автор: Торшилова Валерия Валерьевна
Педагог- организатор МАУ ДО “Дворца творчества детей и молодёжи” города Магнитогорска
Образовательный проект “Детско- родительский клуб “Фантазёры”
Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец творчества детей и молодёжи» города Магнитогорска
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
Методический совет ДТДМ Директор МАОУ ДОД «ДТДМ»
число_________ протокол №___ ________________Н. Р. Лаптева
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Культурологической направленности
“Детско-родительский клуб «Фантазеры”
для родителей и детей дошкольного возраста
(срок реализации: 5 лет)
Автор-составитель:
Торшилова В.В.
педагог -организатор
Рецензенты программы:
Магнитогорск, 2016
Информационная карта образовательного проекта
- Тип программы: специализированная
- Образовательная область: смешанная (изо-деятельность, декоративно-прикладное творчество, хореография, цирковое искусство, досуговая деятельность)
- Направление деятельности: культурологическое,
- Уровень освоения содержания образования:
- Способ освоения:
- Уровень реализации программы: средний.
- Форма реализации занятий: групповая.
- Продолжительность реализации программы: 5 лет.
- Количество часов:
1 год обучения – 3 часа в неделю; (108 ч. за уч. год);
2 год обучения – 4 часа в неделю, (144 ч. за уч. год);
3 год обучения – 6 часов в неделю, (216 ч. за уч. год).
4 год обучения – 6 часов в неделю, (216 ч. за уч. год).
5 год обучения – 6 часов в неделю, (216 ч. за уч. год).
- Возрастной диапазон освоения программы: группы свободного набора детей 2-6 лет,
- Модульное обучение для родителей.
- Совместная деятельность родителей и детей.
Пояснительная записка
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные социологические исследования В.С. Скобкина и Е.Ю. Морич выявили, что родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка, среди них: отцы – 64, 4%, матери – 82,2%. Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
- социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
- личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
- глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).
Так как в современных условиях деятельности образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности образовательного учреждения – как работа с семьей.
По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие учреждения ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.
В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.
Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины. Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в образовательном учреждении.
Таким образом, для углубления и расширения работы с семьями воспитанников, для изменения ее содержания необходимо более широкое применение нетрадиционных методов взаимодействия.
Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побудило к созданию детско-родительского клуба «Фантазеры».
Целью, которого является: создание единого образовательного пространства учреждения и семьи. Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, педагога, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок – родитель»
Но, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей, как двух равноправных и равновеликих сторон, а в вышеперечисленных источниках работа с детьми не представлена. Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с педагогами и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действеннному. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания детско – родительского клуба «Фантазеры».
Цель и задачи образовательного проекта
Цель проекта: организация детско – родительского клуба «Фантазеры» для создания единого образовательного пространства образовательного учреждения и семьи.
Задачи:
- Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами;
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
- Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;
- Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами образовательного учреждения;
- Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;
- Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни
Критерии:
- Повышение количественного состава участников клуба «Фантазеры»
- Инициативность и активность родителей в работе клуба «Фантазеры»
- Способность рефлексии родителями собственных возможностей.
Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Благодаря систематической работе клуба и деятельности педагога у детей отмечается высокое развитие психологических, интеллектуальных, эмоциональных и творческих процессов. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я- концепции».
В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско – родительского клуба «Фантазеры» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель – ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога с детьми в рамках работы клуба «Фантазеры», выявляется характер детско–родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: межсемейный проект «Чудо-малыши», модульное обучение для родителей, организация предметно – развивающей среды и др Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью клуба.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Клуб «Фантазеры» – это занятия детей, занятия детей с родителями в зависимости от возраста, ежемесячные мероприятия, модульное обучения родителей. Продолжительность занятий 1час для групповых занятий детей, 30 минут для межсемейного проекта «Чудо-малыши», 1час для модульного обучения родителей, 1 час для проведения досуговой деятельности, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап:
– проведение анкетирования родителей,
– выявление социального заказа родителей
– обобщение результатов и выдвижение задач.
Основной этап:
– разработка образовательной программы для всех видов деятельности, относящихся к данному проекту,
– методическое обеспечение проекта
– материально-техническое обеспечение
Оценочный этап:
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, выполнение социального заказа общества, развитие детско – родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок» через совместную деятельность.