автор: Тлисова Милана Индрисовна

Советник директора по воспитанию МКОУ “Гимназия №13”

Актуальные вопросы воспитания личности в условиях реализации ФГОС

 

Актуальные вопросы воспитания личности в условиях реализации ФГОС

 

1. Современная система образования и вопросы воспитания личности. Нормативно-правовое обеспечение по вопросам воспитания в России

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи  с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом.

На рубеже XX и XXI вв. явно обозначились тенденции, которые ввиду их негативного влияния на воспитание подрастающего поколения несут в себе угрозу будущему нашей страны. Вот лишь некоторые из них:

  • культивирование средствами массовой информации насилия, «суперменства», быстрой наживы;
  • агрессивное влияние реакционных асоциальных групп, религиозных тоталитарных сект, проповедующих псевдорелигии и призывающих к национальной и религиозной неприязни, терроризму;
  • кризисное состояние современной семьи в России;
  • техногенное отчуждение (включая нервно-психологические перегрузки), ставшее атрибутом современной индустриальной цивилизации, глобальная компьютеризация и информатизация, уводящая детей из мира реального в мир виртуальный;
  • высокий уровень социального неравенства и отсутствие ясной жизненной перспективы у молодежи из семей с низкими доходами и др.

Анализ имеющихся в различных источниках определений сущности воспитания позволяет сделать вывод о том, что воспитание нельзя трактовать однозначно. Данное

понятие многогранно, имеет множество аспектов, и поэтому для его более глубокого понимания требуется системный подход.

В педагогических исследованиях последних лет дефиниция воспитания трактуется в широком, социокультурном, и конкретном, практико-ориентированном, смысле. В них воспитание рассматривается как важнейшая функция любого общества и необходимое условие социализации личности.

В исследовании Е. В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» личностно ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

В качестве основных ценностей, определяющих ориентиры воспитания выделяют:

  • человеческие (социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала);
  • духовные (совокупный опыт  человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления);
  • практические (способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы);
  • личностные (способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества.)

На современном этапе развития системы образования в условиях ФГОС, происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается больший упор на раскрытие индивидуальности личности, развитие ее самостоятельной творческой деятельности. Сегодня специфической чертой современной российской действительности является изменение понятия роли личности в обществе. В парадигме «личность — общество» наблюдается повышенный интерес именно к личности, становящейся главным компонентом. Развитые в конце прошлого века коллективистские идеи сменяются мировоззрением, центрированным индивидуально.

Именно поэтому перед современным учителем стоит вопрос не в том, как привить ребенку знания, умения и навыки, а в том, чтобы в первую очередь воспитать личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, то есть приспособленную к продуктивному взаимодействию с другими личностями. Это невозможно организовать, если воспитательный процесс организуется в рамках традиционной методики. Невозможно научить ребенка организовывать собственную работу, общаться, жить в обществе, если не ставить его в активную позицию, не используя современные подходы к воспитанию. Процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося. При

воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами учитель становится проводником, консультантом, тьютором в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет ученика, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. Следовательно, в концепции ФГОС любое занятие, как учебное, так и воспитательное понимается, в первую очередь как развивающее, целью которого становится приобретение опыта коллективной или индивидуальной деятельности обучающихся.

Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в принятой в 2009  году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.) До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие конкурентоспособной, мобильной личности, способной найти себя на рынке труда, но чаще всего следует учитывать, что такая личность не всегда обладает высоким духовно-нравственным развитием. Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Поэтому в школе в соответствии с новыми стандартами следует большее внимание уделять личностно- ориентированному обучению, как способу не столько обучить ребенка определенным навыкам, сколько воспитать его достойным гражданином России. Таким образом на первый план выходят личностные результаты, развитие Я-концепции, самоопределения, мотивации.

Нормативно-правовое обеспечение по вопросам воспитания в России:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года;

  • Национальный проект «Образование» – (Сроки реализации: 01.01.2019 –

31.12.2024).

  • Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года был разработан поручению Министерства образования и науки РФ в рамках Плана первоочередных мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы. Рабочая группа, возглавляемая В. М. Филипповым, включала 85 человек, в том числе государственных и общественных деятелей, ученых, работников образования и культуры, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, специалистов министерств и ведомств, руководителей и представителей педагогических, научных, родительских и других общественных объединений и сообществ, средств массовой информации.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отражает стремление российского руководства к преодолению длительного, занявшего около четверти века новейшей российской истории пренебрежения вопросами воспитания, и фактического исключения их функций государственного управления, разрушения системы воспитательной работы учебных заведений всех уровней. Стратегия исходит из того, что воспитание относится к приоритетным задачам Российской Федерации, и декларирует ориентацию «на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно- исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков».

Национальный проект «Образование» − это  инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач:

Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:

  • обновление его содержания;
  • создание необходимой современной инфраструктуры;
  • подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации;
  • создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В структуру национального проекта «Образование» будет входить девять федеральных проектов:

  1. Федеральный проект «Современная школа».
  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
  3. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»..
  4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда».
  5. Федеральный проект «Учитель будущего».
  6. Федеральный проект «Молодые профессионалы».
  7. Федеральный проект «Новые возможности для каждого».
  8. Федеральный проект «Социальная активность».
  9. Федеральный проект «Экспорт образования».

 

Федеральный проект «Современная школа».

Задача проекта:

внедрение в российских школах новых методов  обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».

Главные цифры проекта (к 2024 году):

  • проведение комплексной оценки качества общего образования в 85 субъектах России,
  • создание современной материально-технической базы в 16 тысяч школ в сельской местности и малых городах 80 субъектов Российской Федерации,
  • создание новых мест в общеобразовательных организациях для 230 тысяч

детей,

  • участие 70% школьников в различных формах сопровождения и

наставничества,

  • реализация общеобразовательных программ в сетевой форме 70% организаций начального, основного и среднего общего образования,
  • строительство и введение в эксплуатацию не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций.

Общий бюджет проекта: более 295,1 млрд рублей.

  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте развития воспитания

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт   был   разработан во исполнение идей национальной образовательной инициативы «Наша новая  школа»,          в         которой были определены ключевые направления реформирования отечественного  образования.  Образование,  говорится  в  документе,      должно      содействовать      целям      опережающего      развития страны посредством вложения инвестиций в «человеческий капитал». От этого зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

ФГОС – федеральный образовательный стандарт – есть  система норм  и правил,   обязательных    для    исполнения    в    любом    образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы (ООП). Стандарт 2 поколения выполняет миссию общественного договора как инструмента правового регулирования отношений основных заказчиков образования: государства, общества и личности (интересы ребёнка представляют также его родители и школа).

Каковы особенности построения нового стандарта (ФГОС)?

Первая особенность: стандарт носит действительно инновационный характер. Меняется вся философия образования. Какую школу ждут сегодня? Коротко можно сформулировать так: на смену молчанию, запоминанию, неподвижности, отметке приходят деятельность, смыслообразование, творчество, самообучение и рефлексия.

Вторая особенность: ФГОС опирается на три требования (три стандарта внутри главного):

  1. требования к структуре содержания в виде  основной образовательной программы;
  2. к результатам образования;
  3. к условиям его реализации.

Третья особенность: изменения носят системный, т.е. всеобъемлющий характер.

Образовательная система включает в себя компоненты, которые располагаются в следующем порядке: цели – принципы – содержание – технологии – условия – результат.

Система обладает целостностью, взаимосвязанностью, взаимозависимостью, определённой инертностью.

Образование «для жизни» не может быть только научением. Научением без воспитания. Идеологическим и методологическим основанием нового стандарта образования выступает концепция духовно – нравственного воспитания гражданина России. Среди основных функций образования: обучения, развития и воспитания – ведущей в отечественной традиции всегда было воспитание. Обученный, но не воспитанный человек для общества может быть опасен. В ФГОС II поколения воспитание заняло подобающее ему центральное место. Воспитание и социализация, как          известно, есть создание педагогических    условий для ценностного самоопределения личности.

