автор: Тищенко Татьяна Александровна
Старший воспитатель МБДОУ детский сад “Ракета” филиал №1 детский сад “Ладушки”
“Инновационные технологии физического развития в ДОУ”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ракета»
Выступление на педагогическом совете ДОУ
Тема выступления:
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом
процессе ДОУ»
Подготовила:
Тищенко Т.А.
Старший воспитатель
филиала №1 д/с «Ладушки»
2018 год
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровье сберегающих образовательных технологий.
Цель здоровье сберегающей технологии:
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
(СЛАЙД 1)
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления : «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
(СЛАЙД 2)
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Во все времена здоровье детей рассматривалось как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
ЗДОРОВЬЕ- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(СЛАЙД 3)
Здоровьесберегающая технология – это:
– условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
– рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
– организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
– соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
– необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, мед. работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни.
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
(СЛАЙД 4) Здоровьесберегающие технологии – целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мер
которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребенка и родителей , ребенка и доктора.
Можно выделить следующие формы взаимодействия ДОУ с семьей:
-информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе
– информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
-Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения , родительские собрания.
-приобщение родителей к участию в физкультурно- массовых мероприятиях ДОУ.
(СЛАЙД 5) В дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 вида :
- Технология сохранения и стимулирования здоровья
- Технология обучения здоровому образу жизни
- Коррекционные технологии
(СЛАЙД 6) Технология сохранения и стимулирования здоровья включает в себя :
Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика.
(СЛАЙД 7) (СЛАЙД 8)Перечисленные технологии я использую в своей работе. Вот некоторые примеры .
(СЛАЙД 9)Технология обучения здоровому образу жизни включает в себя : физкультурные занятия, коммуникативные игры, точечный массаж, активный отдых, спортивные праздники, чтение художественной литературы.
(СЛАЙД 10) Также хочется привести несколько примеров из своей работы.
(СЛАЙД 11) Коррекционные технологии включают в себя : Арт- терапия , Сказкотерапия, Цветотерапия, Музыкотерапия, Ритмопластика , Ароматерапия, Психогимнастика, артикуляционная гимнастика.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму ребенку необходимых моральных норм и правил.
Цветотерапия– это воздействие на организм человека с помощью цвета .
Музыкотерапия — психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний. Этот метод позволяет быстро снять психическое напряжение, успокоиться.
Ароматерапия– лечение с использованием различных запахов.
Психогимнастика– это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи
(СЛАЙД 12) Отдельно хочется остановиться на Ритмопластике. Начнём с определения. Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность
(СЛАЙД 13) Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребенка, привитие основных навыков необходимых для дальнейшей взрослой жизни
(СЛАЙД 14) Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц
(СЛАЙД 15) Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, выработки правильной осанки, походки, что способствует оздоровлению всего организма в целом.
(СЛАЙД 16) Ритмопластика заканчивается релаксационными упражнениями. Релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия. Для этого используется такая «музыка» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.
(СЛАЙД 17) Своё выступления я хочу закончить, вручив вам памятку «Десять золотых правил здоровьесбережения». Надеюсь они будут вам полезны. Спасибо за внимание !