автор: Ткаченко Любовь Васильевна
Преподаватель «Северо-Енисейской» ДШИ
МБУ ДО «Северо-Енисейская детская школа искусств»

Наставничество как средство профессионального роста для наставника и молодого педагога

«Наставничество как средство профессионального роста 

для наставника и молодого педагога»

«Уча других, мы учимся сами»

Л. Сенека

 2023 год в России был объявлен как Год педагога и наставника и приурочен к двухсотлетнему юбилею Константина Дмитриевича Ушинского, одного из основоположников отечественной педагогики. Само понятие наставничество является разновидностью индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими педагогического опыта работы в области музыкального искусства, либо стаж работы по специальности – не более 3 лет. Наставник – это опытный преподаватель, владеющий различными методиками и профессиональными знаниями в области педагогики. Молодой специалист – это начинающий преподаватель, овладевший знаниями основ преподавания, но не имеющий педагогический опыт работы в ДШИ.

     Наставничество – способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок. Это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями. При этом оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал. Термин «наставничество» произошел от английского слова «mentor». Так звали героя древнегреческой мифологии – мудрого советчика, пользовавшегося всеобщим доверием. История наставничества идет из далекого прошлого. Первым профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим поколениям наставников, был древнегреческий Ментор. Этот герой древнегреческой мифологии был мудрым советчиком и пользовался всеобщим доверием. Он стал примером мудрого и эффективного наставника. Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. Его главное дидактическое достижение – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. 

Жан Жак Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. На Руси, после принятия христианства (988г.), наставничество выделили в особый вид деятельности, направленный на становление духовности. Русские монахи, например, Сергий Радонежский, следуя христианскому учению и морали, постепенно формировали систему воспитания нравственности, стремления к духовному сплочению, трудолюбия, смирения и благочестия подрастающего поколения. Должность классного наставника в России появилась во второй половине 19 века. В первой половине 20 века значительный вклад в развитие наставничества внесли П. П. Блонский, Л. С. Луначарский, А. С. Макаренко. В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский. Он считал, что нельзя быть убежденным в том, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. В 60-80 годах 20 века наставничество становится одним из главных направлений в политике советского государства. Задачи наставничества в этот период две – наставление другого на путь истины и передачу своего жизненного и профессионального опыта. Именно в этот период понятие «наставничество» приобрело свою современную трактовку как формы нравственного воспитания и профессиональной подготовки молодежи. 90-е годы разрушили и государство, и систему образования, и систему наставничества. Но уже в нулевых годах 21 века, на разных уровнях власти, начали говорить о необходимости возрождения наставничества. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом. В современной теории образования за рубежом наставничеству и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Особого внимания заслуживает позиция Г. Льюиса, который рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. В течение многих сотен лет наставничество применялось главным образом по отношению к подрастающему поколению. Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». Тьюторство как одна из форм наставничества возникло в первых британских университетах – Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являвшегося в Европе в то время практически единственным грамотным сословием, имевшим отношение к процессу формирования общественной культуры. По традиции эти университеты давали преимущественно гуманитарное образование.   Наставничество в своем лучшем проявлении связано с компетентностью, опытом и четким определением ролей. В настоящее время, особое место занимает вопрос о деятельности молодых специалистов, так как в образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав учебных учреждений стремительно “стареет”.  В школах работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». 

Наставничество в ДШИ необходимо по нескольким причинам: 

1.Для передачи опыта и знаний. Опытный наставник может поделиться с молодым специалистом своими знаниями и опытом в области методики преподавания музыки, воспитания детей, организации концертной деятельности и т.д. Это помогает молодому специалисту быстрее адаптироваться к работе в школе и достичь высоких результатов в своей деятельности. 

2.Для психологической поддержки. Работа с детьми может быть непростой, поэтому молодой специалист нуждается в психологической поддержке. Опытный наставник может помочь молодому специалисту справиться с трудностями, возникающими в работе, и избежать профессионального выгорания. 

