Гуляю я  без цели

Годы, месяцы, недели.

Я устал, но несут меня ноги опять

По дороге все дальше шагать.

Отдохну вот тут немного-

И отправлюсь  снова в дорогу!

(присаживается, дремлет)

На экране Книжное царство. Друг за другом появляются и уходят литературные герои  жалуются, что их кто-то потревожил, и они никак не могут вернуться в свою книжку.
Звучит «Песня Золушки», выходит Золушка, поёт 2 куплета песни.

 

Золушка: Как же я здесь оказалась? Неужели мне это только приснилось, и я никогда не попаду на бал и не встречусь с прекрасным принцем? И где же моя добрая тётушка фея? (уходит со сцены)

 

Под музыку появляется Баба-Яга, в руках метла, кружит по сцене. Фонограмма «Песня Бабы-Яги» Останавливается возле Ивана, обнюхивает (берёт его микрофон), машет рукой в сторону Ивана.

 

Баба-Яга: Не тем духом пахнет!

Ой, метла, моя метла?

Куда же прилетела я?

Меня знает целый свет,

Мне отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба моя на курьих  ножках.

Но как туда я попаду?

Сама дорогу не найду.

Баба – Яга смотрит вдаль, по сторонам.

Баба-Яга.

Теперь попробую туда,

Ну а ступа где моя? (разочарованно)

Обидели старушку, (ругается)

Отняли у меня избушку.

Баба-Яга скрывается за кулисами. С противоположной стороны                     появляется Карлсон. Кружит по сцене под музыку.

Карлсон.

Я мужчина красивый, воспитанный,

Не толстый, а в меру упитанный.

Люблю я конфеты, варенье,

Мороженое и печенье.

Но кто я и как меня зовут?

Не помню. Летал-летал и очутился тут.

А это не Малыш? (подлетает к Ивану)

Да, нет! Какой-то дядя.

Не помешало бы и подзаправиться немного.

Что-то я, вроде, как похудел (поглаживает свой живот)

Карлсон смотрит по сторонам, появляется Несмеяна.                                           Звучит фонограмма «Песня царевны Несмеяны» (1 куплет и припев)

 

Несмеяна.

Для меня построил отец,

Самый лучший в мире дворец,

Есть в нем конфеты и мармелад,

И заморский есть шоколад (плачет),

Но, я ничего не хочу, я только реву и реву.

Любимая моя забава – плакать и реветь.

(Подходит к Карлсону. Топает ногами)

Но где мой дом? Хоть ты, ответь! (ревёт)

 

Карлсон качает головой, уводит Несмеяну со сцены. В это время просыпается Иван, трясёт головой, трёт кулаками глаза, ничего не поймёт.

 

Иван: Что за шум, что за гам. Кто это слёзы льёт там?

Выходит расстроенная Королева Книга.

 

Королева Книга: Что-то в книжном государстве происходит,

И сегодня всё не так! Книги с полок все упали, (замечает Ивана)

А это кто? Иван – дурак?

Перепутались герои, сами не найдут дороги.

Надо в школу поспешить

Помощь у ребят просить.

Иван: Что такое? Не пойму. Кто вы? Где я? Почему?

Королева Книга: Оказался ты, Иван,  в моём книжном царстве.

Если хочешь много знать, книги следует читать.

Если мечтаешь найти чудеса,

В сказку попасть ненароком,

Вовсе не надо бродить по лесам,

И колесить по дорогам.

Мир приключений и царство идей,

Знаний источник и смеха,

И для детей и для взрослых людей

Всё это – библиотека.

От коварства, глупости, лени

Вылечат книги без промедлений.

Пойдем, Иванушка, со мной скорей выручать наших друзей.

Королева Книга  и Иван уходят за кулисы. Звучит песня «Книжкин дом».              На экране фото школы-интерната, видеоролик о школьной библиотеке.                Выходят ведущие.

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Много праздников приносит нам весна. И один из них – праздник книги. Он приходит в каждую школу, в каждый дом и приносит большую радость – встречу с хорошей, умной книгой.
Ведущий 2. Мало кто знает, что у этого праздника, есть своя особая, очень интересная история и даже дата официального дня рождения. В марте 1943 года, во время Великой Отечественной войны, в Москве впервые был проведен День детской книги. Тогда на один день к девчонкам и мальчишкам приехали прямо с фронта любимые детские писатели: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Сергей Михалков, которые рассказали, как рождается книга. С тех пор этот праздник, превратившийся в Неделю детской книги, отмечается каждый год в дни весенних каникул. Во всех детских библиотеках России проводятся встречи с писателями, различные викторины и конкурсы.
Ведущий 1. Но прежде, чем мы перейдём к открытию этого замечательного праздника, я хочу поведать вам секрет: каждый вечер Царство книг оживает, как только читатели и библиотекарь покидают его покои. Герои разных произведений делятся друг с другом впечатлениями о том, кто сегодня читал о них, а кто просто перелистал страницы.
Ведущий 2. Персонажи книг любят встречаться с вами, ребята, рассказывать о своих приключениях, заставляя вас грустить или радоваться. И такие чудеса происходят только на празднике, который называется…Неделя детской книги!

