автор: Тимошенко Полина Владимировна

Педагог-психолог МАУДО “ДТДиМ” г. Оренбурга

Патриотизм как ресурс развития личности

 

Патриотизм как ресурс развития личности

П.В. Тимошенко, 

педагог-психолог МАУДО «ДТДиМ»

 

В статье описывается психологическая ресурсность патриотизма для становления и развития личности. Раскрываются механизмы влияющие на формирование самооценки, самоидентичности, ценностной системы, социально-значимых качеств, самореализации человека.

 

Значение патриотизма человека для страны, для общества известно и неоспоримо. Между патриотизмом и силой общества есть прямая связь. Чем крепче патриотизм людей, тем сильнее страна. Любящий свою страну человек стремится принести ей пользу, готов отстаивать ее интересы. А какой обратный эффект этой связи, и есть ли он? Что получает человек, его личность от таких чувств как любовь, уважение к своей стране, гордость за нее? Почему у человека возникает потребность в таких высоких чувствах к обществу как любовь, уважение? Н.П. Овчинникова автор книги «Воспитание патриотизма» считает, что «сущностной чертой понятия «патриотизм» является то, что патриот идентифицирует себя с Отечеством, т.е. осознаёт свою историческую, национальную, духовную и иную принадлежность к Родине как основной принцип, определяющий смысл и ценности его жизни». Патриотизм, как глубокое чувство любви и преданности к своей стране, народу и культуре дает человеку необходимое ему чувство принадлежности к обществу, людям, традициям, достижениям. Патриотизм и переживается как чувство принадлежности.

Человек и общество исторически были связаны между собой. Эта связь проявлялась в тесном и глубоком взаимодействии.

История развития человечества показывает, что человек изначально был неспособен выжить в природных условиях в одиночестве. Возможности выживания существенно возрастали, когда происходило объединение людей в группы, племена. Люди вместе охотились, обустраивали жилища, быт, защищались от хищников и враждующих племен. Именно совокупность людей обеспечивало выживание человеку, удовлетворяло его потребности в еде, доме, защите, безопасности. Таким образом, стремление быть частью группы является инстинктивной, исторически сформированной потребностью человека в принадлежности к какому-либо обществу, то есть находиться в связях с людьми, той группы, в которой состоит сам человек. 

Потребность в принадлежности сохраняется и в настоящее время: современный человек не может жить вне общества, так как ему необходимо не только удовлетворять свои материальные потребности, но и потребности в общении, взаимодействии с другими людьми, самореализации. 

Общество – та система, которая создает представления у человека об окружающем мире, в которой человек стремится занять определённое место.

Чувство принадлежности сдерживает поведение человека в рамках тех норм, которые установлены в обществе, формирует внутреннюю солидарность человека и социума. Являясь частью общества человек, соотносит свои ценности, цели, качества с ценностями, целями, качествами страны, при этом происходит процесс формирования идентичности личности. Общество становится источником ценностных и целевых ориентиров для человека. Личность может присваивать такие ценности как семья, карьера, стабильность, свобода. Чем больше человек ценит свою страну, гордиться ею, тем больше ценностей он перенимает от нее.

Общество становится для человека определенным зеркалом, в котором можно разглядеть, проанализировать себя через других людей, а также увидеть необходимость к совершенствованию, изменениям к лучшему. Соотносить себя с ценностями, людьми – базисная необходимость человека. Сравнивая свою личность, свои поступки, достижения, результаты с аналогичным у других людей, сопоставляя их с общественной оценкой – через это сравнение и сопоставление создается представление о себе, то есть у человека формируется и укрепляется самооценка. Этот процесс формирования самооценки, может быть возможен только при осознании своей принадлежности к обществу, его ценностям. 

Принадлежность к обществу дает человеку возможность ощутить себя нужным, принятым, определяет смысл той деятельности, которой он будет заниматься. При выборе профессионального направления человек стремиться выбрать ту специальность, которая сделает его значимым для общества и как следствие понять свою ценность.

Чувствуя свое единство с обществом, его историей, переживая радость, эмоциональный подъём за общественные достижения, человек воспринимает себя причастным к ним, переживает за них как за собственные. Как бурно радуется человек за победу своей спортивной команды в международных соревнованиях, называет команду – наша, моя! Видя победы, силу общества человек начинает чувствовать тоже самое в себе. Признание своей социальной роли, побуждает человека преодолевать тот негатив, который делает человека слабым, например страх, эгоизм. Вспомним цитату В. Путина: «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». Уважая свою страну, человек уважает и себя как ее часть.

Процесс взаимовлияния человека и общества существует и реализуется во многих механизмах их взаимодействия. Чувство принадлежности крепко привязывает личность к обществу, к стране. Чем сильнее любовь к стране, тем крепче эта связь, а значит тем больше человек перенимает от ценностной системы страны, культурного и исторического наследия своей страны для формирования и реализации своей личности. 

Значимость патриотизма в жизни человека обусловлена тем, что он является ресурсом высоких ценностей для личности, таких как героизм, отвага, самоотверженность, гуманизм, становится формирующим механизмом социально-значимых качеств, таких как коммуникативность, смелость, ответственность, стойкость,  культуры человека, социальной самооценки и идентичности. 

Патриотизм как ресурс развития личности