автор: Тотикова Мадина Эдиковна
Социальный педагог
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Северский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Занятие по социально-бытовой ориентировке «Приготовление фруктового салата»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Северский реабилитационный центр для детей и

подростков с ограниченными возможностями»

Конспект занятия 

 «Приготовление фруктового салата»

(для детей старшего дошкольного возраста

 с интеллектуальными нарушениями)

                                                                                            Социальный педагог:

                                                                                            Тотикова М.Э.

                                                                                                                 

пгт Черноморский,

2024 г.

Цель: знакомство детей с процессом приготовления холодного блюда – фруктовый салат. 

Обучающие задачи:

– учить детей отгадывать фрукты по мнемодорожкам; 

– соотносить названия фруктов с их внешними характеристиками;

– закрепить знания детей названий и полезных свойствах фруктов, в каком виде употребляются в пищу человеком;

– формировать понимание текста загадки и соотносить его с предметами и образами по содержанию;

– научить детей навыкам практической деятельности по приготовлению простых блюд; учить мелко и аккуратно нарезать овощи для салата;

– формировать элементарные  умения по приготовлению пищи;

– развивать умение правильно пользоваться ножом (нарезка фруктов).

Развивающие задачи:

– развивать эстетический вкус при оформлении салата;

– развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, усидчивость.

Воспитательные задачи:

– воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доставлять радость себе и другим, умение работать в коллективе. 

– формировать навыки безопасного обращения с опасными предметами (нож) в быту;

– воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Материалы и оборудование:

– продукты для салата: яблоки, груши, бананы, апельсины, йогурт;

– разделочные доски, ножи, ложка, поднос, салатница, салфетки, фартуки, головные уборы;

– Пак «Колибри», презентация к занятию с заданиями, мнемодорожки – отгадки, корзина для фруктов, схема приготовления фруктового салата.

Используемые технологии:

1.Здоровьесбергающие технологии: пальчиковая гимнастика «Апельсин».

  1. ИКТ.
  2. Игровые технологии.

Звучит  музыка в группу заходят дети.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

1.Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. 

 (На экране появляется изображение Чебурашки с апельсином). 

Ой,  кто это к нам пришёл?

II Основная часть

Чебурашка: Привет, ребята! …Я тоже очень рад вас видеть!

Педагог: Ребята, а что у Чебурашки в лапках?

Дети: Апельсин.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что Чебурашка очень любит апельсины и кроме них никаких других фруктов не знает. Давайте расскажем ему, какие ещё бывают фрукты.

Дети: Яблоки, груши, бананы и т.д.

Педагог: А где растут фрукты?

Дети: В саду, на деревьях.

Педагог: Ребята, а для чего людям нужны фрукты?

Дети: Они очень вкусные и полезные.

Педагог: Правильно ребята, фрукты содержат полезные для нашего организма витамины, особенно зимой. Витамины укрепляют наше здоровье. Кто хочет быть здоровым, тот кушает фрукты. В каждом фрукте свои витамины. Я вам и Чебурашке сейчас немножко расскажу про них, а вы мне поможете.

Яблоко – этот фрукт богат витаминами и питательными веществами. Яблоки приносят пользу всем: очищают кровь, укрепляют кровеносные сосуды. Свежее сочное яблоко богато витамином С, который поможет нам бороться с простудой и гриппом. Яблочный сок – уничтожает микробы.

Груша – это фрукт, который содержит витамин В9, необходимый для роста клеток в организме и их здоровья; витамин А и немного аскорбиновой кислоты. Грушу употребляют при заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при лихорадке и повышенной температуре. Также грушу употребляют для нормализации пищеварения.

Бананы – растут в южных странах. Бананы содержат большое количество калия, полезного для работы нашего мозга, сердца и мышц.

Апельсин – фрукт, который напоминает нам солнце. Благодаря своим полезным свойствам, дарит людям энергию, улучшает здоровье и помогает эффективно бороться с вирусными заболеваниями. Родиной апельсина считается Китай. «Апельсин» означает китайское яблоко. В апельсине содержатся витамины: А, В и большое количество витамина С. Ну и самое главное, не злоупотребляйте этим фруктом – может быть аллергия– особенно у малых детей.

Педагог: А ещё апельсин поможет нам размять наши пальчики. 

Проводится пальчиковая игра «Апельсин».

Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька – для утят
Эта долька – для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти).

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь – кто куда!