3.Для формирования мотивации к профессиональному развитию. Наставник может помочь молодому специалисту осознать свои цели и задачи в профессии, а также разработать план их достижения. Это помогает молодому специалисту стать более мотивированным и успешным в своей работе. 

Как организовать наставничество в ДШИ? Организация наставничества в ДШИ может осуществляться по-разному. В некоторых школах наставничество является обязательной частью программы подготовки молодых специалистов. 

В других школах наставничество осуществляется на добровольной основе. Если наставничество является обязательной частью программы подготовки молодых специалистов, то школа должна разработать специальный регламент, который будет определять порядок организации и проведения наставничества. В регламенте должны быть указаны следующие моменты: порядок подбора наставников и стажеров; продолжительность и содержание наставнической деятельности; формы и методы работы наставника и стажера; оценка результатов наставничества. Если наставничество осуществляется на добровольной основе, то школа может предоставить молодым специалистам возможность выбрать наставника из числа опытных преподавателей. Что должен делать наставник? Наставник должен выполнять следующие функции: – оказывать помощь стажеру в освоении методик преподавания музыки, воспитания детей, организации концертной деятельности и т.д. 

– оказывать психологическую поддержку стажеру; 

– помогать стажеру разрабатывать план профессионального развития. 

Он обязан: знать требования законодательства в сфере образования, нормативные акты определяющие права и обязанности молодого специалиста; налаживать контакт с молодым специалистом, разработать план профессионального становления наставляемого; изучать нравственные и деловые качества наставляемого; проводить необходимое обучение начинающего педагога, оказывать методическую и организационную помощь, контролировать, направлять и вводить наставляемого в педагогическую профессию; вести дневник работы наставника, подводить итоги.

   Начинающий педагог обязан: изучать Закон РФ «Об образовании в РФ», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность; заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный уровень; выполнять план профессионального становления в установленные сроки; овладевать практическими педагогическими навыками; периодически отчитываться о своей педагогической работе.

    Новая система наставничества в ДМШ должна быть мобильной, актуальной и способной сформировать мотивацию к самореализации, саморазвитию. Эта система должна учитывать изменения в обществе и культуре, новые требования к качеству образования, индивидуальные особенности молодых специалистов. Система наставничества должна решать следующие задачи:  

1.Помочь начинающему педагогу психологически адаптироваться в образовательной организации и в детском коллективе(объединении). 2.Сориентировать наставляемого по выбору методологических средств работы и системе их применения. 

3.Разработать и реализовать перспективный план развития педагогического мастерства начинающего педагога, опираясь на предмет образовательной программы детского творческого объединения и возрастные и психологические особенности воспитанников. 

4.Систематически корректировать и направлять деятельность наставляемого на получение им поставленного результата, личностного профессионального роста и качественных показателей творческих работ воспитанников

Решение этих задач позволит повысить эффективность наставничества в ДМШ и обеспечить высокий уровень подготовки молодых специалистов.

     Каков сегодня педагогический состав в нашем образовательном учреждении? За последние пять лет наш педагогический коллектив претерпел большие изменения. Наряду со стажистами в коллективе трудятся и молодые специалисты, которые поступают к нам на работу. И от того как сложится трудовая деятельность молодого специалиста, во многом зависит от помощи со стороны всех членов педагогического процесса. Одной из первостепенных задач является не просто привлечение молодых специалистов, но и (что еще существеннее) удержание их на педагогическом поприще. Мы знаем, что если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъема и эйфории у него могут появиться сомнения в собственной значимости как в профессиональной, так и в личностной. Основная задача, – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Молодой педагог, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, возникающие из-за отсутствия необходимого опыта. Процесс становления педагога продолжительнее и сложнее, чем у других специальностей, потому, что педагогическое образование не гарантирует успех молодому специалисту. Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современная жизнь требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют и личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование? Молодой специалист в новой деятельности испытывает высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов. И вот здесь ему необходима постоянная помощь наставника. Мой опыт подсказывает, что начинающему педагогу легче работать, если он чувствует поддержку старших коллег, стремящихся ободрить, подсказать, поделиться опытом. Такой подход оптимизирует процесс профессионального становления молодого специалиста, сформирует у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Именно наставничество заслуживает сегодня пристального внимания потому, что отражена жизненная необходимость молодого учителя получить поддержку профессионала, который способен предложить теоретическую и практическую помощь на рабочем месте. 

  Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода. Основными целями наставничества в ДШИ является: профессиональная помощь и поддержка молодых специалистов (оказание помощи педагогу в профессиональном становлении); формирование кадрового потенциала; создание условий для адаптации в практической деятельности и становлении педагогического потенциала. Задачи наставничества в ДШИ: помочь в личностной и социально-педагогической адаптации; способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления; стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности; способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте. Мой педагогический опыт довольно большой. Чтобы взаимодействие с молодым преподавателем стало конструктивным и приносило желаемый эффект, я придерживаюсь следующих правил общения: не приказывать, не обязывать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не ставить диагноз. Так как тесное общение происходит системно, то между мной и подопечным устанавливаются дружеские, доверительные отношения, способствующие быстрому вхождению в профессию. Свою работу я выстроила планомерно в три этапа: 1этап– период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться педагога наставника. 2этап– процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. 3 этап – обобщение своего опыта работы. Рефлексивная деятельность педагога: анализ педагогической деятельности, определение проблем и новых перспектив. Процесс наставничества молодого педагога я строила с учетом следующих факторов: уровня базового образования, теоретической подготовленности, уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочет добиться), наличия практического опыта работы с детьми. Особое внимание уделяла организации учебного процесса, ведению школьной документации, формам и методам организации внеурочной деятельности учащихся. Я считаю, что работа с молодыми специалистами наиболее эффективна, если использовать различные памятки: методическая копилка по определению типа урока, эффективный выбор работы с учащимися, анализ и самоанализ урока, памятка классного руководителя, как правильно организовать работу с родителями, методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий. Перед встречей с молодым специалистом подготавливаю необходимые информационные материалы. В течение всего периода адаптации нахожусь в постоянном контакте с педагогом. Вместе мы выявляем актуальные вопросы профессиональной деятельности, позволяющие ускорить процесс адаптации и становления молодого учителя. Для определения направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики выявляются проблемы, которые испытывает молодой учитель в начале своей профессиональной деятельности. Основным методом работы является посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у них затруднений. В процессе наблюдения уроков и занятий, их анализа особое внимание следует обращать на подготовку к уроку, организационные стороны учебного процесса, знакомлю с методами и приемами работы опытных учителей. Предлагаю методические рекомендации и практические советы. На этом этапе оказывается помощь и в проведении воспитательных мероприятий, что способствует формированию тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя. Организую участие молодого педагога в практикумах по планированию собственной методической работы и работы с детьми, проектированию методической структуры занятия в зависимости от его типа и вида, оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов занятия. Изучаем вопросы объективной оценки знаний учащихся, управление развитием творческих способностей учащихся, личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, анализ и самоанализ деятельности педагога. Профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Учитель чувствует себя увереннее, закрепляется убеждение в правильном выборе профессии.

Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время равнодушно относиться к своей педагогической деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. Поэтому с первых дней работы, когда молодой специалист знакомится со своими учениками, завоёвывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство», с моей стороны важно и необходимо методическое сопровождение учебных занятий, внеурочных мероприятий, сохранение и наращивание уровня мотивации к профессиональной деятельности, к освоению современных образовательных технологий и самообразованию. Для решения этой задачи стараюсь: раскрыть профессиональный потенциал молодого специалиста; привлечь его к участию в общественной жизни коллектива; формировать у него общественно значимые интересы; содействовать развитию его творческих способностей. Процесс адаптации молодых учителей в значительной мере обусловлен степенью и характером помощи, которую молодой педагог получает от администрации школы, опытных учителей, коллег по работе. Этап адаптации довольно насыщенный процесс. Молодой учитель находится в поле зрения администрации школы, педагога – наставника, педагогов–предметников, учеников, родителей. Нельзя допустить перегрузки молодого педагога. Здесь необходимо понимать, что знает и не знает молодой педагог, умеет и не умеет делать. В процессе диалога с ним необходимо эффективно распределить ресурсы и выбрать соответствующие стратегии адресного развития подопечного, например такие формы работы как: индивидуальные консультации; самоанализ уроков; мастер-классы; открытые уроки; внеурочные занятия; работа над темой самообразования. Понятно, что идеальных уроков не бывает, поэтому важно провести для молодого педагога рефлексию каждого этапа урока. На данном этапе усилия направляются на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Анализ урока молодого учителя позволяет определить области, которые нуждаются в усовершенствовании. Немаловажную роль играет постоянная мотивация начинающего учителя к инновационным методическим находкам, поиску оптимальных педагогических технологий, подчеркивающих становление профессионального стиля педагога. Знакомство с новыми технологиями осуществляются на лекциях и во время педагогических чтений. Важно, чтобы учитель погрузился в атмосферу психологического комфорта, которая создается благодаря взаимодействию и поддержке. Для непрерывного роста профессионализма молодого педагога важно постоянно наблюдать, как молодые специалисты планируют, реализуют и анализируют свои занятия. Необходимо вести работу в трех направлениях: планирование – проведение урока – методический анализ для достижения надлежащего эффекта в развитии молодых специалистов. Не нужно осваивать множество технологий, методов и приемов ведения урока. Необходимо найти то, что у молодого педагога получается хорошо и эффективно 

   Сегодня «стратегия развития системы образования ориентирована на решение задач обучения и воспитания, воплощение в жизнь практики воспитания и дополнительного образования с целью становления мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, защите Отечества, предотвращения отклонений в поведении». Одно из средств достижения этих целей – возрождение профессионального наставничества. Таким образом, феномен наставничества актуален во все времена. Его основная направленность по обмену опыта, постоянному личностному росту и освоению нового, делает его неотъемлемой частью образовательного процесса каждого учреждения, так и востребованным во всех иных сферах деятельности человека. Современное общество предъявляет новые требования учителю-наставнику: эрудиция, знание методики, владение новыми технологиями, ораторское искусство, широкий кругозор, педагогическое мастерство и много других требований. Для того, чтобы осуществлять наставническую деятельность в детской музыкальной школе, педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, повышать свою квалификацию, участвовать в различных культурных и общественных мероприятиях района, города, области. Процесс наставничества позволяет формировать среди молодых специалистов прочное желание остаться в профессии, а их ученикам – продолжить обучение в музыкальном училище, академии культуры или консерватории.

Список литературы.

1.Приказ Минпросвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (с изм. и доп. от 30.09.2020 г.). 

2.«Положение о наставничестве». Приказ № 70-ОД от 30.08.2019г

3.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  1. «Концепция развития дополнительного образования в РФ». Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.

5.«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662.

6.Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. 

7.«Лучшие практики наставничества в образовательных организациях». Сборник методических материалов, г. Белгород, 2021.

8.«Наставничество в образовании: современная практика» Международная научно-практическая конференция. Сборник материалов. Курган, 2019. 

9.Никитина В.В. «Роль наставничества в современном образовании» Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013-№ 6 (15).

10.Сухомлинский В.А. «О воспитании» – Москва: Изд-во «Политическая литература».

11.Щипунова, Н. Н. «Организация наставничества в школе с молодыми педагогами» Молодой ученый. – 2016. – №6.

Наставничество как средство профессионального роста для наставника и молодого педагога