автор: Толстых Марина Владиславовна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад №66” г. Иваново.

тема: НОД по художественно – эстетическому развитию «Большое космическое путешествие»

Конспект НОД

по художественно – эстетическому развитию.

Техника: граттаж.

Тема: «Большое космическое путешествие».

Воспитатель: Толстых Марина Владиславовна.

МБДОУ «Детский сад №66» г. Иваново

 

Задачи приоритетной образовательной области:

«Художественно – эстетическое развитие»: 

Закрепить умение детей рисовать в  нетрадиционной технике – граттаж.

Формировать умение передавать композицию в сюжетном рисунке.

Воспитывать воображение и творчество.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»:

Развить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

«Познавательное развитие»:

Развить интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

формирование познавательных действий, становление сознания.

Развить воображение и творческую активность.

«Речевое развитие»:

Обогащать активный словарь детей.

Развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

«Физическое развитие»:

Развить координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук.

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними.

           

            Материалы: загрунтованные восковыми мелками и гуашью листы картона, палочка ввиде заточенного карандаша и зубочистка на каждого ребенка; фартуки и нарукавники; запись музыки  А.Рыбникова «Голубая планета» из фильма «Большое космическое путешествие» (минус); презентация.

 

Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, использование ИКТ, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

           

            Предварительная работа.

Загрунтовать восковыми мелками и гуашью листы картона.

Беседы по теме «Что такое космос?», рассматривание иллюстраций, чтение книг по теме Ю.Докучаев «Юрий Гагарин»/1981, К. Домбровский «Про Луну и про ракету»/1964, Б.Левин, Л.Радлова «Астрономия в картинках»/1978.

            

             Ожидаемый результат:

– самостоятельно использовать нетрадиционные материалы, владеть навыками нетрадиционной техники рисования граттаж и применять их;

– самостоятельно передавать композицию, используя технику рисования граттаж;

– выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

– давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

– проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

 

 

 

Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводный этап 3 мин.
Звучит музыка А.Рыбникова «Голубая планета» из фильма «Большое космическое путешествие». На экране появляются изображения космического пространства.

– Наша планета Земля находится в бескрайнем космическом пространстве. В нём множество других планет, миллиарды звёзд, колоссальные массы мелких камней, пыли, газов. И всё это называется Вселенной.

Дети заинтересовано смотрят на экран.
– Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие? – Да.
Основной этап 20 мин.
– Давайте, пофантазируем, представим, что мы с вами поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу. Как теперь будет выглядеть небо?  – Небо поменяет цвет, станет темным, звезды станут ярче, больше и станут разноцветными т.д.
– То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь (показ слайда).

– Это наша галактика – она называется Млечный путь. Часть Млечного пути – наша Солнечная система, в состав которой входят 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца (показ слайда). Давайте назовем эти планеты.

Дети называют планеты.

– Давайте посмотрим, как выглядит наша солнечная система. Какая планета находится ближе всех к Солнцу?

– Меркурий.

– Эта планета напоминает горную страну. На её поверхности много кратеров от столкновений с метеоритами. Люди не могут подлететь к Меркурию, так как он расположен очень близко к Солнцу (показ слайда).
– Какую планету иногда называют «сестрой Земли»? – Венеру.
– Да, это Венера. По размерам она напоминает Землю. На Венере постоянно бушуют грозы и бури. На этой планете есть атмосфера, но это углекислый газ, человек дышать им не может (показ слайда).

 По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необычного, если вы в иллюминаторе увидите зеленую планету – это Уран (показ слайда), красную – это Марс (показ слайда),  вокруг Сатурна обязательно будут кольца, они состоят изо льда и камней (показ слайда). Самая большая планета – это Юпитер (показ слайда). А самая маленькая планета – это Плутон (показ слайдов).

– А что это за шар голубого цвета? (показ слайда). – Земля.
– Правильно, это наша любимая планета – Земля. Какой красивой она  выглядит  со стороны!

– Понравилось вам наше космическое путешествие?

– Да.

– А сейчас я предлагаю нарисовать наше путешествие. Но сначала мы подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Дети сжимают и разжимают кулачки.

 

Загибают по порядку пальчики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети разжимают пальчики.

– Рисовать мы будем в нетрадиционной технике  граттаж. Давайте вспомним, что это за техника, что мы о ней знаем? – Граттаж – это древняя техника нанесения рисунка методом выцарапывания.
– Правильно. Мы с вами уже подготовили основу для нашего граттажа (показывает листы картона). Вспомните, как мы готовили эту основу? – Сначала вся поверхность картона  закрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем гуаши.
– Все правильно. А сейчас нам надо взять специальные палочки или зубочистки и методом выцарапывания нанести рисунок на нашу основу. Ну что все готовы? – Да.
–  Приступайте к работе и нарисуйте, каким вы увидели его в нашем путешествии.

 Воспитатель наблюдает за работой детей, индивидуальные объяснения.

Самостоятельная работа детей под  музыку А.Рыбникова «Голубая планета» из фильма «Большое космическое путешествие».
Физкультминутка.

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим.

Ходьба на месте.
Соединить руки над головой.
Подпрыгнуть.
Руки в стороны, покружиться.
Покачать руками вперед-назад.
Ходьба на месте.
Заключительный этап (рефлексия) 8мин.
Разложить на большом столе все работы.  

– Ребята, посмотрите на ваши работы. Назовите одним словом, что мы сегодня рисовали.

– Космос.

– А какую технику рисования мы использовали? – Граттаж.
– Какие работы оказались наиболее удачными? Почему? Ответы детей.
– Какие работы не очень получились? Почему?   Ответы детей.
– Какие ошибки допускали? Ответы детей.
– Что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. Ответы детей.
 – Конечно, лучшие работы привлекают наше внимание. А у кого получились не слишком удачные работы, не надо опускать руки. Немного терпения и тренировки – и у вас все получится.
– Ребята, понравилось вам наше занятие? Ответы детей.
– Хотели бы вы рассказать о нашем занятии своим друзьям и родителям? Ответы детей.
– Мне тоже понравилось наше занятие. Спасибо вам большое, вы все просто молодцы. Ответы детей.

 

НОД по художественно – эстетическому развитию «Большое космическое путешествие»