автор: Торшилова Валерия Валерьевна

Педагог- организатор МАУ ДО “Дворца творчества детей и молодёжи” города Магнитогорска

Образовательный проект “Детско- родительский клуб “Фантазёры”

Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодёжи» города Магнитогорска

 

УТВЕРЖДЕНО:                                                                            УТВЕРЖДЕНО:

Методический совет ДТДМ                                                      Директор МАОУ ДОД «ДТДМ»

число_________ протокол №___                                              ________________Н. Р. Лаптева

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Культурологической направленности

“Детско-родительский клуб «Фантазеры”

для родителей и детей дошкольного возраста

(срок реализации: 5 лет)

 

Автор-составитель:

Торшилова В.В.

педагог -организатор

Рецензенты программы:

 

Магнитогорск, 2016

Информационная карта образовательного проекта

 

  1. Тип программы: специализированная
  2. Образовательная область: смешанная (изо-деятельность, декоративно-прикладное творчество, хореография, цирковое искусство, досуговая деятельность)
  3. Направление деятельности: культурологическое,
  4. Уровень освоения содержания образования:
  5. Способ освоения:
  6. Уровень реализации программы: средний.
  7. Форма реализации занятий: групповая.
  8. Продолжительность реализации программы: 5 лет.
  1. Количество часов:

1 год обучения – 3 часа в неделю; (108 ч. за уч. год);

2 год обучения – 4 часа в неделю, (144 ч. за уч. год);

3 год обучения – 6 часов в неделю, (216 ч. за уч. год).

4 год обучения – 6 часов в неделю, (216 ч. за уч. год).

5 год обучения – 6 часов в неделю, (216 ч. за уч. год).

  1. Возрастной диапазон освоения программы: группы свободного набора детей 2-6 лет,
  2. Модульное обучение для родителей.
  3. Совместная деятельность родителей и детей.

 

Пояснительная записка

    Одна  из актуальных проблем, относящихся к вечным  проблемам  человечества, – воспитание  детей. Сегодня  эта проблема  обсуждается  педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные  социологические   исследования В.С. Скобкина и Е.Ю. Морич выявили, что родители  детей  дошкольного  возраста  среди  приоритетных  жизненных  ценностей  называют  воспитание  ребенка, среди них: отцы – 64, 4%, матери – 82,2%. Практика  и  проведенные  научные  исследования, показывают,  что   родители  испытывают  трудности  в  воспитании   детей, которые  объясняются  целым  рядом  причин: 

  •  ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  •  социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
  •  глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

        Так как в современных условиях деятельности образовательного учреждения приоритетным направлением  является  работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности  образовательного учреждения – как работа с семьей.  

      По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие учреждения ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.

   В современных социально-экономических условиях,  родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.

   Как показывают  современные исследования,  у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А  это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим  ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации,  дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.  Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в  образовательном учреждении.

  Таким образом, для углубления и расширения работы с семьями воспитанников, для изменения  ее содержания  необходимо более широкое применение нетрадиционных  методов взаимодействия.

Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

  Семья основной институт социализации ребенка.  Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это  побудило к созданию  детско-родительского клуба  «Фантазеры».  

        Целью, которого является: создание единого образовательного пространства учреждения и семьи. Задача  образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.  

   В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, педагога, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.

   Повышение   педагогической  культуры  родителей  разрешает  сложившиеся  противоречия  между имеющимся воспитательным  потенциалом  семьи  и  его  не достаточным использованием.

   Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства  учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок – родитель»

Но, решение проблемы сплочения  семьи, сближения взрослых   и детей   невозможно  без  участия  ребенка и родителей, как  двух равноправных и равновеликих сторон, а в вышеперечисленных  источниках  работа с детьми не представлена.  Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с педагогами и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действеннному. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания  детско – родительского клуба «Фантазеры».

Цель и задачи образовательного проекта

Цель проекта: организация  детско – родительского клуба «Фантазеры» для создания единого образовательного пространства  образовательного учреждения и семьи.

Задачи:

  1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами;
  2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
  3. Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;
  4. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  образовательного учреждения;
  5. Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;
  6. Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни

Критерии:

  • Повышение количественного состава участников клуба «Фантазеры»
  • Инициативность и активность родителей в работе клуба «Фантазеры»
  • Способность рефлексии родителями собственных возможностей. 

 Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Благодаря систематической работе клуба и деятельности педагога у детей отмечается высокое развитие психологических, интеллектуальных, эмоциональных и творческих процессов. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я- концепции».

   В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско – родительского клуба «Фантазеры» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель – ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога с детьми в рамках работы клуба «Фантазеры», выявляется  характер детско–родительских отношений, определяются  проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: межсемейный проект «Чудо-малыши», модульное обучение для родителей, организация предметно – развивающей среды и др Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью клуба.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

   Клуб «Фантазеры» – это занятия детей, занятия детей с родителями в зависимости от возраста, ежемесячные  мероприятия, модульное обучения родителей. Продолжительность занятий 1час для групповых занятий детей, 30 минут для межсемейного проекта «Чудо-малыши», 1час для модульного обучения родителей, 1 час для проведения досуговой деятельности, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап:

–  проведение анкетирования родителей,

 – выявление социального заказа родителей

– обобщение результатов и выдвижение задач.

Основной этап:

– разработка образовательной программы для всех видов деятельности, относящихся к данному проекту,

– методическое обеспечение проекта

– материально-техническое обеспечение

Оценочный этап:

  Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, выполнение социального заказа общества, развитие детско – родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок» через  совместную деятельность. 

Образовательный проект “Детско- родительский клуб “Фантазёры”