автор: Тужилова Нелли Агзамтдиновна

учитель-логопед МОУ ИРМО “Уриковская СОШ”

Проблемы формирования профессиональных компетенций у специалистов, взаимодействующих с семьей ребенка с нарушениями коммуникации и речи

 

 

Научная статья

Проблемы формирования профессиональных компетенций у специалистов, взаимодействующих с семьей ребенка с нарушениями коммуникации и речи

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия учителя-логопеда с семьями школьников с нарушениями речи, есть  необходимость всех специалистов сотрудничества образовательного учреждения с семьями воспитанников. Обозначены задачи способствующие интеграции семейного воспитания и воспитания школьников с нарушениями речи. Определены условия, позволяющие эффективно вовлекать родителей в коррекционный процесс. В школе осознанное чтение –  это умение понимать прочитанный текст, анализировать его и делать выводы. Для младших школьников важно развивать этот навык, чтобы помочь им лучше усваивать учебный материал и успешно учиться в школе.

Согласно определению Г. М. Ивлевой осознанное чтение – это чтение не только правильное, но и осмысленное, то есть понимание идеи и смысла прочитанного текста [3].

Навык осознанного чтения формируется постепенно и на протяжении достаточно длительного времени. При этом данный процесс должен быть организован и целенаправлен со стороны педагога. Одной из приоритетных задач при взаимодействии педагогов является повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи. Делается важный вывод: главной предпосылкой для повышения эффективности работы специалистов, является активное участие семьи в коррекционно-образовательном процессе [2]. Таким образом, в практике семейного и общественного воспитания можно отметить устойчивую тенденцию к объединению совместных усилий. Поэтому проблема организации эффективного взаимодействия педагогов с семьями детей с нарушениями речи остается актуальной, нужно развивать навык чтения (в том числе его смысловой стороны) может быть сформирован тогда, когда ребенок усваивает образ буквы, без проблем и в разных ситуациях (другой шрифт, перевернутое состояние и т. п.) узнает заданную букву, правильно ее называет. Следующий уровень связан с умением соединять буквы в слоги, слоги в слова. Далее несколько слов объединяются в целое предложение, фразу [3]. 

Родители, которые лишены специальной подготовки и не имеют специальных знаний о том, как именно помочь своему ребенку с нарушением развития, в большинстве случаев испытывают серьезные трудности в оценке возможностей ребенка, анализе сложившейся ситуации и оказании конкретной помощи, для детей  навык осознанного чтения формируется с трудом, что обусловлено несформированностью таких высших психических функций, как недоразвитие познавательных процессов, недостатки слухоречевой памяти, отставание в развитии эмоционально-волевой сферы.  Часто поднимается проблема социального взаимодействия, места семьи в обществе. Из ответов родителей, мы видим, что поначалу они считают, что наличие ребенка с нарушением отталкивает окружение, к ним начинают относиться негативно. Многие отмечают, что им казалось, что их ребенка несправедливо обижали или же не включали в детские игры. Однако по прошествии времени, когда родители более глубоко начинали понимать проблему своего ребёнка, приходило понимание окружающей ситуации и восстановление социальных контактов. Так же во многом в социальном окружении помогает общение именно на таких форумах. Такое общение обеспечивает необходимую поддержку родителей, а так же помогает наладить новые контакты.

По мнению Р. И. Лалаевой, дефицит техники чтения проявляется в большом количестве ошибок, низком темпе чтения, повторе читаемых слов и фраз. Обучающимся порой невозможно после чтения текста выделить главную мысль, установить последовательность событий, причинно-следственные и временные связи. Большие сложности возникают при описании героев и оценивании их поступков. Долгое время дети не могут передать смысл читаемого текста с помощью интонации и других средств выразительности. Исследователь отмечает специфические проблемы, к которым относятся: монотонность, отсутствие пунктуационной интонации, несоблюдение пауз и др [4].

Следовательно, процесс формирования навыков осознанного чтения у младших школьников должен быть выстроен с учетом специфики нарушения, реализовываться на основе дифференцированного подхода.

