автор: Тимакова Ирина Александровна
Воспитатель коррекционной группы детей умственной отсталостью синдромом Дауна ДОУ 107 г. Липецка
Консультация для родителей имеющих детей с умственной отсталостью.
Консультация для родителей имеющих детей с умственной отсталостью.
Любите ребёнка и принимайте его как ещё одного члена семьи. В дальнейшем постарайтесь его обеспечить:
- Медицинскую помощь, если он в ней нуждается.
- Правильное обучение, чтобы развивать ребёнка интеллектуально и социально.
- Досуг, чтобы ребёнок мог общаться с окружающими и развлекаться.
- Будущее – когда он станет взрослым.
Как правильно развивать умственно отсталого ребёнка:
Простые рекомендации, которые позволят родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с умственной отсталостью:
1. Взрослые должны называть все предметы, которые окружают малыша, а также все выполняемые действия.
2. Называйте цвета предметов, которые видит ребёнок и использует в повседневной жизни.
3. Привлекайте ребёнка к выполнению трудовых поручений.
- Формировать у ребёнка положительную самооценку.
- Во время общения стараться вызывать положительные эмоции.
- Уделяйте максимальное внимание телесному контакту с ребёнком.
- Рассказывайте ребёнку о членах его семьи.
8. Развивайте умения: рисование, лепка, аппликация, вырезание.
9. Не предъявляйте к ребёнку повышенные требования.
Старайтесь большое внимание уделять обучению ребёнка действиям с предметами. Необходимый элемент этой деятельности – хватание, развитие которого осуществляется по мере дифференциации движений, их упрочнения и закрепления умения держать предметы. Часто имея в руках игрушку ребёнок тянет её в рот, бросает на пол, производит с ней бессмысленные манипуляции. Поэтому много времени следует уделять осмыслению этих действий.
В первую очередь старайтесь учить ребёнка захвату предметов, отличающихся по форме, величине, весу. Упражняйте в перекладывании их с одного места на другое, катании мяча от вас к ребёнку и обратно, переносу игрушек на определенное расстояние. Учите малыша брать мелкие предметы и класть их в банки или коробки. Вещи должны быть из разного материала: резины, пластмассы, дерева и др. Научите ребёнка выделять их свойства: держать в обеих руках, в одной, перекладывать предметы из одной руки в другую. Ребёнка учите пространственной ориентировке и наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что он видит вокруг себя.
Поддержка родителей детей-инвалидов.
Когда умственная отсталость у ребёнка уже установлена, сразу возникают потребности, которые в первую очередь сводятся к тому, чтобы:
1. Избавиться от собственных негативных эмоций и чувств посредством общения с другими семьями.
- Узнать о возможностях развития вашего малыша через службу раннего обучения.
- Узнать о состоянии здоровья, в котором он находится, посредством медицинского обследования и дальнейшего наблюдения педиатра.
- В значительной степени вам может помочь справиться с ситуацией общение с группой родителей, дети которых тоже страдают умственной отсталостью, поскольку эти родители помогут вам развеять те негативные переживания, которые они сами уже испытали.
- Вы почувствуете себя лучше уже при первой встрече с ними, так как убедитесь в том, что многие семьи находятся в такой же ситуации, что не вы одни столь несчастны.
- Вы поразитесь, убедившись в том, что другие семьи, уже пережившие те же первичные негативные чувства, что и вы, мало-помалу научились преодолевать их и сейчас активно помогают своему ребёнку, а самое главное, – любят и принимают его таким, каков он есть. При этом они остаются дружными, сплоченными и весёлыми семьями.
Взаимная поддержка родителей детей-инвалидов особенно полезна новым родителям.
- Они предоставят вам практическую информацию о том, что такое умственная отсталость.
- Вы поймете, как вы должны общаться с вашим ребёнком.
- Они подскажут вам, какие возможности и какие службы существуют у нас для помощи семьям, где есть дети с умственной отсталостью. Такой обмен опытом поможет вам лучше общаться, как с ребёнком, так и с окружающими вас людьми.
Самое главное:
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
- Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
- Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
- Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребёнком о ней.