Цели и задачи воспитания в рамках реализации ФГОС.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач  общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей  жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно- нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою  общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениям.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • в соответствии с национальным приоритетом;
  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
  • согласно Конституции Российской Федерации;
  • согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал − это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач  общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно- нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность − свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность − служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья − любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество − уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука − ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии − представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература − красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа − эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество − мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

  • Патриотизм и российская гражданская идентичность обучающихся

В настоящее время много внимания уделяется вопросам и роли патриотического воспитания в формировании гражданской идентичности. Данная проблема приобретает наибольшую актуальность в связи  с обострившейся ситуацией на мировой геополитической арене.

Вопрос гражданственности неразрывно связан с патриотизмом, любовью к родной земле, то есть понятиями, наделенными священным смыслом. При этом вслед за указанными сакральными понятиями должны следовать действия, подкрепленные волей и ответственностью за судьбу страны и народа. То есть необходимо осознанное и грамотное, поднятое до уровня сознательного и активного выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга.

Патриотизм определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм является одним из основных факторов формирования гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества.

Патриотизм в структурном отношении состоит из трех взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов: − деятельности.

Нормальное самосознание гражданина новой России обусловлено тем, что гражданин принадлежит:

  1. к российскому народу,
  2. к российскому обществу,
  3. к мировому сообществу.

В готовности гражданина совершать действия по защите свободы и национальных интересов своего Отечества, даже если ему самому угрожает смертельная опасность, и проявляется патриотическое сознание.

Патриотизм является основополагающим моментом в объединении современного российского общества, при этом в условиях поликультурности общества способствует сохранению культурного своеобразия того самого общества.

В формировании патриотизма основополагающим является то, как человек осмысливает и переживает свое отношение к Отечеству. Ценность эта универсальна, но для каждого индивидуальна и может быть различна в своих конкретных проявлениях.

Понимание сути национальных интересов относительно своих собственных интересов является одним из важнейших условий формирования патриотического сознания гражданина. Только используя системный подход в формировании патриотического сознания и воспитании патриота, можно добиться результата.

Любовь к Родине воспитывается в меньшей степени громкими широковещательными лозунгами и призывами, а в большинстве своем достигается кропотливой работой с подрастающим поколением и доказывается конкретными делами и поступками, так, как это делали наши знаменитые предки: ученые, полководцы, путешественники, писатели, художники.

Вырастить морально здоровую молодежь возможно только основываясь на почитании собственной истории, традициях предыдущих поколений, уважении к их достижениям и подвигам. Подвигнуть людей на высокие дела невозможно без  возрождения чувства национального достоинства и национальной гордости.

Значение патриотического воспитания как наиболее актуальной проблемы в условиях современной действительности, особенно на региональном уровне, подчеркивается разработкой и принятием нормативно-правовых документов, способствующих формированию патриотического сознания с учетом регионального компонента.

В рамках реализация Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым, на полуострове организовано всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия». Крымская организация «Юнармия» создана при поддержке Министерства образования, науки и молодежи правительства Крыма. Среди ее опекунов – представители «народного ополчения Крыма», симферопольской организации Союза ветеранов войны, труда и военной службы, крымского отделения ДОСААФ и военного комиссариата. Для реализации военно-патриотического воспитания крымской молодежи также создано предприятие «Региональный центр по подготовке к военной службе и военно- патриотическому воспитанию» (сокращенное название «Крымпатриотцентр»). Идея создания движения «Юнармия» принадлежит министру обороны России Сергею Шойгу. Ее поддерживает и российский президент Владимир Путин. Цели «Юнармии»

  • систематизация патриотического движения и увлечение молодых людей военно- патриотической тематикой, географией и историей России, жизнью героев, выдающихся ученых и полководцев.

В целях улучшения качества работы учреждений образования военно- спортивной, патриотической направленности в муниципальных образованиях региона, обеспечены условия для качественно новой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, организаторов и специалистов в области патриотического воспитания. Разработаны региональные методические материалы, социальные практики.