Педагог: Молодцы! Ребята, Чебурашка мне сказал, что хочет попробовать эти фрукты.  

Педагог: Конечно же, Чебурашка, эти фрукты можно есть и сырыми, каждый отдельно, но хорошие хозяйки знают, как из них можно приготовить что-то вкусненькое. Ребята, что же готовят из фруктов?

Дети: сок, варенье, джем, мороженое, компот, йогурт…

Педагог: Да, а ещё из фруктов можно приготовить салат! Как он будет называться? 

Ответы детей: (Фруктовый.) 

Педагог: Фруктовые салаты подаются на десерт вместо сладких блюд или вместе с ними. Поэтому фруктовые салаты называют иногда фруктовыми десертами. Фруктовый салат богат витаминами, которые необходимы нашему организму, чтобы мы были здоровыми.

Педагог: Вы теперь знаете, что такое фрукты и для чего они нужны. Давайте перейдём к приготовлению нашего салата. Вы готовы?

Дети: Да.

Педагог: А из каких фруктов будем готовить салат, мы сейчас узнаем. 

Работа с опорными мнемокарточками «Отгадай скрытый фрукт» 

 Педагог: Ребята, посмотрите, мы имеем карточки, на которых нарисованы схемы – признаки фрукта, который вам нужно отгадать его. 

(дети попытаются догадаться, что на них за фрукт «заколдованный» с помощью схематической загадки). 

Педагог: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. Сегодня мы будем учиться быть самостоятельными, учиться готовить салат, чтобы вы могли дома порадовать близких. Но прежде вспомним правила техники безопасности. Какой опасный предмет нам пригодиться в работе? 

Дети: нож.  

Педагог: Правильно, а какие правила при работе с ножом нужно соблюдать?

(Ответы детей). (На слайде педагог показывает правила работы с ножом).

Педагог: Молодцы. 

– нож берут только после того, как скажут, что можно приступать к работе;

– нож передают ручкой вперёд, лезвием от себя;

– режут им только на кухонной доске;

– не размахивать ножом.

Педагог: Какое самое важное правило мы должны знать, перед началом приготовления любой пищи? 

Дети: Необходимо тщательно помыть руки и фрукты. 

Педагог: Правильно! А ещё перед началом приготовления пищи мы должны надеть фартуки, одеть колпаки. (Дети моют руки, одевают с помощью взрослого фартуки и колпаки на голову.)

Педагог: Ребята, давайте приступим к приготовлению салата. Фрукты будем нарезать кубиками, это один из способов нарезки, используемый в кулинарии. После того, как нарезали фрукты на доске, перекладываем их в салатницу.

Практическая деятельность.

Каждый ребенок нарезает определенный фрукт на разделочной доске и перекладывает в салатницу.

(Во время нарезки можно прочитать стихотворение Марины Борисовны Радионовой «Как мы готовили салат»:

Чтоб в группе угостить ребят,

Решили сделать мы салат,

Но что в салат наш прожить?

Об этом надо всех спросить!

-В салате должен быть банан!

Воскликнул сразу же Степан.

А вот Маша и София

Хотят положить апельсины.

– Я очень яблоки люблю,

И только их в салат кладу!

Всем объявила наша Мила

И сразу фартучек надела.

– Можно йогурта немножко?

Спросил тихонечко Артёмка,

– Его положить буду рад,

Нежнее станет наш салат!

Все дружно принялись за дело,

Работа вскоре закипела.

С ножом работай осторожно,

Не то пораниться им можно!

Добавим йогурта и вот,

Дежурный всех к столу зовёт.

На славу вышел наш салат

И все ребята говорят:

– Так вкусно не сготовить маме,

Ведь это сделали мы сами!

Педагог: Фруктовый салат будем заправлять йогуртом. Йогурт – это кисломолочный продукт обычно с фруктовыми добавками. 

(Дети добавляют в нарезанные фрукты йогурт и перемешивают)

После завершения работы дети убирают свое рабочее место, моют руки.

Рефлексия. Чем мы сегодня занимались на занятии? Какие фрукты использовали для салата? Какая польза от нашего салата? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Педагог: Ребята, теперь вы знаете как делать фруктовый салат. Это вкусно и полезно, вы можете угощать своих друзей. 

Педагог: А сейчас приглашаю вас  за стол, будем пробовать наш фруктовый салат. Приятного аппетита!

Занятие по социально-бытовой ориентировке «Приготовление фруктового салата»