Под песню «Книга-друг наш неразлучный» танцуют дети (в руках книги) Остаются на сцене.


Учащиеся: 1.Именины! Именины!  У Володи? Шуры? Нины? У девчонок? У Мальчишек?  

2.Нет! У наших детских книжек!  (дети поднимают над головой книги, убегают со сцены)

Ведущий1. На свете существует множество книг, каждая из них открывает нам путь в мир знаний. Книги рассказывают о жизни замечательных людей, о прошлом нашей планеты, вместе с ними мы путешествуем к далёким мирам.

Ведущий 2.Да, действительно, трудно представить себе жизнь без верного друга – хорошей книги. А знаете ли вы, дорогие друзья, что сегодня к нам на праздник пожаловала сама Королева Книга. Целый год она ждала встречи с вами. Давайте поприветствуем её.

Под музыку появляется Королева Книга с Иванушкой.


Королева Книга. Здравствуйте, дорогие друзья, девчонки и мальчишки, мой любимый читающий народ. Дорогие ребята! Я поздравляю вас с началом Недели детской книги и желаю вам дальнейших успехов в дружбе с книгой и с библиотекой. На праздник к вам мы спешили с Иваном, который очень хочет научиться читать и побывать в вашей замечательной школьной библиотеке. Но мы хотели бы попросить вас о помощи. В моём книжном царстве случилось несчастье. Кто-то захотел испортить нам праздник.

 

Звучит музыка. На сцене, пританцовывая, появляются Пакости.

Пакость 1. Ха-ха! Гляньте-ка на них. Праздник собрались отмечать, а нас и не позвали.

Королева Книга. А кто вас сюда звал? Кто вы такие?

Пакость 2. Мы мелкие Пакости, но от нас бывают большие неприятности. И теперь праздника у вас не будет! Это мы побывали в Книжном царстве и все книги с полок уронили.

Пакость 1. И теперь вы не сможете читать свои книжки, потому что героев – то в них нет. Ау! Где вы, герои книг?

Пакость 2. Потерялись! Разбрелись! Нет их!

Ведущий 1. Ну как же нам быть, ведь праздник нельзя отменить?

Ведущий 2. Я, кажется, знаю, что надо делать. Нам сможет помочь заведующая нашей школьной библиотекой Лариса Петровна.

Выходит Артёменко Л. П.

Л. П. (обращается к Пакостям) Ай – яй –яй! Ну как же вам не стыдно! Я всё слышала. Разве можно так обращаться с книгами! В нашей школе даже первоклассник знает, как нужно вести себя в библиотеке, и вам не мешало бы знать, что книга является результатом огромного труда многих поколений людей и заслуживает уважения.  Каждый год ребята с нетерпением ждут праздника, готовятся к нему. Для них мы подготовили всевозможные викторины, конкурсы, познавательные игры. И вы тоже могли бы принять участие во всех этих мероприятиях и найти себе друзей.

Пакость 1. А я хочу к вам на праздник!

Пакость 2. Я бы тоже не отказалась принять  в нём участие (виновато)                 Вот  тут у нас списочек имеется (передаёт библиотекарю список литературных героев), если ваши читатели знакомы с этими  героями, то они помогут вернуться им в свои произведения. Простите нас!

Пакость 1. Мы больше никогда не будем пакостить!

 

Библиотекарь берёт список, пробегает глазами.

Л. П. Да! Список-то огромный, и работа предстоит большая. Но я думаю, что все вместе мы обязательно справимся. Наши ребята любят ходить в библиотеку. Они много читают и много знают, и я думаю, что для них не составит большого труда  вспомнить всех перечисленных литературных героев и вернуть каждого в свою книгу.

Ведущий 1.Этот огромный список мы разобьём на части и раздадим  по классам.

Ведущий 2. Ребята, вы ведь поможете нам?

– Да!

Королева Книга. Спасибо вам, мои юные друзья. Ну, что же, надо торопиться, героям домой помочь возвратиться. А напоследок всем  хочу дать совет:

 

Чтобы книжки не обидеть –
Надо их почаще видеть. (смотрит на Ивана)
Ведь они отучат злиться, (обращается к Пакостям)
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
Пети, Саши, Тани, (обращается к залу)
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Книги чаще открывайте,
Ежедневно их читайте.
Сей совет не просто так:
Вдруг там снова кавардак!

 

Ведущий 1. Книга добрая, живая,

Чудеса она творит.

Обо всём на свете знает

С нами книга говорит.

 

Л. П. Читайте книги, наслаждайтесь, Без них вся жизнь теряет смысл.                  И, в руки взяв, беречь старайтесь, Чтоб век их жизни долгим был.

Ведущий 2. Ведь книга — лучший друг на свете,

В ней все, что нужно сердцу, есть.                                                                         Читайте, взрослые и дети,                 До новых встреч в стране чудес!

Звучит финальная песня «Тот, кто любит читать», на  припев выходят все герои представления, машут руками, занавес закрывается.

 

Из зала зрители расходятся под песню «Дорогою добра»

Творческий проект “Неделя детской книги”