Социальные практики − это те ситуации, в которых человек приобретает социальный опыт, реализуя свои  интересы и потребности. Основная функция социальных практик в том, что они представляют собой целесообразные действия индивидов по преобразованию социального мира и тем самым побуждают приспосабливаться к настоящему и будущему.

Социальные практики выступают важной формой обретения детьми социального опыта, развития детской индивидуальности и самостоятельности. Под социальными практиками в педагогической реальности понимаются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности и поведения. Социальные практики с участием школьников представляют собой совокупность способов поведения и определенных действий, которые направлены на реализацию интересов детей. Социальные практики предоставляют ребенку возможность самовыражения, и переживания чувства ответственности за принимаемые решения.

Среди социальных практик можно выделить творческую деятельность, волонтерство, поисково-исследовательскую деятельность, игру, продуктивную деятельность, экспериментирование.

Социальные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка и взрослого и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях самого ребенка.

Как правило, содержание социальных практик выходит за рамки школьных учебных программ, связано с реальной жизнью, актуальной для учеников.

Социальные практики развивают нравственные, эстетические, интеллектуальные и физические качества и являются мощным стимулом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности школьников. В ходе социальных практик дети овладевают способами конструктивного взаимодействия с другими, учатся участвовать в реальных событиях, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Основными свойствами социальных практик в понимании Г.  Гарфинкеля является их наблюдаемость, объяснимость, сообщаемость и рефлексивность. Именно эти свойства социальных практик делают их активной формой усвоение школьником образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей̆, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Виды социальных практик:

Игра как вид социальной практики представляет живое изображение основных черт реальности. Игра связана с эмоциональностью и активностью детей и на этой основе возможно создание глубоко прочувствованных прочных впечатлений и убеждений.

Экспериментирование напрямую связана с проявлением самостоятельности и инициативы и позволяет получить опыт, связанный с управлением своей деятельностью оригинальным решением проблем, поиск не одного, а нескольких вариантов решения проблем.

Продуктивная социальная практика –создание оригинальных образов, продуктов, проявление эмоциональных отношений.

Трудовая социальная практика – воспроизведение конкретных трудовых действий.

Проектная социальная практика – поиск нестандартных решений, опыт социального взаимодействия.

Все социальные практики представляют собой элемент социального творчества школьников. Основным показателем социальных практик в контексте самоопределения выступают:

Инициативность – способность выбирать вид деятельности, ставить цель и добиваться ее;

Ответственность. Умение брать на себя ответственность за результаты деятельности.

Социальные практики также развивают умение устанавливать прочные и доброжелательные отношения; способствуют переживание социальной причастности к происходящему; воспитывают эмоциональное сопереживание другим людям; проявляют эмоциональные переживания, присущие конкретному ребенку.

Примерный алгоритм конструирования социальной практики включает следующие шаги:

  1. Создание ситуации получения социального опыта в ходе социальной практики;
  2. Реализация социальной практики;
  3. Анализ результативности практики;
  4. Рефлексия.
  • Создание ситуации получения социального опыта школьником предполагает:
  • Определение учителем ценностного наполнения практики. Определяются те ценности, которые будут интериоризированы ребенком в ходе социальной практики и будут руководить его деятельностью в цепочке: ценность, цель, задачи, мотив, целесообразность деятельности, результат и удовлетворенность потребности в получении результата.
  • Постановка педагогической задачи (уточняются результаты, на которые направлена практика).
  • Подбор  актуально поставленной  задаче социального контекста и вида реализуемой социальной практики.
  • Подбор методик поддержки школьников, которые включили бы их в контекст социальной практики и позволили принять ценности.
  • Подбор критериев оценки результата и методик осуществления рефлексии.
  • Подбор формы представления ситуации социальной практики школьникам.
  • Реализация социальной практики

На этапе реализации социальной практики школьники обеспечиваются методиками поддержки деятельности (например, алгоритмы деятельности или отдельных действий, необходимые ресурсы, консультации учителя …), позволяющими выстраивать самостоятельную деятельность в зависимости от вида  социальной практики.

  • Оценка результативности социальной практики

Результативность практик отслеживается с помощью выбранных методик.

Оцениваются освоенные действия или созданные продукты.

  • Рефлексия

Проводится самооценка деятельности и ее результатов учащимися с использованием качественных методов (эссе, дискуссия, самоотчет, портфолио).

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельность как важнейшую сферу школьной жизни и составную часть образовательного процесса школы. Под внеурочной деятельностью подразумевают все те виды деятельности школьника, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Стандарту, внеурочная деятельность рассматривается в двух планах: во-первых, как сфера индивидуализации обучения, где каждый школьник может

выбрать индивидуальную образовательную траекторию;

во-вторых, как сфера воспитания, формирования российской идентичности у школьника.

Внеурочная деятельность, по сути, тесно связана с урочной деятельностью и является ее логическим продолжением. Поскольку не всегда на уроках, возможно, действительно сформировать новые качества и отследить, как эти качества личности формируются и развиваются. Поэтому термин «внеурочная деятельность» очень удачен, потому что он объединяет и то, что происходит на уроке, и то, что происходит в других формах, уже привычных для нас: кружках, секциях, экскурсиях, творческих объединениях, фестивалях, школьных праздниках и вечерах. Благодаря организации внеурочной деятельности жизнь после уроков становится единым и системным процессом, направленным на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Во многих образовательных учреждениях наряду с общеобразовательными классами стали открываться классы с изменённым статусом — кадетские классы. Основными отличительными особенностями кадетского класса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной

среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ.

Внеурочная деятельность в кадетских классах организована в соответствии со Стандартом по направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное;
  • проектная деятельность реализуется через все направления.

  • Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности

В настоящее время взаимодействие школы с семьёй является актуальной и востребованной проблемой, так как успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Совместная работа школы и семьи эффективно в том случае, если их сотрудничество реализуется в ежедневной практике, когда педагоги и родители совместными усилиями решают общую задачу: создают условия для благополучного и гармоничного развития ребёнка.

Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьёй, прежде всего важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания.

Деятельность школы  с семьёй включает три основные составляющие педагогической помощи:

  • образовательную (включает помощь семье в обучении и воспитании детей);
  • психологическую (включает социально – психологическую поддержку и коррекцию);
  • посредническую (включает помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания).
  • Различные исследования свидетельствуют, что не все родители владеют методикой воспитания своих детей. Выделяют следующие причины:
  • малодетность приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сёстрами, не имеют опыта семейных отношений;
  • основательно утрачены традиции народной педагогики;
  • из-за возникающих социальных и экономических трудностей, материальная необеспеченность семей понижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышается конфликтность в семье, ухудшается отношения между родителями и детьми;
  • родители много времени уделяют работе.

При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Единым объектом (субъектом воспитания);
  • Общими целями и задачами воспитания детей;
  • Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества школы  и семьи является общая цель  создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

  1. Обеспечение качественного образования учащихся;
  2. Развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
  3. Формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
  4. Подготовка школьников к школьной жизни;
  5. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

 

Для решения этих задач используются следующие средства:

  • организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
  • привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;
  • участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
  • поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

  • формирование у родителей правильных представлений своей  роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
  • формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».

Итак, чтобы родители принимали активное участие учитель должен выбрать эффективные формы взаимодействия с семьёй, дать достоверные и полные сведения об этапах развития ребёнка. Таким образом, можно перечислить следующие формы работы классного руководителя с семьёй:

  • встречи с родителями (консультации, тренинги, мастер-классы, круглые столы);
  • информирование об успеваемости, о достижениях, о задачах учебной воспитательной работы ребёнка;
  • общешкольные и классные родительские собрания;
  • создание родительского комитета;
  • конференции для родителей;
  • творческие конкурсы по темам и др.

 

Актуальные вопросы воспитания личности в условиях реализации ФГОС