автор:

Волкова Ольга Ивановна

Преподаватель ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Сосновская Анна Карловна

Преподаватель ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Творческая активность студентов как фактор формирования профессиональной компетенции

Творческая активность студентов как фактор формирования профессиональной компетенции

Волкова О.И., Сосновская А.К., преподаватели

ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

 

         Решение проблемы развития творческой активности как фактора профессиональной компетенции студентов медицинского колледжа определено стратегией модернизации содержания профессионального образования в России. Этот процесс направлен на достижение нового качества обучения в изменившихся социально-экономических условиях.

        Творчество – это мышление в высшей его форме, выходящее за привычные пределы. Творчество будущего медицинского работника – это высокоэффективное решение задач целостного лечебного процесса. Современному медицинскому работнику необходимо суммировать в себе характер, личность, творческую направленность, профессиональную компетентность.

        Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовности к осуществлению профилактических и лечебных мероприятий. Технологические и теоретические специальные знания – необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности, теоретико-практические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков, но существует еще один важный компонент – творчество, творческая активность.

          Приобщение студентов к получаемой профессии, активизация интереса и увлечение будущей профессиональной деятельностью складываются в процессе вовлечения студентов в УИРС и НИРС, которая значительно расширяет их кругозор и научный уровень, повышая качество подготовки специалистов. Следовательно, важнейшим условием развития творчества студента является совместная с преподавателем исследовательская деятельность.

       За аттестационный период мною в содружестве с другими преподавателями, проводилась подготовка и организация студенческих исследовательских работ, результаты которых представлялись на научно – практических и научно – теоретических конференциях нашего колледжа, Всероссийских и Международных (заочных) профессиональных конференциях и конкурсах. Для исследования подбирались самые актуальные темы инфекционной патологии: «Профилактика ВИЧ – инфекции», «Особенности течения беременности и родов у ВИЧ – инфицированных женщин», «ВИЧ и дети», «Высокопатогенный грипп», «ТОРЧ – инфекции». Эти работы, безусловно, носят исследовательский характер. Студенты собирали информацию в лечебных учреждениях: проводили тестирование больных и медицинских работников по различным вопросам симптоматики, профилактики, исходов заболеваний; планировали мероприятия по оказанию помощи; беседуя с персоналом, выявляли возможные тактические ошибки медработников, их предотвращение; создавали базу рекомендаций для медработников и населения по профилактике инфекционных заболеваний. Многие работы отмечены дипломами.

        Кроме творческой деятельности по выбранной профессии была проведена большая исследовательская работа по теме социального проекта

«Паллиативная помощь вчера, сегодня, завтра…», посвященного вопросам духовно – нравственных и этических основ милосердия, целью которой было определение роли студентов медицинского колледжа в социальном партнерстве с учреждениями здравоохранения в оказании паллиативной помощи. Затронуты вопросы пропаганды волонтерского движения, участия студентов в оказании ухода за инкурабельными больными.  

     В рамках этого проекта студентами был подготовлен конкурс презентаций «Неизвестное об известном в мире медицины». Такие конкурсы несомненно развивают творческие способности студентов, активизируют поисковую деятельность, формируют независимое мышление и навыки работы с большим объемом информации.

    Формированию творческого потенциала так же способствует соответствующая организация образовательного процесса: проблемное обучение, умение налаживать междисциплинарные связи, воспитание творческого отношения к изучению дисциплин, умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал, развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, умение оценивать практические ситуации.

       Важным направлением УИРС, включённой в учебный процесс, можно назвать: подбор материала к написанию истории болезни, решение ситуационных задач, разбор клинических случаев, участие в семинарах и конференциях. В процессе общения с больным формируется образ болезни данного пациента, и из имеющегося набора симптомов выделяются главные признаки. Поэтому задача преподавателя научить будущего медицинского работника умению «услышать» в больном не только «звучание» основного симптома, но и его разнообразные вариации. Не менее сложный процесс – выбор того или иного метода лечения, который можно в известной степени уподобить творчеству, поскольку этот процесс должен быть индивидуальным, наиболее соответствующим данной клинической ситуации.

    Заслуживает внимания практика введения элементов научных исследований, творчества в индивидуальные внеаудиторные задания, предусматривающие работу над вопросами, по которым нет стандартных методов решения. Так студентами отделения «Лечебное дело» проведено исследование организации службы профилактики и борьбы с ВИЧ – инфекцией на базе центра СПИД. Определена и представлена структура службы в России и крае, функции центра СПИД, методики тестирования на ВИЧ, цели, задачи и схема диспансерного наблюдения. К творческим внеаудиторным заданиям можно отнести так же: создание тематических презентации, схем патогенеза, схем лечения.

       Творческая активность студентов (креативность мышления; успешность усвоения теоретических основ профессиональной деятельности; способность преобразовать, изменять тактику в конкретных ситуациях; профессиональная самостоятельность) формируется более спонтанно в процессе практических занятий и конечным своим выражением имеет уже направленную творческую деятельность при написании ВКР.

        Творческая активность предполагает максимальное проявление самостоятельности, что особенно важно при проведении исследований ВКР. Самостоятельность – это способность личности студента к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность может носить и преобразующий, и воспроизводящий характер. При этом воспроизводящая самостоятельность не сопутствует активности студента.

        Учебные коллективы средних специальных учебных заведений должны вести активный поиск методов реализации творческой активности студентов. Это касается также прохождения студентами производственной практики. Именно в этот период будущие специалисты должны закрепить теоретические знания, полученные на занятиях, путем непосредственного и активного участия в лечебном процессе. Совместно с преподавателем студенты составляют план исследований, уточняют методики, знакомятся с литературой. Таким образом, исследовательская работа во время производственной практики, и ее результаты, представленные в выпускной квалификационной работе, рассматриваются как одно из перспективных направлений формирования творческой активности и более широкому привлечению студентов к научной работе.

           Сказанное позволяет утверждать, что творчество будущего медицинского работника – это высокоэффективное решение задач целостного лечебного процесса.

 

Творческая активность студентов как фактор формирования профессиональной компетенции