автор: Трусова Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы ЧОУ “Школа-интернат “Абсолют”
Разработка урока по литературе (“Быть Человеком!” по рассказу М.Горького “Данко”)
Разработка урока по литературе (“Быть Человеком!” по рассказу М.Горького “Данко”)
Тема: Быть Человеком…(по легенде о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Цели:
- проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия
- через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения:
Текст легенды, мультимедийная презентация, видеоролики
Основные понятия: героизм. Теория литературы – противопоставление
Ход урока
- Вступительная часть урока. Просмотр видеоролика о герое. (1.10)
Беседа
-А какие ассоциации возникают у вас со словом ГЕРОЙ?
Вам надо записать не меньше пяти ассоциаций. (2.мин)
На доске потом проверка: мужество, бесстрашие, самоотверженность, самопожертвование, любовь к людям.(1 мин.)
БЕСЕДА
Кого мальчик из социального ролика представлял героями? (ветеранов ВОВ, врачей, учителей, воспитателей и родителей). То есть для него подвиг можно совершать в обычной жизни, среди суеты дней). А что объединяет всех тех, кого вы перечислили? (Люди, способные действовать, принимать решения, вести за собой)(2 мин.)
А теперь посмотрим опять на экран (видео о Данко). О ком идёт речь? (О Данко) (30 сек)
Правильно. На прошлом уроке мы с вами познакомились с легендой о Данко. Ребята, он герой? (Да) Он обладает всеми качествами, которые мы назвали? А разве любой человек не должен быть мужественным, самоотверженным, бесстрашным, не должен разве он любить ближних?
Давайте сформулируем сейчас тему нашего урока.
Тема: «Быть Человеком (по легенде о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)
В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков. На раннем этапе творчества Горького интересует характер, личность, как проявление индивидуального в человеке.
Для дальнейшей работы нам понадобятся оценочные листы, которые лежат у каждого на партах. В них мы будем фиксировать выполнение заданий.(1 мин.)
Задание 1. Давайте же, исходя из нашей темы, определим главную проблему урока (работа в группах, пишут проблему на листах)
-Как стать героем?
-Можно ли в человеке развить героизм?
-Как стать Человеком
-Кто, по мнению М.Горького, может называться человеком с большой буквы?
(группа, правильно определившая проблему, ставит в оценочный лист +)(1 мин.)
Задание 2.
-А какие слова можно взять эпиграфом к легенде?
1.Безумству храбрых поём мы песню (М.Горький)
2.Если только для себя, то зачем ты? (М.Горький)
- Хорошие люди умирают, а дела их живут (Русская пословица)
4.Скромность всякому к лицу. (Русская пословица)
5.Тот человек пустой, кто полон самим собой. (Русская пословица)
6.Кто жил для народа, тот живет вечно. (Русская пословица)
7.Чем труднее дело, тем выше честь. (Русская пословица)
Кто правильно выбрал эпиграф, поставьте в оценочный лист +)(1 мин.)
Задание 3.
Теперь поработаем с текстом. У вас всех было домашнее задание. Вам надо было выучить наизусть наиболее понравившийся эпизод легенды. Сейчас три человека из каждой группы выступят, и все члены группы поставят в оценочный лист +. Если же никто из группы не сумел выступить с домашним заданием, то вся группа ставит -.
– получается, что не все выбрали описание поступка Данко, кто-то обратил внимание на поведение толпы, кто-то на описание природы. Скажите, какой приём использует писатель, чтобы показать контраст между Данко и людьми, которым он помогал?
Задание 4. 1 группа – зачитает противопоставление в описании природы. 2 группа – противопоставление в описании племени, 3 группа – противопоставление в показе людей и Данко. Сейчас один человек из каждой группы выступит, и все члены группы поставят в оценочный лист +.(5 мин)
Задание 5.Продолжи предложение. (10 мин)
1 группе
1.Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар…(волю свою)
-
- Никто уже, испуганный смертью, не боялся..(рабской жизни)
- И вот стали роптать на…(Данко)
- Не своротить камня с пути…(думою)
- Кто ничего не делает, с тем ничего …(не станется)
- Что мы тратим силы на…(думу и тоску)
- Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он…(конец)
- А он шел впереди их и был…(бодр и ясен)
- Остановились они и под торжествующий шум…(леса)
2 группе
- Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их…(благородства)
- И нельзя было ему ждать от них..(пощады).
