автор:
Телегина Наталия Валентиновна — воспитатель
МАДОУ «Детский сад 370 г Перми»,
Варданян Нина Леваевна — воспитатель
МАДОУ «Детский сад 370 г Перми»
Игра «По ступенькам финансовой грамотности с Буратино
Экономическая игра в подготовительной группе
Тема: «По ступенькам финансовой грамотности с Буратино»
Цель: повышение финансовой грамотности, уровень мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения. Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, монеты, банкноты, карты.
Задачи: формировать у детей первичные экономические понятия, понимание, что каждый товар имеет свою цену. Опытным путем знакомить с различными свойствами металла, бумаги. Развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей. Формировать навыки командной работы, умение договариваться, выполнять задания в определённых условиях. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, самостоятельность в высказываниях при ответах на вопросы. Работать в команде.
Словарь: понятия «деньги», «монета», «банкнота»; наличные и безналичные деньги, зарплата, банкомат, финансы.
Оборудование: конверты с заданиями, магнитные доски 2 штуки; картинки с изображением предметов для игры «Что можно купить, что нельзя» и игры «Доходы — расходы», таз с водой, монетки, купюры, пластиковая карта, подносы для материала, бумага белого цвета, мяч, маски с изображением монет.
Форма: игра — викторина
Игровые роли: взрослые в костюме Буратино, Базилио, Алиса
Ход игры.
Дети входят под песню «Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котёнка».
- Основная часть.
Ведущая: Сегодня мы предлагаем отправиться в необычное путешествие, путешествие в мир финансов.
А кто знает, что такое финансы? (ответы детей). Правильно, финансы – деньги. Ну что, начнём наше путешествие? Проверим знания по финансовой грамотности?
Мы отправляемся в путешествие, но не одни. Угадайте с кем:
Узнать не сложно, вот вопрос
Дружит он с Пьеро с Мальвиной,
Кто же это? Буратино!
Ведущая: Правильно, ребята, это Буратино. Входит Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, помогите мне. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные, самые добрые дети. А мне нужна помощь. Ведь я никогда не ходил ни в детский сад, ни в школу, и меня никто не научил ни считать, ни читать. Кот Базилио и Лиса Алиса обманули меня и забрали мои монеты, а я так хотел купить новую Азбуку и пойти в школу.
Ведущая: Наши ребята тоже готовятся пойти в школу и с удовольствием тебе помогут. Они будут отвечать на вопросы и выполнять задания по финансовой грамотности в командах.
Представление команд
(команды занимают места)
Ведущая: За правильные ответы команды будут получать монеты. Ты их будешь складывать в кошелек. Надеемся собранных монет хватит, чтобы купить тебе Азбуку.
Буратино: Спасибо, ребята. Желаю вам удачи!
(интерактивная игра)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Монетки»
Дети делятся на две команды :одни будут монетками, другие кошельками. Предлагаю монеткам надеть на голову маски с изображением монет ,встать в два круга. Со словами : Мы не детки, мы не детки, а весёлые монетки (прыгают по кругу)
Дружно скачем: скок да скок (прыгают на месте)
И обратно в кошелёк (пытаются забежать в середину круга)
Монетки должны успеть запрыгнуть в круг, пока он не захлопнулся. Дети смыкают круг. Игра повторяется – дети меняются ролями.
Игра «Доход – расход» с мячом в кругу.
Вставайте в круг. Я буду называть действие, и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.
— Папа получил зарплату – доход
— Брату купили велосипед – расход
— Мама выиграла приз – доход
— Сестра потеряла кошелек – расход
— Заплатили за квартиру – расход
— Сын получил стипендию – доход
— Купили телевизор – расход
— Бабушка продала пирожки – доход
— Брат порвал куртку – расход
— Купили путевку на море – расход
— Бабушка получила пенсию – доход
— Родители купили продукты питания в супермаркете – расход
— Заплатили парикмахеру за стрижку – расход
— Заплатили за ремонт машины – расход
— Маме выдали премию на работе – доход
— Купили лекарства в аптеке – расход
— Сестре купили новый компьютер – расход
Эксперименты
«Практичные деньги?».
Лиса Алиса: У меня в конверте кое-что есть. Показывает детям: монетку, банкноту, пластиковую карту. Просит детей назвать их.
Лиса Алиса: Начинаем проводить эксперименты. Нам понадобится доски, где мы будем фиксировать все плюсы монет и купюр.
Исследовательская деятельность:
Эксперимент 1: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась).
Вывод: монета лучше.
Эксперимент 2: А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру. Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Что легче?
Вывод: купюра лучше.
Эксперимент 3: Теперь давайте попробуем порвать (бумага, рвется; монета — нет).
Вывод: монета лучше.
Эксперимент 4: Теперь возьмите бумажную купюру в 50 рублей и 50монеток (монетки берем по одной). Скажите, пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее? Правильно – бумажные.
Вывод: купюра лучше.
Эксперимент 5: «Тонет, не тонет» Нам нужен таз с водой. Кладем все по одной монетке в таз с водой. Что происходит? Монетки утонули. А теперь проверим купюру, что происходит? Она просто намокла, но не утонула.
Вывод: купюра лучше.
Лиса Алиса: Давайте посмотрим на наши колонки. В наших колонках больше количество плюсов оказалось у купюры. Какой можно сделать вывод? Правильно, купюры более выгоднее иметь в кошельке. Ребята, а какое средство оплаты может быть еще в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате? Ответы детей. Правильно – карта. Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту. Денег не видим, но они есть!
Игра «Монетки с волшебного дерева». На веточке дерева висят монетки из золотистого картона. Дети «срывают» по одной монетке и называют соседей числа.
Подведение итогов!
Ведущая: Вот, Буратино, сколько монет тебе заработали дети! Мы предлагаем эти деньги положить в банк, чтобы их потом стало еще больше, а Азбуку мы тебе дарим и приглашаем к нам в детский сад, вместе с ребятами готовиться к школе.
Флешмоб «Буратино»
Используемая литература:
- Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно – методическое пособие/авт. – сост. : М. О. Ерёмина. – Калининград, 2017.
- Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 52
- Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в экономику»
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