Для формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с развития можно использовать следующие методики и подходы:

  1. Начинать обучение с простых текстов и постепенно усложнять материал. Используйте короткие и понятные тексты, которые можно обсудить после прочтения.
  2. Обсуждать с учениками содержание текста, задавать им вопросы и проверять их понимание. Постарайтесь выяснить, что ученик понял, а что нет, и объяснять непонятные моменты.
  3. Постепенно вводить упражнения по анализу текста, раскрывая каждый раз новые аспекты чтения.
  4. Поощрять детей к самостоятельному чтению и развивать интерес к литературе, помогая им выбирать подходящие книги и стимулируя их к обсуждению.

Анализ теоретических исследований позволил определить этапы навыков формирования осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития:

  1. Этап подготовки к восприятию произведения. На этом этапе будут также проводиться лексико-семантическая работа. Нужно познакомить детей с изобразительными средствами. Образно-выразительные средства языка (тропы) – это слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении. Фигуральность – основная характеристика изобразительно-выразительных средств [2]. 

Лексико-семантическая работа позволяет уточнить значение слов, формирует умение употреблять слова в соответствии с их значением в конкретной ситуации. В процессе формирования навыков осознанного чтения у младших школьников на данном этапе целесообразно использовать средства наглядности, которые облегчат процесс понимания значения слов.

  1. Этапы чтения и анализа произведения. На этих этапах анализируют структуру текста, работают с вопросами для формирования умения извлекать из текста необходимую информацию, выполняют проблемные задания, анализируют структуру текста, делают стилистический анализ, анализ образов.

Важным этапом работы является тщательный анализ содержания произведения, который предполагает объяснение незнакомой лексики, усвоение последовательности событий, установление логических и причинно-следственных связей между эпизодами, поступками героев, выявление мотивов их поведения, характерных черт, эмоционального состояния, взаимоотношений друг с другом, определением главной мысли. 

На этапе работы с текстом также целесообразным является использование приемов «чтение с остановками», «верные и неверные утверждения». Данные приемы позволяют установить обратную связь с учащимися, узнать, что из прочитанного заинтересовало детей, произвело на них большее впечатление, оценить уровень понимания текста [Авдеева]. 

Чтение с пометками, озаглавливание текста формируют умение анализировать полученную информацию, осмысливать её по-новому, анализировать структуру текста, используемые средства выразительности.

Интересные тексты у автора И. В. Мальцевой с занимательными заданиями на осмысление можно использовать для детей дошкольного возраста с ЗПР.

  1. Предлагаем ребенку прочитать рассказ и раскрасить все овощи, которые поливала Оля, или соединить подарки так, как дарил их Дед Мороз. Ребенок выбирает из избыточного количества картинок нужную и раскрашивает. Подобные задания возможно составить к любому другому тексту.
  2. Следующий вариант задания, рассмотреть 2 картинки. Прочить текст и раскрасить ту картинку, которая соответствует тексту.
  3. Прочить рассказ и выбрать нужные слова по смыслу. Обвести их. То есть ребенок имеет возможность обводить слова по специальной пунктирной линии. Увлекательное занятие стимулирует ребенка к чтению. 
  4. Иллюстрирование смысла текста.

Использование вышеперечисленных приемов и методов позволяет формировать у младших школьников умение работать с текстом, умение работать во взаимодействии с другими учащимися. 

  1. На этапах обобщения использовать литературные игры (литературные головоломки, составление кроссвордов, литературные викторины), словесное и графическое иллюстрирование для привлечения интереса к чтению. 

Приемы графического или словесного иллюстрирования способствуют формированию наглядных представлений и образов у учащихся, помогают развивать речь детей [5]. 

Таким образом, процесс формирования навыков осознанного чтения у младших школьников должен быть осуществлено поэтапно, с использованием средств наглядности и специальных упражнений. При этом необходимо реализовать комплексный подход, направленный на формирование высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и речеслуховой памяти.

 

 

Проблемы формирования профессиональных компетенций у специалистов, взаимодействующих с семьей ребенка с нарушениями коммуникации и речи