автор: Логвинова Ольга Алексеевна
учитель русского языка и литературы МБОУ Ивановской СОШ Баганского района Новосибирской области
тема: Технологическая карта урока русский язык 6 класс
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема: Существительные общего рода
Тип урока: урок открытия новых знаний
Педагогическая цель: создать условия для овладения обучающимися знаниями об имени существительном
Планируемые результаты:
Личностные: осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в получении школьного образования, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные: владеют всеми видами речевой деятельности, применяют приобретённые знания, умения, навыки в повседневной жизни, принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме.
Участвуют в обсуждениях, правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме
Предметные: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приёмами работы с текстом, соблюдают в практике речевого общения нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику, применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, понимают взаимосвязи единиц языка и его уровней
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Универсальные учебные действия |
1.Актуализация и пробное учебное действие
2 Выявление места и причины затруднения |
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. -Ребята, посмотрите на доску и скажите, из какого литературного произведения взяты эти строки? -К какому жанру оно относится? -Как называются начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом? -Как вы понимаете мораль этой басни? – Найдите в предложении грамматическую (ие) основу(ы)? Сделайте вывод о принадлежности этого предложения к простым или сложным. -Выпишите грамматические основы и определите, какими частями речи они выражены. -Определите морфологические признаки подлежащих -подлежащее невежда какого рода у вас? (если отвечают – женского, то указываем на вторую часть предложения, там определено, что невежда -он, если мужского, тогда спрашиваем: о ком идёт речь в басне?(о свинье), а слово «свинья» какого рода – женского -Так как же будем решать нашу проблему? Какого же рода слова «невежда»? -Скажите, как называются предметы, если они принадлежат всем? Так если слово «невежда» принадлежит и к мужскому и к женскому роду, какой вывод напрашивается? |
Обдумывают ответы на вопросы
–И.А.Крылов «Свинья под Дубом» -басня -мораль -Ответы детей -выполняют частичный синтаксический разбор, делая вывод, что это предложение – сложное(1 грамматическая основа Невежда бранит; 2- он вкушает) определяют общие общего рода |
Выполняют учебно-познавательные действия в материализированой и умственной форме, осознают недостаточность своих знаний, задают вопросы с целью получения необходимой информации |
3. Целеполагание и построение выхода из затруднительной ситуации | Сформулируйте тему и цель нашего урока | формулируют тему и определяют цели | Принимают и сохраняют учебные
цели |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | 1. Прочитав теоретические сведения на стр. 145, распределите предложения на две группы, вставив пропущенные буквы; критерий определения в группу сформулируйте сами:
Мини вывод: имена существительные с окончанием –а, -я, называющие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.(в тетрадь для правил) 2. посмотрите на запись и скажите, какое окончание нужно написать и почему? Врач Иванова выписал(а) рецепт. Для этого изучите теоретический материал на странице 146 и сформулируйте вывод, приведя в качестве примера данную запись. Мини- вывод: глагол-сказуемое в прошедшем времени при подлежащем-существительном общего рода ставится в мужской род, если речь идёт о мужчине, и в женский род, если речь идёт о женщине. |
Распределяют и делают мини-вывод | Читают и извлекают нужную информацию, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения и классификации, приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни,
Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки высказывают свою точку зрения |
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
Симпатяга, трудяга, невежа, неряха, задира, умница, выскочка, растяпа, работяга, задавак
Муж и жена. Украл как-то мужик у своего барина куль белой пшеничной муки. Принёс домой, а сам боится: вдруг кто-нибудь увидит в его доме белые пироги и поймёт, кто вор! А жена мужа успокаивает: – Да коли я пироги испеку, нешто они белыми-то останутся?! ( Запись : «Жена –неряха».) Солдат и сало. Заприметил солдат, что у хозяина в сенях висело в мешке пуда два свинины. Прорыл он ночью крышу, стал отвязывать мешок, да оскользнулся и упал вместе с ним в сени. Вышел хозяин с огнём. – Что тебе, служивый, нужно? – А не надо ли тебе сала?- спросил солдат. – Нет, у меня своего много! – Ну коль не надо, помоги мне мешок на спину закинуть! Хозяин забросил ему на плечи мешок, а солдат и был таков! ( Запись : «Хозяин избы – разиня»)
|
Классифицируют по заданному критерию | |
Рефлексия | Какая была тема урока? Цели?
Как вы считаете, мы достигли их? Знаковая рефлексия: на полях в тетради поставьте + – всё понял, могу объяснить другому, +–понял, но другому объяснить не могу, ?-есть вопросы, – ничего не понял Словесная рефлексия: охарактеризуйте свою работу на уроке (самого себя), используя существительные общего рода (например, я – умница) |
Адекватно оценивают свои достижения
Оценивают свою работу, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |