автор: Токташева Наталья Юрьевна
учитель начальных классов МБОУ лицей № 1, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Общая информация |
Ф.И.О. автора идеи маршрута: Токташева Наталья Юрьевна
Место работы, должность: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре,
МБОУ лицей № 1, учитель начальных классов
Email: toktasheva1@yandex.ru
Название Методического маршрута: “Перепись класса”. Краткосрочный внеурочный проект (3-4 класс)
Краткое название маршрута:
Перепись (проект, 3-4)
Описание Методического маршрута:
Маршрут представляет собой краткосрочный проект (рассчитан примерно на две недели) для обучающихся 3-4 класса с использованием сервисов Web 2.0, предусматривающих совместное редактирование. и способствующих активизации интеллектуальной, эмоциональной сфер и сферы практической деятельности младшего школьника. Данный проект нацелен на развитие самостоятельности, творчества обучающихся. Он позволяет сочетать индивидуальный, парный, групповой, коллективный режимы работы
Целевая аудитория:
учителя начальных классов, учителя истории, студенты педагогических специальностей.
Предмет (ы):
внеурочная проектная деятельность
Основные методы и приемы:
- Метод проектов.
- Деятельностный подход.
- Сотрудничество. Работа в группах.
4.Интерактивные методы.
5.Критическое мышление.
ИКТ:
Сервисы Web 2.0 :
Раздел 1. О методическом маршруте |
1.1. Общая информация о методическом маршруте
Актуальность:
С введением ФГОС перед школой стоят новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызывает необходимость применения новых педагогических подходов и технологий.
Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов. Учитывая значительно возросшую роль проектной деятельности с начальном обучения (по ФГОС), ее интеграцию в учебный план, становится актуальной задача более эффективного управления учебными проектами. Для этой цели нужны инструменты, позволяющие планировать этапы и координировать деятельность всех участников.
Актуальность изучения данного маршрута другими учителями состоит в том, что данный опыт проектной деятельности носит инновационный характер. Многие учителя испытывают трудности в применении интернет-ресурсов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Данный маршрут предполагает использование ИКТ и сервисов Web 2.0 во внеурочной деятельности. Коллеги, изучив маршрут, смогут транслировать на учеников своего класса.
Идея маршрута:
Тема проекта “Перепись класса” необычна для начальной школы, но чрезвычайно увлекательна для обучающихся. Основная идея заключается в том, что дети, познакомившись с понятием “перепись населения”, моделируют процесс переписи на своем классе, пробуют себя в роли переписчиков, становятся в положение исследователей и исследуемых. Для поддержания мотивации, связанной с процессом исследования, учитель создает живой, увлекательный процесс, активизирует самостоятельность младших школьников; вносит элементы познавательно-исследовательской деятельности, – одним словом, создает условия не только для проявления разнообразных способностей детей, но и для саморазвития, самопознания, самореализации.
Новизна маршрута состоит в том, учитель решает поставленные задачи и достигает планируемых результатов в инновационной для школы первой ступени форме: форме внеурочного проекта с применением сервисов Web 2.0
1.2. Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут
Методический маршрут направлен на повышение профессиональных компетенций учителя, его профессиональную, технологическую и методическую подготовку:
- профессиональная подготовка педагога к реализации требований ФГОС (создание структуры проекта, моделирующей жизненную ситуацию; в которой дети сами ставят задачу и делают выводы)
- технологическая подготовка (проектирование интерактивных заданий с использованием сервисов );
- методическая подготовка учителя по организации проекта (дети будут выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности и т.д.)
Данный опыт позволит учителям:
- создавать проекты в различных образовательных областях;
- создавать интерактивные задания с применением сервисов Web 2.0;
- создавать различные виды работ в Google документах (как для индивидуальной работы, так и для совместного редактирования);
1.3. Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся
Методический маршрут ориентирован на достижение обучающимися следующих планируемых личностных, метапредметных и предметных результатоы.
Личностные результаты:
- формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины, народ и историю;
- готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;
- уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, само достоинства и переживания подлинности личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых различных социальных и личностных ситуациях;
- Обучающиеся получают опыт применять правила общения в группе при совместной деятельности.
- В процессе групповой работы происходит формирование критического мышления, анализа и синтеза.
- Учащиеся учатся обобщать, анализировать и оценивать информацию
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- Использование различных способов поиска информации, сбора, анализа, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями проекта; в том числе умением вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме исследуемые величины, готовить свои выступления и выступать с соблюдением норм информационной избирательности, этики и этикета;
Коммуникативные УУД
- активное использование ИКТ технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на проекте с помощью учителя.
- ·проговаривать последовательность действий .
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с информацией.
- ·учиться работать по предложенному плану.
Предметные результаты:
- умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);
- ориентироваться в сущностях и причинах отдельных событий в истории родной страны;
- выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность;
- умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;
- умение , опираясь на опыт предков, определить свою гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор;
- делать выводы в результате совместной работы группы.
1.4. Какие приемы и методики используются в маршруте:
В методическом маршруты нами использованы активные и интерактивные методы обучения.
Активные методы позволяют совместно рассмотреть тему проекта, обсудить материалы видео, включить в работу всех учащихся, повысить их мотивацию к исследованию.
Активные методы взаимодействия:
- Сотрудничество.
- Групповая работа.
- Метод проектов.
Интерактивные методы обеспечивают реализацию деятельностного подхода и расширяют ресурсную базу для работы с информацией: её отбора, анализа, критического осмысления, структурирования. Позволяют фиксировать навыки практического применения полученных знаний.
Интерактивные методы взаимодействия:
- обмен информацией;
- создание общих продуктов;
- выработка общего решения в группах.
1.5. Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока (проекта, внеклассного мероприятия и т.п.)
Предложенные в данном маршруте методы характерны как для внеклассных занятий, так и для уроков окружающего мира в 3-4 классах. Например, очень хорошо провести данный проект:
1) при изучении пропедевтического курса “Край, в котором я живу” (автор Посмитная Л.С.):
– “Население Дальнего Востока многонационально. Народы, проживающие на Дальнем Востоке” (3 класс, 1 четверть);
– “Наш район (муниципальный округ) на карте Хабаровского края. Его административный паспорт: название, год создания, районный центр,число жителей, количество городов и сел Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре” (3 класс, 2 четверть)
2) При изучении предмета ”Окружающий мир”, в 4 четверти 3 класса (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин, Е. Э. Белицкая, Н. В. Иванова):
– “Народы России”;
– “Современная Россия”.
Групповая работа позволяет расширить материалы проекта, выходя за его пределы.
В проекте применяются следующие виды деятельности обучающихся
- работа в группах – работа в сервисах Web 2.0
- самостоятельная работа;
- практическая деятельность.
1.6. Форум для участников маршрута
На форуме участникам маршрута предлагается обсудить:
- вопросы, связанные с применением проектной деятельности в начальной школе, её актуальностью; с формами и методами работы детей в образовательной среде, насыщенной ИКТ – технологиями;
- привести примеры этапов проекта и творческих заданий для учеников. Данные примеры должны показать, как педагог интегрирует образовательные пространства (виртуальное и материальное), выстраивая маршрут проекта;
- актуальность использования Google – документов и сервисов для представления результатов проекта;
- Участниками форума хотелось бы видеть учителей начальной школы и среднего звена; педагогов, ведущих внеурочную деятельность. Предлагаю Вам побыть в разных ролях (участников, консультантов …, возможно, экспертов). Это зависит от опыта и желания педагога.
- Перед участниками форума ставятся задачи:
знакомство и освоение сервисов Web 2.0 и виды работ в документах Google;
- Хотелось бы обсудить маршрут с точки зрения отбора содержания, выбора технологии ( педагогического приема) и ее реализации.
- Требования к публикации сообщения на форуме: работа в блоге, используя Google+
- Предлагается поделиться на форуме идеями, мыслями о возможности использования сервисов Web – 2.0 в различных предметных областях,во внеурочной деятельности.
Раздел 2. Знания, необходимые для прохождения методического маршрута |
2.1. Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?
Учителю, изучившему данный методический маршрут, потребуются следующие знания, умения и навыки:
- Знание требований ФГОС НОО (2010г.)
- Знание технологий деятельностного типа.
- Навыки работы с документами Google.
- Навыки работы с инструкциями Web-cервисов.
- Умение составлять инструкции для детей по освоению сервисов.
2.2. Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами
Во время прохождения методического маршрута педагогам предстоит сотрудничество. Для этого потребуются:
- навыки работы в группе, умение поддерживать групповое общение, сотрудничество и взаимопомощь;
- навыки участия в обсуждении, аргументирования, ведения конструктивного диалога;
- умение точно выражать свои мысли в письменной форме;
- навыки использования средств сетевой коммуникации (чат, форум, электронная почта).
Раздел 3. Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс? |
3.1. Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?
Представленный маршрут – проект “Перепись класса” для обучающихся 3-4 классов ориентирован на формирование предметных результатов Образовательной области “Окружающий мир”. В 4 четверти изучается раздел “Современная Россия”.
3.2. Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
Подготовительный этап
Шаг 1. Введение в тему. Актуализация знаний.
Учитель предлагает детям рассмотреть Облако слов (выполнено в программе ImageChef) и определить тему проекта. Далее проводится беседа по вопросам учителя: “Как вы понимаете, что такое “перепись”? Когда вы могли слышать это слово? Доводилось ли вам самим произносить это слово? Когда?”
Шаг 2. Самостоятельная работа. Уточнение понятия в информационных источниках.
Познавательный интерес возник. Теперь задача учителя создать условия для возникновения у детей желания включиться в исследовательскую работу, спрашивает, какими источниками информации можно воспользоваться. Конечно, дети предлагают разные варианты. Создаем ситуацию выбора: учитель предлагает задание на выбор: зеленая карточка, синяя и красная. Каждая карточка предполагает либо самостоятельный поиск информации в Интернете, либо чтение готовой информации в google-документе, либо просмотр видеоролика “Считалочка”) Дети, объединившись в группы, изучают источник информации и заполняют Google – таблицу. Сводная таблица с совместным доступом позволяет детям видеть на экране или на домашних компьютерах ответы всех детей. Так, создается коллективный “понятийный образ” слова “перепись”. Делается вывод. Дети заканчивают фразу “Перепись – это…”. Вариант выполнения здания – ментальная карта или кластер.
Шаг 3. Постановка проблемы.
Следующий шаг; определение круга проблемных вопросов. Дети задают разные (все, какие приходят в голову!) вопросы, которые, по их представлению, так или иначе связаны с этой темой. Учитель фиксирует вопросы, определяя наиболее важные и второстепенные. В четвертом классе можно рекомендовать создать мишень мотивации (ранжировать вопросы, наиболее часто встречающиеся центр мишени, редко встречающиеся – по мере уменьшения баллов – удалённее от центра).
Исходя из этого, планируются задания для детей.
Проблемный вопрос:
Как думаете, зачем нужна перепись? (предположения детей)
Какие вопросы может задать переписчик? (Какая квартира? Сколько человек проживает в квартире? Есть ли дети? Их возраст? Где работают взрослые? Есть ли пенсионеры? … ).
Можем ли мы в классе провести перепись? Как мы можем её провести?(спросить ребят, провести анкетирование…) Что для этого нужно?(составить анкеты, продумать вопросы) Без чего мы не сможем её провести? (без переписных листов) Как можно назвать человека, который будет вести перепись? (переписчик)
Шаг 4. Постановка цели проекта.
На этом этапе ученики ставят цель проекта. Исходя из неё, учатся ставить цель лично для себя. Как вы понимаете, что такое “перепись класса”? Что вы можете узнать, когда будете проводить её среди одноклассников? (В каких кружках и секциях занимаются; дни рождения; с кем бы хотел сидеть за одной партой; кто может быть командиром класса…) Какую цель в проекте каждый из вас себе поставил? (Предложения ребят: провести перепись в классе; составить свои классные переписные листы; …)
Шаг 5.Формирование групп. Распределение ролей.
Каждый ребенок в начале занятия выбирает себе цветную полоску (красная, желтая, голубая, фиолетовая, зеленая).Это и будет деление на группы (“Фотографы”, “Аналитики”, “Корреспонденты”, “Исследователи”, “Программисты”). Обучающиеся рассаживаются так, чтобы получилось пять групп. Каждая группа получает своё задание , обсуждают его, намечают План работы, который оформляют в Google -документе.После деления на группы вспомнить с детьми Правила ведения дискуссии..
- Группа “Фотографы”. Их задача:
1) Пройти по ссылке: Google – карта. Поставить метку класса на карте. Указать на метке край, город, школа.(С картой работать внимательно.)
2) Выполнить Визитку класса, используя фотографии, выполненные членами группы. Оформить в сервисе Photovisi. В помощь Инструкция.
(Примерный вариант Визитка класса)
3) Заполнить Лист самоконтроля и проверить свою работу.
- Группа “Аналитики”. Их задача:
1)Выяснить: какими качествами должен обладать человек, занимающийся переписью.
2) Составить кластер, пройдя по ссылке.
3) Заполнить Лист самоконтроля.
(Примерный вариант работы учеников “Я – переписчик)
- Группа “Программисты”. Их задача:
1)Составить и провести опрос учеников класса в Google- форме , выяснив, в каком месяце у них день рождения.
2)Используя данные опроса, составить диаграмму День рождения по временам года в Google – таблице.
3) Заполнить Лист самоконтроля.
(Примерный вариант опроса Google-форме , диаграммы День рождения)
- Группа “Корреспонденты”. Их задача:
1) Создать анкету “Мои интересы” в Google – форме..(для совместного редактирования).
2) Провести опрос одноклассников по таблице.
3) Оформить в сервисе ZooBurst .В помощь Инструкция.
4) Заполнить Лист самоконтроля.
( Примерный вариант работы учеников Интересы класса.)
- Группа “Исследователи”. Их задача:
1) Провести исследование на тему: “История переписи в России”.
2) Оформить материал исследования в виде презентации.
3) Заполнить Лист самоконтроля.
(Примерный вариант “История переписи в России”)
Шаг 6. Работа в группах.Сбор информации по теме.
На этом этапе учитель:
- координирует работу групп;
- помогает разрешить затруднение в выполнении заданий;
- корректирует результаты работы учащихся с ресурсами;
На этом этапе ученики:
- знакомятся с заданиями для своей группы;
-
- знакомятся с критериями оценивания итоговых работ;
- распределяют роли в команде;
- составляют план работы над заданиями;
- обсуждают Алгоритм проведения исследования;
- выполняют исследование согласно алгоритму и данные заносят в Таблицу;
- анализируют таблицу, строит диаграммы, исходя из возможностей Google -таблицы;
- создают презентацию с обобщением полученных данных;
- создают кластер;
- отвечают на вопросы анкет.
- оформляют свою работу в сервисе, указанном в задании;
- создают текст выступления для защиты своей работы.
Каждая группа работает по заданию (уточнить срок выполнения заданий).
Задания для групп дети находят в Google – документе.
В помощь командам предлагаются документы, подготовленные учителем:
3) Инструкция Photovisi
Итоговое занятие по проекту:
Шаг 7. Представление работы групп.
Лист оценивания. Представление работ групп всему классу.
На этом этапе учитель:
- организует дискуссию по обобщению результатов исследования;
- организует рефлексию учащихся;
- подводит итог работы.
На этом этапе ученики:
- демонстрируют работы, с обязательным пояснением: как и что делали, с какой целью, какой использовали материал.
Важно дать детям возможность говорить самим.
- участвуют в рефлексии;
- дают оценку собственному вкладу в процесс выполнения учебного исследования;
Отчет о выполнении заданий дается для того, чтобы ученики определили, чему они научились по окончании работы над проектом.
Образцы готовых материалов команд:
-
- Анкета “Мои интересы” в Google – форме.
- “История переписи в России”
- Диаграмма “День рождения”
- Опрос в Google-форме .
- Кластер “Я – переписчик
Шаг 8. Итог занятия. Или скорее, обобщение
- Каждый ученик класса заполняет в стенгазете “Что интересного я узнал? Где пригодятся мне эти знания?”
Составить 2-3 предложения о проекте в сервисе Wiki Wall. Газету видит весь класс, т.к. с помощью проектора она выведена на экран.
(Примерный вариант Стенгазеты)
Шаг 9. Рефлексия
-Что дал мне этот проект?
-Чему я научился и в какой степени?
– Где могут пригодиться эти данные?
– А можем ли мы провести перепись в нашей школ?
Раздел 4. Ресурсы для реализации маршрута |
4.1. Какие технические средства или ресурсы могут потребоваться?
Для успешной реализации методического маршрута необходимы:
1) Компьютер учителя, проектор, экран, ноутбуки у учеников (в идеале – модель 1:1)
2) Высокоскоростной Интернет, Google-аккаунты у учителя и учеников (для свободного доступа к Google документам и совместного редактирования в них )
3) Толковые словари.
4)Видеоролики по теме.
5) Подготовленные заранее задания и тексты в Google -документах для работы ученикам.
Полезные ссылки:
В качестве инструментов для управления и организации учебного проекта могут быть использованы универсальные веб-сервисы с коллективным доступом, таких, как:
Раздел 5. Каким образом может быть оценен и оптимизирован методический маршрут? |
5.1. Рассмотрите и оцените каждый урок с учетом индивидуальной и групповой рефлексии.
Задание для индивидуальной рефлексии:
Оцените материально-технические возможности реализации методического маршрута. Оцените свой уровень технологической компетентности создания интерактивных заданий для своего проекта. Попробуйте самостоятельно создать интерактивное задание для проекта по выбранной Вами теме и использовать его при работе с детьми. Какие сложности возникли у Вас при выполнении этого задания?
Попробуйте предложить обучающимся выполнить задание дома. Все ли у них получилось? Насколько готовы ученики к такого рода заданиям ?
Педагогу предлагается провести SWOT-анализ своей готовности к участию в маршруте. Необходимо распределить четыре основных критерия (технические возможности, технологическая компетентность, готовность обучающихся и методические приёмы) в ту клетку, которой они соответствуют у вас.
Направляющие вопросы.
Технические возможности:
-
- Есть ли возможность обеспечить обучающихся компьютерами?
- Есть ли в классе доступ к Интернету?
Технологическая компетентность:
-
- Есть ли у вас опыт работы с доской Wiki Wall?
- Есть ли у вас опыт работы с Google-документами?
- Умеете ли вы предоставлять разные виды доступа к Google-документам?
- Умеете ли вы создавать задания в сервисах, предложенных выше?
Готовность обучающихся:
-
- Справятся ли обучающиеся с работой в сервисе Wiki Wall?
- Готовы ли обучающиеся к совместной работе в Google-документах?
- Умеют ли обучающиеся ставить цели, определять задачи проекта?
- Умеют ли обучающиеся работать с листами формирующего оценивания?
Методические приёмы:
-
- Есть ли у вас опыт создания листов оценивания?
- Необходимы ли вам дополнительные методические приёмы?
- Сможете ли вы использовать другие методические приёмы?
Распределив все критерии, педагогу предлагается написать свои комментарии (описать ситуацию). После этого можно проанализировать маршрут и составить план работы над слабыми сторонами (с учетом возможностей среды!) и угрозами (за счет сильных сторон!).
Задания для групповой рефлексии.
Задание для коллективной рефлексии.
Педагогам предлагается обсудить следующую тему: “Сервисы Web 2.0 как составляющая часть проектной деятельности в начальной школе”.
Примите участие в создании фишбоуна (“рыбья кость”).
Примечание.
В «голове» скелета обозначена проблема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты/следствия, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Хвост – решение поставленной проблемы.
5.2. Определите направления для оптимизации будущих занятий.
Продолжение работы над маршрутом может быть в виде:
- Доработка маршрута, подбор разнообразных заданий по теме для групповой работы.
- Использование разнообразных сервисов Веб 2,0 , которыми смогут овладеть ученики начальной школы.
- Подбора интернет-ресурсов по теме маршрута, направленных на удовлетворение познавательного интереса обучающихся;
- Разработки критериев оценки работы обучающегося в процессе выполнения творческой работы;
- Разработка листов оценивания для индивидуальной и групповой рефлексии обучающихся по итогам проекта.
5.3. Каким образом участники смогут применять данный маршрут в других учебных ситуациях (например, с обучающимися других образовательных ступеней или предметов)?
Предложенную в методическом маршруте форму проведения внеурочного проекта с применением сервисов Web 2.0 можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроках.
5.4. Продолжите обсуждение в режиме онлайн с коллегами-учителями вашего маршрута, например, на Образовательной Галактике Intel
Уважаемые коллеги, вы можете обсудить предложенный методический маршрут в профессиональном сетевом сообществе “Образовательная Галактика Intel”. Внимание: форум для зарегистрированных в сообществе пользователей.
Классификатор маршрута |
Классификаторы:
- Ступени обучения: начальное общее образование
- Учебные предметы: окружающий мир, информатика и ИКТ,
- Используемые средства ИКТ
— Облачные технологии
— Сервисы Web 2.0
— Интерактивное оборудование
— Интернет ресурсы
— Опросы и тесты
— Специальное ПО
- Тип уроков/занятий и преобладающая деятельность:
внеурочная , проектная, творческая