- Люди всё сидели и …(думали)
- Вы только шли и не умели сохранить силы на путь…(более долгий)
- Вы только шли, шли, как…(стадо овец)
- Стали плотнее окружать его, чтобы легче им было..(схватить и убить)
- Тогда и в его сердце вскипело…(негодование)
- Но от жалости к людям оно…(погасло)
- И вот его сердце вспыхнуло огнем желания…(спасти их)
3 группе
- Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была…(степь)
- Там были болота и тьма, потому что лес был… (старый)
- И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к …(степному простору)
- Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар…( волю свою)
- Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда…(смелы)
- Всё гуще становился лес, всё меньше было…( сил)
- Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали…(духом)
- К Данко повёл людей из леса, благодаря своему…(мужеству)
- Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и …(засмеялся гордо).
Если ваша группа набрала более 5 правильных ответов, поставьте +
Физминутка (зарядка для глаз)(2 мин.)
Задание 6.
Почему люди поверили Данко? Найдите подтверждение в тексте. Выпишите цитату и сделайте вывод (группа, правильно определившая проблему, ставит в оценочный лист +)
“Красивые – всегда смелы”, – так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)
– Какой момент следует считать кульминационным, почему?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
– Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?
(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
– Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой…
– Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.
– Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)
Если ваша группа правильно ответила на данный вопрос, поставьте + (6 мин.)
Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время – рубеж столетий, столкновение эпох – делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. От людей требуются поступки, участие в историческом творчестве, которого невозможно избежать, так как личность помимо воли вовлекается в поток времени. Можно уйти от активного действия, подчинившись обстоятельствам, или бороться, утверждая себя. Это неоднозначное и весьма противоречивое понимание роли человеческой личности, ее предназначения и определяет пафос и проблематику ранних рассказов Горького.
Задание 7.
Итак, мы с вами попытались разобраться в том, что же такое по М.Горькому БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.А как считаете вы? Группам необходимо написать синквейн на тему ЧЕЛОВЕК.
За правильный синквейн поставьте + (5 мин)
Таким образом, многое, что мы хотели сказать о человеке, мы уместили в нескольких словах. Поиск ключевых слов и фраз– главное достоинство синквейна.
Итак, мы с вами поняли, что влияло на пафос и проблематику ранних рассказов М.Горького, выяснили писательскую концепцию человека, составили собственное видение о том, каким должен быть человек в целом.
Домашнее заданиеА теперь вернёмся к началу нашего урока. Мы с вами смотрели социальный ролик. Подобные видеоролики очень популярны в наше время. Но прежде чем снять видео, авторы пишут текст. Вот и каждому из вас в тетради надо будет написать текст к РОЛИКУ, ПОДХОДЯЩЕМУ ПОД ТЕМУ НАШЕГО УРОКА: «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ…»
Вывод: Вот так подошёл к концу наш урок. Думаю, вы поработали хорошо. Самое время посчитать плюсы, которые получили ваши группы. Если их 6-7, то поставьте себе «5», если их 4-5, то поставьте себе «4», если их 3, то поставьте себе «3». Поднимите руки те группы, у кого 5, у кого 4, у кого 3.
А теперь я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего занятия. В вазочку все присутствующие положат сердечко и скажут слово, с которым ассоциируется у него сегодняшний урок.
Оценочный листок
Задание 1 | Определение проблемы урока (записать) | |
Задание 2 | Определение эпиграфа (записать) | |
Задание 3 | Чтение прозаического текста наизусть | |
Задание 4 | Работа с текстом легенды (найди противопоставление и прочитай) | |
Задание 5 | Работа с текстом (Продолжи предложение) | |
Задание 6 | Письменная работа (развёрнутый ответ на вопрос)
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
|
Задание 7 | Синквейн «Человек»
____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
|
Итого : плюсов – оценка –
Критерии оценки: 6-7 плюсов – «5», 4-5 плюсов – «4», 3 плюса – «3» |